Психологическое Развитие Детей Дошкольного Возраста

Во время взросления у малыша возникает целый ряд потребностей, таких как, потребность в движениях, потребность в общении ,  во впечатлениях, которые волей-неволей вызывают противоречия, что в свою очередь является движущей силой в развитии психики ребенка. Развитие данных потребностей у ребенка приводит к тому, что каждая из этих потребностей приобретает самостоятельное значение.

Становление личности ребенка происходит в тот период, когда у него возникает потребность в общении, как со взрослыми, так и со сверстниками. При этом ребенок развивается, становится самостоятельным, и главным способом общения становится речь. Постоянно пытаясь выяснить то, что он не понимает, задавая тысячи вопросов, малыш развивает свои знания об окружающем его мире. Также в дошкольном возрасте у ребенка развивается личностная форма общения, когда он может вести диалог с взрослыми, стремится обсуждать поведение и поступки другого человека. Для ведения таких бесед ребенок должен достичь определенного уровня развития своего интеллекта, памяти, внимания. Личностное общение очень помогает ребенку подготовиться к школьному обучению, где у него возникают отношения ученик — учитель.

Полноценное психологическое развитие детей дошкольного возраста невозможно без общения со сверстниками, ведь с ними малыш начинает взаимодействовать с первых лет жизни. Совместный и взаимозависимый характер общения между малышами формируется посредством совместных игр. При помощи совместных игр детишки приобретают навыки сотрудничества и взаимопомощи, чередования и согласования действий. Тут же проявляется их стремления к руководству, либо к подчинению. В процессе игры формируется волевая сфера ребенка, малыш в процессе игры со сверстниками учится управлять своими эмоциями и желаниями, учится подчиняться правилам.

На психологическое развитие детей дошкольного возраста большое влияние оказывает трудовая деятельность. Тут свое веское слово должны сказать взрослые, особенно родители, которые ненавязчиво, в игровой форме должны прививать любовь к труду у ребенка. Наблюдая за работой взрослых, малыш хочет подражать, что положительно сказывается на его желании трудиться вместе с взрослыми. Те же, в свою очередь, должны поддерживать стремления ребенка к труду, приглашая ребятишек помогать, будь то при уборке квартиры или приготовлению пищи. Благодаря совместной трудовой деятельности со взрослым ребенок развивает моторику, узнает назначение вещей и предметов, обучается пользоваться ими. В результате сотрудничества со сверстниками и взрослыми развивается доверие ребенка к окружающим.

Также, психологическое развитие детей дошкольного возраста во многом зависит от развития познавательной сферы ребенка. В первую очередь, это касается сенсорного развития, при котором совершенствуется восприятие, ощущения, наглядные представления малыша, а также повышается точность цветоразличения и острота зрения. Благодаря развитию сенсорики, ребенок учится обследовать объект и вычленять его наиболее характерные свойства.

С развитием меняется и мышление ребенка. Оно развивается по-этапно, от наглядно-действенного мышления до образного, на основе которого, затем, начинает развиваться образно-схематическое мышление. Это основной и единственный путь между образным мышлением и логическим. В итоге малыш постигает образно-схематическое мышление, дающее ему возможность устанавливать отношения и связи между предметами.

Говоря о психологическом развитии детей дошкольного возраста нельзя не сказать и о развитии памяти. Образная память малыша с развитием переходит в словесно-логическую. Развитие памяти ребенка начинается с произвольного воспроизведения и произвольного запоминания. Тут, опять же, огромную роль играют родители, которые должны предлагать малышу игры, развивающие память. Некоторые родители   из лучших побуждений стремятся ускорить развитие своего ребенка,  игры вытесняются  обучающими занятиями. Психологи делать этого не рекомендуют, так как ребенок в дошкольном возрасте должен наиграться (иначе он будет продолжать играть в школе), и  в игре дети лучше усваивают знания, предлагаемые взрослыми. Через игру родители могут узнать, чем больше всего интересуется их малыш, что ему нравится. И в игре развивать именно эту сферу на благо своего малыша, ведь благо  детей — это и благо родителей.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями в соцсетях!