Педсовет Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через орган

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организациюдетскогоэкспериментирования»

Цель. Систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствование педагогического мастерства.

Форма проведения. деловая игра (соревнование 2 команд)

Оформление:

План проведения педсовета :

Вступление к педсовету

Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей.

Аналитическая справка по результатам тематического контроля.

Работая над годовой задачей, педагоги повысили уровень теоретических знаний, участвуя в теоретическом семинаре, в рамках которого (ФИО воспитателя) познакомила воспитателей с организацией исследовательской деятельности детей в раннем и младшем возрасте, а (ФИО воспитателя) представила методику организации экспериментов и исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на прогулке.

В ДОУ проводилась тематическая проверка, в процессе которой использовались такие формы и методы, как:

Посещение открытых занятий;

Анализ развития интегративных качеств: Любознательный-активный и Способный решать интеллектуальные, личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту, Беседы с детьми в свободной деятельности;

Анализ развивающей среды

Анализ планирования воспитательно-образовательного процесса.

В ходе проверки установлено следующее:

Анализдиагностических карт развития интегративных качеств: Любознательный-активный и Способный решать интеллектуальные, личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту, показал, высокий уровень развития этих качеств у 70 детей дошкольного возраста, что составляет 70,8%, средний у 29 дошкольников – это 25,6% от всего количества детей, 3 ребенка (4,6%), показавшие низкий уровень, нуждаются в коррекции. Исследовательски активным считается такой ребенок, который проявляет целеустремленность в экспериментировании, осуществляет настойчивый исследовательский поиск ответа на возникшие проблемы, привлекает разные средства для достижения цели, не пасует перед трудностями а с удовольствием возвращается к этой деятельности. Беседы с детьми с целью выявления деятельностно-субъектных проявлений, связанных с активностью и инициативностью ребенка в экспериментировании показали, что все дети, кто хоть раз проводил опыты, тому эта деятельность безусловно понравилась, они считают ее полезной и интересной и хотели бы ей заниматься снова и снова, некоторые рассказали как возобновляли эксперимент в домашних условиях, однако, у ребят нет представлений о разнообразии опытов и экспериментов – только память о том, что делали на открытом занятии. Большинство дошкольников признались, что в центре экспериментирования им разрешают только смотреть или чуть-чуть потрогать, а деятельность экспериментирования зачастую путают с игрой. В центры экспериментирования дети средней группы добавили бы зеркало, конструктор, предметы для извлечения звуков, а старшей краски.

Таким образом. повышению уровня развития деятельности экспериментирования детей будет способствовать создание условий для самостоятельной деятельности, включающее в себясодержание. обеспечивающееся педагогом, когда материал из совместной НОД переносится в свободную, самостоятельную деятельность детей;динамичной предметно-развивающей среды в центрах экспериментирования, материал в которых должен находиться в свободном доступе и меняться в соответствии с комплексно-тематическим планированием, обеспечивая максимально поддержание интереса дошкольников к деятельности ипсихологический комфорт. невозможный без субъект-субъектных отношений, когда педагог выступает в роли партнера, а не «запрещающего знака»

В группах проведеныоткрытые занятия с организацией наблюдений и экспериментов. Анализ занятий (представлен графически) проводился по следующим критериям:

Наличие мотива

Алгоритм экспериментальной деятельности

1.Постановка исследовательской задачи2. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.3. Уточнение плана исследования.4. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.5. Анализ, обобщение и фиксирование полученных результатов экспериментирования.

Учет дифференцированного и индивидуального подхода

Наличие проблемы и ее решение

Создание условий для решения проблемы

Создание ситуации успешности

Соответствие методического обеспечения поставленным задачам

Для улучшения качества воспитательно-образовательного процесса хотелось бырекомендовать педагогам лучше продумывать организационный момент (в младшей и средней группах он должен быть игровым, сюжетным увлекать и заинтересовывать) и мотив деятельности экспериментирования, только осознанный ребенком мотив (Для чего я это делаю, зачем мне это нужно?) может обеспечить результат деятельности. Также необходимо предусматривать форму обобщения и фиксации результата эксперимента(речевая или продуктивная), его практическое применение, использовать больше методов, повышающих речевую активность детей.

Развивающая среда в ДОУ соответствует возрасту детей и реализуемой программе. К педсовету был проведен смотр-конкурс центров экспериментирования, которые были оформлены и пополнены силами педагогов. Предметно-пространственная среда для экспериментирования соответствует требованиям безопасности и доступности. В группе … имеется оборудование, изготовленное детьми совместно с воспитателем.

Во всех, участвовавших в конкурсе группах в мини-лабораториях выделено: Место для постоянной выставки. Место для приборов. Место для выращивания растений. Место для хранения природного и бросового материалов. Не во всех группах оборудовано и выделено Место для проведения опытов. В младших группах необходимо предусмотреть Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды)

В группах (перечислить) на основе анализа реализуемой комплексной программы «От рождения до школы» и ФГТ были разработаны картотеки опытов и экспериментов, которые отражают цели, содержание, оборудование, однако не во всех указана форма фиксация результата эксперимента. Следовательно, в этой части картотеки нуждаются в доработке. Интерес представляют картотеки в группах …, их педагоги нам представят в последней части педсовета.

Развивающая среда должна обеспечивать развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет, в связи с этим предлагаю педагогам пополнить центры экспериментирования: сериями картин с изображением природных сообществ; книгами познавательного характера, атласами; тематическими альбомами; коллекциями (марок, киндер-сюрпризов, в соответствии с проектной темой), а материалы распределить по разделам: «Песок, глина, вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина» И т.д

Анализ календарных планов за март позволил сделать следующие выводы:

В рамках НОД планируется детское экспериментирование, но отследить можно только на этапе постановки исследовательской задачи или темы эксперимента. В планах не прописываются ни оборудование, ни интеграция ОО, ни методы организации исследовательской деятельности, нет и обобщения результатов опытов и наблюдений в различных формах, таких как речевая, продуктивная.

Во всех группах в режимных моментах (особенно на прогулке) активно используются наблюдение, простейшие опыты и эксперименты. В группах … педагоги планируют опыты, наблюдения в утренние и вечерние часы, в группе … педагоги организуют игры-эксперименты, исследовательскую деятельность.

Несмотря на то, что педагоги групп старшего дошкольного возраста (…) планируют и применяют различные формы экспериментальной деятельности, но такой востребованный в данном возрасте метод познавательно-исследовательской деятельности, как метод проектов в планах отражения не находит.

Следует обратить внимание на систему планирования, а не от случая к случаю, на планирование индивидуальной работы с детьми по данному направлению. Кроме того необходимо продумывать и планировать другие формы работы с дошкольниками по развитию познавательно-исследовательской деятельности

Из всего вышеизложенного, для повышения качества работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей и ориентации на результат – развитие универсальных качеств личности ребенка считаю необходимым:

При планировании НОД учитывать тематику недели, интеграцию ОО, прописывать оборудование, методы организации исследовательской деятельности, фиксацию и обобщение результатов опытов и наблюдений, а также организацию детских экспериментов и занимательных опытов в утренние и вечерние часы, в самостоятельной деятельности детей.

Включить отобранные материалы картотеки в комплексно-тематическое планирование.

Разработать план проектной деятельности (ранний возраст и младшая группа 1-2 в год, ср группы 1 раз в 3 мес, ст и подг. 1 раз в 1-2 месяца) с обязательным привлечением родителей, как непосредственных участников проектной деятельности.

В экспериментировании ребенок выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познает окружающий мир, используя разнообразные способы воздействия на него.

Следует подчеркнуть, что важнейшим условием успешного развития исследовательской активности детей в экспериментировании являются компетентность воспитателя в данных вопросах, его стремление к постоянному самообразованию, совершенствованию организационно-проектировочных умений, увлеченность экспериментированием, стремление проявлять живой интерес к детской поисковой деятельности, создавать в группе атмосферу творчества, исследовательского поиска и радости открытий

Мы с вами провели большую работу по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей. А теперь закрепим наши знания через деловую игру.

Команды:

Жюри:

Вопросы – ответы (на обдумывание 30 сек)