Диагностика математических способностей детей

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4

муниципального образования Каневской район

Подготовила :

старший воспитатель МБДОУ детского сада №4

Белицкая Анна Алексеевна

станица Каневская

2013 г.

Обоснование . (слайд «Представление»)

Существует значительное разнообразие видов одаренности, которые могут проявляться уже в дошкольном возрасте. В их числе интеллектуальная одаренность, которая во многом определяет склонность ребенка к математике, развивает интеллектуальные, познавательные, творческие способности.

Для детей с интеллектуальной одарённостью характерны следующие черты:

  • высоко развитая любознательность, пытливость;
  • способность самому «видеть», находить проблемы и стремление их решать, активно экспериментируя;
  • высокая (относительно возрастных возможностей) устойчивость внимания при погружении в познавательную деятельность (в области его интересов);
  • раннее проявление стремления к классификации предметов и явлений, обнаружению причинно-следственных связей;
  • развитая речь, хорошая память, высокий интерес к новому, необычному;
  • способность к творческому преобразованию образов, импровизациям;
  • раннее развитие сенсорных способностей;
  • оригинальность суждений, высокая обучаемость;
  • стремление к самостоятельности.

В качестве основных направлений работы с детьми, имеющими склонность к математике, можно выделить: определение склонности ребёнка, разработка индивидуальных программ развития способностей ребёнка, дополнительное образование.

Я хочу остановиться на первом этапе — определение склонности ребенка к математике.

Ввиду внедрения ФГТ в образовательный процесс ДОУ особенно остро встал вопрос мониторинга, т.е. постоянного отслеживания качества дошкольного образования. Для того, чтобы результат мониторинга стал достоверным, необходимо грамотно подойти к вопросу диагностики уровней развития детей по образовательным областям и интегративным качествам. В современном понимании, педагогический мониторинг – это система методов и приёмов, специально разработанных педагогических технологий, тестовых заданий, позволяющих определить уровень профессиональной компетенции педагогов, уровень развития ребёнка-дошкольника. Главное назначение мониторинга – анализ и устранение причин, порождающих недостатки в работе, накопление и распространение педагогического опыта, стимулирование творчества, педагогического мастерства. (слайд «Цель мониторинга»).

Для проведения мониторинга в детском саду авторами примерной основной общеобразовательной программы «Детство» разработано научно-методическое пособие, один из разделов которого посвящён определению уровня математического развития детей старшего возраста. (слайд «Мониторинг»)

Цель диагностики: отслеживание достижений в овладении ребёнком средствами и способами познания, выявление одарённых детей в области математического развития.

  Форма организации: проблемно-игровые ситуации, проводимые  индивидуально с каждым ребёнком.

Авторами предложено несколько диагностических ситуаций: «Войди в избушку», «Восстановим лесенку», «Исправь ошибки», «Какие дни пропущены» и «Чей рюкзак тяжелее».

В сентябре 2011 – 2012 учебного года педагогами нашего дошкольного учреждения были применены эти диагностические ситуации, по результатам которых предполагалось заполнить диагностические карты детей группы. (слайд «Избушка»)

Диагностическая ситуация «Войди в избушку».

Цель. выявление практических умений детей 5-6 лет в составлении чисел из 2-х меньших и в осуществлении поисковых действий.

На трёх избушках, расположенных в ряд, цифрами (6, 9,7 соответственно) обозначено количество золотых монет. К избушкам ведут следы. Забрать монеты сможет только тот, кто откроет дверь. Для этого надо наступить на левые и правые следы вместе столько раз, сколько показывает цифра. (Отмечать карандашом).

  Педагог. Какую избушку ты выбрал? На какие следы наступишь? Если хочешь, то войди в другие избушки?

диагностическая ситуация

  Диагностическая ситуация «Исправь ошибки и назови следующий ход»

Цель – выявление умений детей соблюдать последовательность ходов, предлагать варианты исправления ошибок, рассуждать, мысленно обосновывать ход своих действий.

Ситуация организуется без практических действий. Ребёнок следит за ходом взрослого, комментирует свой ход, исправляет ошибки.

Педагог. Представь, что мы с тобой играем в домино. Кто-то из нас допустил ошибки. Найди их и исправь. Первый ход был моим (слева).

По мере обнаружения ошибок ребёнку задаётся вопрос: «Кто же из нас допустил ошибки? Как их исправить, используя дополнительные фишки?»

диагностическая ситуация

Слайд «Фото ребёнка» (2 шт)

В результате были получены в основном, низкие результаты по группе. В начале учебного года применение данных методик оказалось нецелесообразно. Знания большинства детей недостаточно сформированы, способности к рассуждению и обоснованию действий плохо выражены. Кроме того, предложенных ситуаций не хватает для диагностики всех направлений математического развития детей.

После проведения диагностики педагогам были даны рекомендации:

1.       Проанализировать предметно-игровую развивающую среду

2.       Инициировать творческую познавательную деятельность отдельных детей (личное участие педагога в детской деятельности, создание игровых сообществ, мотивация)

3.       Подобрать игры и игровые материалы, необходимые для самостоятельного овладения действиями, необходимыми в данный период (познание зависимостей между числами, величинами в условиях сериационного ряда)

4.      Практиковать организацию и проведение досуговой деятельности, детских игр, проектов, совместных с родителями мероприятий.

5.       Развивать собственный педагогический творческий потенциал. (сопровождается слайдом)

Для проведения повторной диагностики в сентябре были выбраны авторские диагностические методики Белошистой Анны Витальевны, так как именно её разработки, на мой взгляд, наиболее доступны, исполнимы и понятны детям и педагогам. Положительными сторонами данных диагностических методик являются их простота, небольшое количество и раздаточного материала, что значительно ускоряет процедуру диагностирования, тем более, что все виды диагностик необходимо проводить в течение режимных моментов, а большинство их согласно инструкции проводятся индивидуально. Автор делает упор на аспекты развивающего обучения и личностно-деятельностного преемственного подхода к обучению в ДОУ. (сопровождается слайдом).

  1.      Диагностическая ситуация аналитико-синтетической деятельности

(адаптированная методика Белошистой А.В.)

Цель. выявить сформированность навыка анализа и синтеза детей 5-6 лет.

Задачи. оценка умения сравнивать и обобщать предметы по признаку, знаний о форме простейших геометрических фигур, умения классифицировать материал по самостоятельно найденному основанию.

Предъявление задания. диагностика состоит из нескольких этапов, которые поочерёдно предлагаются ребёнку. Проводится индивидуально.

  • Материал. набор фигур — пять кругов (синие: большой и два маленьких, зеленые: большой и маленький), маленький красный квадрат. (Слайд «Круги»)

диагностическая ситуация

Задание. «Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя. (Квадрат.) Объясни почему. (Все остальные — круги.)».

  • Материал. тот же, что к №1, но без квадрата.

Задание. «Оставшиеся круги раздели на две группы. Объясни, почему так разделил. (По цвету, по размеру.)».

  • Материал. тот же и карточки с цифрами 2 и 3.

Задание. «Что на кругах означает число 2? (Два больших круга, два зеленых круга.) Число 3? (Три синих круга, три маленьких круга.)».

Оценка задания :

1 уровень – задание выполнено полностью верно

2 уровень – допущено 1-2 ошибки

3 уровень – задание выполнено с помощью взрослого

4 уровень – ребёнок затрудняется с ответом на вопрос даже после подсказки