Развитие интеллектуальных способностей дошкольников.

Проблема работы с одарёнными детьми актуальна в настоящее время. Решение этой проблемы педагогический коллектив МДОБУ "Детский сад № 25" города Минусинска видит в создании условий для дифференцированного подхода к построению образовательного процесса. В течении трёх последних лет наше дошкольное учреждение работает над созданием условий для выявления и максимального развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в целостном образовательном пространстве как основы повышения качества дошкольного образования.

Одной из центральных задач этой работы является раннее выявление, обучение и воспитание интеллектуально развитых детей. Ведь именно высоко интеллектуальные, творческие люди способны внести наибольший вклад в развитие общества.

Важная роль в выявлении интеллектуальной одарённости у дошкольников принадлежит педагогу-психологу, который проводит диагностику способностей каждого ребёнка. От того, насколько своевременно выявляются задатки одарённости, зависит успешность последующего развития ребёнка.

В большой советской энциклопедии понятие "интеллект" трактуется как "способность мышления, рационального познания".[2] В исследованиях обнаружено, что дошкольникам доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания. Однако достаточно высокого уровня интеллектуального развития возможно достичь только в том случае, если обучение в этот период направлено на активное развитие мыслительных процессов и является развивающим, ориентированным на "зону ближайшего развития". [3]

Всем известно, что игра - основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, именно в игре ребёнок разносторонне развивается. В настоящее время существует огромное количество игр, направленных на развитие интеллектуальных способностей ребёнка. В непосредственно образовательную деятельность уже в раннем возрасте мы включаем игры на развитие познавательных процессов (восприятия, произвольного внимания, памяти). Это такие игры как "Запомни картинки", "Найди одинаковые" и т. д.

Постепенно возможности использования игр и упражнений на развитие наглядно-образного, абстрактного, логического мышления в воспитательно-образовательном процессе расширяются. Воспитатели привлекают детей к разгадыванию загадок, решению логических задач, предлагают игры "Продолжи узор", "Найди закономерность", "Раздели на группы", "Найди общее слово", "Составь фигуру". Важно, чтобы данная работа велась планомерно и систематически. Только в этом случае возможно получение максимально высокого результата интеллектуального развития дошкольников.

Одним из перспективных методов, способствующих решению задачи развития интеллекта, является метод проектной деятельности. В нашем учреждении ежегодно реализуются разнообразные проекты: "Письма королевы математики", "Беседы о космосе", "Кладовая природы", "Сказки о главном", "Чудо-дерево", "Чудесное лукошко" и т. д.

В настоящее время в ДОУ создана система кружковой работы в целях активизации развивающих видов деятельности. В дошкольном образовательном учреждении ведется работа кружков «Чудо-шашки», «Умелые руки», исследовательского кружка "Экоша", что способствует созданию полноценной среды интеллектуального развития и общения детей. Стало традиционным проведение в стенах нашего детского сада городского шашечного турнира и городского конкурса "Умники и умницы".

Показателем эффективности деятельности дошкольного учреждения в направлении интеллектуального развития детей является участие и победы воспитанников в этих мероприятиях:

2010 г. - II место в городском шашечном турнире;

2011 г. - II место в городском конкурсе "Умники и умницы";

2011 г. - II место в городском шашечном турнире;

2011 г. - I место в городском конкурсе "Умники и умницы";

2012 г. - I место в городском шашечном турнире;

2012 г. - II место в городском конкурсе "Умники и умницы".

Важное условие успешности данной работы - скоординированные действия всех педагогов, участвующих в работе с интеллектуально одарёнными детьми. На сегодняшний день педагогический коллектив ДОУ обладает достаточным уровнем творческого потенциала для реализации поставленных задач. Педагоги постоянно совершенствуют своё мастерство, проходят курсы повышения квалификации, участвуют в семинарах и конференциях.

Список литературы:

1. Абрамова Г. С. Практическая психология. - М. изд. Центр «Академия», 1997 г.

2. Большая советская энциклопедия. - М. изд. Большая Российская энциклопедия, 1968\1990 г.