Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность

Работая воспитателем уже на протяжении 10 лет, я заметила, что недостаточное внимание уделяется развитию познавательных процессов у детей через экспериментальную деятельность. А ведь очень важно помнить, что дошкольникам присуще наглядно-действительное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование можно рассматривать как метод близкий к идеальному. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Проведя диагностику детей, ориентируясь на методическое пособие Тугушевой Г. П. и Чистяковой А. Е. я увидела, что уровень развития познавательных процессов через экспериментальную деятельность у 70% детей низкий, у 30% – средний. С высоким уровнем развития детей не оказалось вообще, что и сподвигло меня уделить особое внимание экспериментальной деятельности в моей работе.

Экспериментирование пронизывает все сферы жизни ребенка, все формы его деятельности, в том числе игровую, дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой его обитания.

В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует развитие речи.

Цель работы: развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.

Задачи экспериментальной деятельности: сформировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания; усовершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы; сформировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов; развить поисково-познавательную деятельность детей как интеллектуально-личностное, творческое развитие; развить внимание, память, воображение, логическое мышление, речь; воспитать социальные навыки: умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнение партнера, отстаивать свою правоту; поддержать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.

Понимая значение экспериментирования для психического развития ребенка, я стала создавать в своей группе лабораторию, которую оснащаю необходимым оборудованием и материалами для реализации, предполагаемой мной, работы. Это дает мне возможность:

• работать с детьми малыми группами (по 6-8 человек) по интересам;

• использовать материалы, которые часто не используются в группе;

• не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений («испачкаешься», «прольешь») .

Совместную деятельность с детьми в детской лаборатории я организую 1-2 раза в неделю по 20-30 минут. Работа проводится с небольшими подгруппами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.

Во время занятия проводится 2-3 эксперимента в зависимости от сложности, которые имеют следующую тематику: «Какая бывает вода? », «Сила тяготения», «Почему предметы движутся? », «Что такое масса? », «Почему не тонут корабли? », «Все обо всем», «Твердая вода. Почему не тонут айсберги? », «Как появляются горы? », «Как происходит извержение вулкана? », «Испытание магнита», «Как сделать звук громче? », «Почему в космос летают на ракете? », «Почему горит фонарик? », «Что такое молния? », «Радуга в небе» и др.

Структура проведения игры-экспериментирования:

• Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи) ;

• Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

• Проверка гипотез;

• Подведение итогов, вывод;

• Фиксация результатов;

• Вопросы детей.

Для положительной мотивации деятельности у детей я использую различные стимулы:

• внешние стимулы (новизна, необычность объекта) ;

• тайна, сюрприз;

• мотив помощи;

• познавательный мотив (почему так) ;

• ситуация выбора.

Работу в детской лаборатории я начинаю с экскурсии, во время которой дети знакомятся с ее хозяином сказочным персонажем дедушкой Знаем, оборудованием и правилами поведения. Дед Знай «показывает» забавные опыты. Кроме дедушки Зная, к детям в лабораторию «заходит» его внук Почемучка, Капелька, «залетает» галчонок Любознайка, «приплывает» Золотая рыбка и другие известные детям персонажи.

После проведения экспериментов я увидела, что у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует: как выглядит микроб, отчего бывает ветер, с помощью чего издается звук в телевизоре, почему очищенный картофель без воды чернеет и многое другое. Я не всегда тороплюсь с ответом, а способствую тому, чтобы дети нашли его самостоятельно.

Дети задают вопросы дедушке Знаю, а он либо «присылает» им в группу книгу или подсказку, либо «предлагает» спросить у папы и мамы, а затем рассказать всем детям, а некоторые вопросы детей становятся темами очередной встречи с ними в лаборатории.

Работа в лаборатории может найти отражение и в творческой деятельности детей. Так, после проведения экспериментов со звуком, можно создать с детьми свои музыкальные инструменты из бросового материала, привлечь детей к оформлению коллажа по изученным темам.

Для родителей моих воспитанников я создала «Рассуждалки» детей на различные темы. Также мы с детьми оформляем тематические выставки и создаем мини-музей, в котором проводим экскурсии для родителей. В конце учебного года для детей и их родителей я провожу открытое занятие, где дети демонстрируют свое умение думать, рассуждать, быть самостоятельными.

В конце учебного года я снова провела диагностику, которая показала, что у 40% детей уровень развития познавательных процессов через экспериментальную деятельность стал высоким, у 50 % – средний и лишь 10% детей с низким уровнем.

Также в результате своей работы я увидела, что более 50% детей все охотнее обращаются за помощью к детским энциклопедиям, познавательной литературе. Я считаю, что овладение детьми разными способами познания, в том числе и экспериментальным, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности. Планирую и дальше работать с детьми и в этом направлении.

Особое внимание хочу уделить работе с предметно-схематическими моделями, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков. Опытом своей работы я могу поделиться с коллегами, которым это необходимо.