Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Варианты заданий для развития зрительного восприятия

- обследование отдельных объемных предметов с постепенно усложняющимся строением;

- сравнение натуральных объемных предметов и объектов (2-4), отличающихся ярко выраженными признаками (цветом, формой, величиной, количеством деталей, расположением отдельных частей и др.), в дальнейшем сравнение их изображений;

- узнавание реалистических изображений в разных ракурсах;

обследование отдельных плоскостных предметов по контуру с постепенно усложняющимся строением, с разборными деталями (частями);

- сравнение контурных изображений предметов и объектов (2-4), отличающихся ярко выраженными признаками (цветом, формой, величиной, количеством деталей, расположением отдельных частей и др.);

НАЙДИ ЦВЕТОВУЮ СХЕМУ

Можете ли вы найти других 4 волков в скалистых утесах?

Странная терраса

Дракон, лошадь и лицо женщины

Зрительное восприятие включает в себя различные структурные компоненты:

произвольность, целенаправленность, зрительно-моторные координации, навыки зрительного обследования, аналитико-синтетическую деятельность зрительного анализатора, объем, константность восприятия.

Три вида действий восприятия:

Действия идентификации

— выполняются в случае, когда свойство воспринимаемого предмета полностью совпадает с эталоном, идентично ему.

Действие отношения к эталону

— выполняется при частичном совпадении свойства предмета с эталоном, наличии с чертами сходства некоторых черт

различия.

Моделирующие действия

— выполняются при восприятии объектов со сложными свойствами, которые вообще не могут быть определены при помощи одного эталона.

лабиринты

Сенсорные эталоны

– это представления о чувственно воспринимаемых свойствах объектов.

Эталоны не существуют отдельно друг от друга, а образуют определенные системы, например, спектр цветов, система геометрических форм и пр. Осмысленность эталонов выражается в соответствующем названии - слове. Связь с мышлением и речью восприятия приводит к его интеллектуализации.

У детей от 3 лет и старше, восприятие активно развивается по следующим направлениям

Восприятие формы, величины, цвета.

Восприятие целого и части.

3. Восприятие картинки.

4. Восприятие пространства.

Вы видите

три лица?

Где находится синяя сторона куба?

Видите ли вы музыканта или лицо девушки?

Сколько лиц можно найти.

Развитие зрительного восприятия у детей

Восприятие

- это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов

чувств.

Зрительное восприятие

это способность почти непрерывно получать (принимать) глазами разнообразную информацию, поступающую к нам извне,

способность осмысливать то, что видишь

Сенсорный уголок в младше-средней группе

Для развития мелкой моторики:

пирамидки, окрашенные в основные цвета, объемные вкладыши, матрешки, доски - вкладыши, рамки – вкладыши, кубы с прорезями разной формы, мозаика, набор для завинчивания (коробка с крышками различного цвета и формы), рамка с застежками (шнуровка, пуговицы. крючки. кнопки), панно со съемными элементами ( коврограф)

2. Для восприятия формы и величины:

набор геометрических тел для сериации по величине, набор плоскостных геометрических форм для сериации по величине, чудесный мешочек с набором геометрических форм

3. Для восприятия цвета.

набор цветных палочек, набор кубиков с цветными гранями, мозаика, бусы, ленточки, прищепки, колечки, резинки для волос и др.

Спасибо за внимание.

Последовательность обследования ребенком различных сторон предметов (Н.Н. Поддьяков):

предмет воспринимается в целом;

вычленяются его главные части и определяются их свойства (форма, величина и пр.);

обозначаются пространственные взаимоотношения частей относительно друг друга (выше, ниже, справа, слева);

выделение более мелких деталей, установление их пространственного расположения по отношению к их основным частям;

повторное целостное восприятие предмета.

Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия

«Разрезные картинки»; «Сложи узор»;

«Выбор недостающего фрагмента изображения»;

«Контуры»; «Выложи из палочек»;

«Лабиринты» (развитие глазодвигательных функций);

«Найди по цвету» (развитие цветового восприятия);

«Парные изображения» (восприятие формы, цвета, величины);

«Карты для малышей» (восприятие цвета и формы);

«Читаем по губам» (учить концентрировать взгляд);

«Найди по части целое»;

«Дорисуй» (развитие зрительного восприятия и воображения);

«Нарисуй по точкам»; «Что изменилось?»; «Найди ошибку»;

«Найди отличия»; «Знаковая таблица»; «Спрятанные изображения»; «„Зашумленные“ изображения»; «Перевернутые изображения»; «Запомни и нарисуй»

«Где зажегся фонарик?» (ориентация); «Кто (что) где?»; «Рисование по клеточкам»; «Дорисуй половину»; «Зеркало»

зашумление

Можете ли вы найти 13 скрытых лиц?

Сколько лошадей на картинке?

Целенаправленная и систематическая работа развития зрительного и зрительно-пространственного восприятия подчинена решению следующих задач:

— формирование адекватных зрительных образов предметов, объектов и явлений окружающей действительности, их положения в пространстве;

— расширение объема, точности и полноты зрительных восприятий и зрительной памяти;

— формирование умений наблюдать за объектом (в том числе за движущимся), зрительно обследовать его;

— совершенствование зрительно-двигательной координации;

— формирование навыков вербального описания зрительно воспринимаемых предметов и объектов, их свойств, явлений действительности.

силуэты

Развитию зрительного анализа и синтеза, произвольного зрительного внимания и запоминания способствуют следующие упражнения:

— определение изменений в ряду предметов;

—нахождение «выпавшей», «лишней» игрушки, картинки;

—нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок;

—нахождение нереальных элементов нелепых картинок;

—запоминание 4—7 предметов, игрушек, картинок, геометрических фигур, букв, цифр и воспроизведение их в исходной последовательности.

расположение

СЕНСОРНЫЕ ЗОНЫ

Как происходит развитие действий восприятия?

На первых порах ребенок (3-4 года)пытается извлечь сведения о свойствах предметов из

практических действий с ними

Часто ребенку для сравнении предлагают сенсорные эталоны.

В среднем дошкольном возрасте

практические действия

начинают

сочетаться с действиями восприятия.

Дети четырех лет уже начинают

рассматривать

предмет.

К 5-6 годам действия восприятия становятся достаточно организованными и эффективными, могут дать ребенку сравнительно полное представление о предмете. У старших дошкольников появляется стремление более

планомерно обследовать и описывать предмет.

Дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью ориентировочно-исследовательских движений руки и глаза .

К семи годам дети могут

систематически планомерно рассматривать предметы

Им уже не нужно действовать с предметом, они вполне успешно описывают его свойства благодаря работе процесса восприятия.

- сравнение натуральных сходных предметов и объектов (2-4), различающихся незначительными признаками (строением, количеством деталей, оттенками одного цвета, размером, расположением отдельных частей и др.), в дальнейшем сравнение их изображений;

- сравнение контурных изображений предметов и объектов (2-4), различающихся незначительными признаками (цветом, формой, величиной, количеством деталей, расположением отдельных частей и др.);

- узнавание предмета по его части;

- рассматривание сюжетных картинок, выделение сюжетных линий (в качестве усложнения возможно использование нелепиц);

- рассматривание двух сюжетных картинок, отличающихся незначительными элементами

контуры. наложение

Сенсорный уголок для старше-подготовительной группы

Конструкторы «Лего», металлические, кнопочные и др. Рамки-вкладыши тематические «Животные», «Рыбы», «Транспорт», «Растения» и др.

Мозаики различных форм и размеров, пазлы,

Наборы кубиков «Собери картинку», кубики Никитина, игры Воскобовича, Колумбово яйцо, кубик Рубика, Блоки Дьенеша, Палочки Кюизенера,

Набор геометрических тел для сериации по величине, Набор геометрических фигур для сериации по величине, Наборы шаблонов, трафаретов форм и цифр, различные лекала, наборы для нанизывания на леску (бусы,шарики), Настольно-печатные игры из серии «Цвет, форма, величина», панно «Коврограф» со съемным материалом, Рамки с застежками: крючки, шнуровка, пуговицы, замки, липучки.

По теме:

методические разработки, презентации и конспекты

Раздел «Развитие зрительного восприятия» является специфическим разделом педагогической работы в группе для детей с нарушением зрения. Это обусловлено, во-первых, тем, что в зрительн.

В предлагаемом развернутом тематическом планировании, разработанном по программе "Коррекционная работа в детском саду" под редакцией Л.И. Плаксиной для средней группы детей с нарушением зрения.

Конспект коррекционного занятия.

Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения с использованием ИКТ (информационные компьютерные технологии).

Форма проведения: подгрупповая (возраст детей 4 года; зрительная патология: гиперметропия средней степени, амблиопия средней степени, сходящиеся косоглазие).Занятие направлено на развитие зрител.

Форма проведения: индивидуальная (возраст детей 5 лет; зрительная патология-гиперметропия и амблиопия средней степени. сходящиеся косоглазие);Развитие зрительного восприятия. Формирование.

В данной работе представлены методы. игровые приемы по развитию у детей с нарушением зрения зрительного восприятия.

Развитие основных параметров зрительного восприятия (зрительно-пространственной, зрительно-моторной координации, сенсорных эталонов и глазомера) с использованием инновационной методики Алек.

Современный этап практики и теории тифлопедагогики располагает некоторой научно-практической базой для решения вопросов управления развитием нарушенного зрительного восприятия дошкольников.

Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения.