Педагогические средства развития навыков общения и взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками в старшей группе

Педагогические средства

развития навыков общения и взаимодействия дошкольников

со взрослыми и сверстниками в старшей группе детского сада

В дошкольном возрасте общение со сверстниками играет очень важную роль в психическом развитии детей. Доказано, что если потребность ребенка-дошкольника в общении или совместной деятельности со сверстниками не удовлетворена, то она ничем не компенсируется, вызывая у него тяжелые переживания, состояние крайнего эмоционального неблагополучия.

Актуальность данной темы возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит «живого» общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В последнее время, вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т. д. высокой занятости родителей, наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Родители часто не замечают, что дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими. Замыкаясь на компьютере и телевизоре, дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. Этому способствует и то, что в подавляющем большинстве семей ребенок не имеет сестер и братьев. Возникающий на этой почве дефицит общения приводит к нежелательным последствиям в виде доминирования в общении собственных интересов и неумения учитывать содержательную линию поведения собеседника или игрового партнера. Возникает желание «подавить» программу поведения другого ребенка, разрешить проблему в общении «силовым» способом.

В дошкольном учреждении «дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, которое становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Все это способствует накоплению морального опыта».

Однако и у детей старшего дошкольного возраста наблюдается неустойчивость поведения, неумение перенести известные способы поведения в новые условия, дети слабо ориентируются в нравственных понятиях.

Процесс воспитания дошкольников осуществляется в единстве решения задач формирования моральных чувств, поведения и нравственных представлений. Поэтому я стала больше уделять внимания развитию и обогащению чувств детей, повышению степени их осознания детьми, формированию способности управлять чувствами. Свою работу я начала с использования психологических этюдов. Я предлагаю темы близкие и понятные детям («Ссора», «Обида», «Встреча»). Умение общаться с людьми в различных ситуациях развивают этюды на вежливое поведение («Знакомство», «Просьба», «Благодарность», «Угощение», «Утешение», «Поздравление» и т. п.). Сочиняя этюд, дети должны дать ответ на многие вопросы: где я нахожусь, откуда пришел, когда, почему, зачем, кто? Также я предлагаю детям придумать этюды на выражение основных эмоций: «Радость», «Гнев», «Грусть», «Страх». Такие этюды развивают умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жеста, а также формируют логику поведения, развивают память, внимание.

В группе мы с детьми читаем литературные произведения разных жанров, отражающие поведение людей в различных жизненных ситуациях, рассуждаем о поступках героев, их мотивах, и делаем выводы о том, как вести себя в различных ситуациях, чтобы выглядеть достойно.

Как-то раз я предложила послушать детям сказку В. Катаева «Цветик-семицветик». Послушав сказку, дети стали активно обсуждать её содержание, делились впечатлениями. Сказка детям очень понравилась. Для закрепления нравственных понятий в интересной и близкой детям игровой форме мною была разработана дидактическая игра «Цветик-семицветик» в форме мультимедийной презентации.

Алгоритм работы со слайдами:

Порядок слайдов обусловлен идеей выполнения заданий данных на каждом лепестке девочкой Женей по сказке «Цветик-семицветик» и может быть изменен по желанию пользователей. Алгоритм работы со слайдами таков: слайды №№1-11 просматриваются и анализируются детьми с комментариями взрослого. Предполагается использование отдельно слайдов, как самостоятельные игры.

№ слайда Действия и возможный вариант пояснений педагога

Титульный лист с названием игры «Цветик-семицветик»

№2 На экране появляется девочка Женя. Голос со слайда: «Жила-была девочка Женя. Однажды мама послала её в магазин за баранками. Купив баранки Женя возвращалась домой, да зазевалась по сторонам и не заметила, как незнакомая собака все баранки одну за другой и съела. Стала она догонять собаку, да и сама заблудилась. »

№3 Голос со слайда: «Вдруг откуда не возьмись, повстречалась ей старушка. Женя ей рассказала, что заблудилась и очень хочет попасть к себе домой. Пожалела её старушка и подарила ей цветок - цветик-семицветик, который поможет ей вернуться домой. Но для этого нужно выполнить ряд заданий. »

Рассмотрев данный слайд, воспитатель призывает детей помочь выполнить задания данные на каждом лепестке, чтобы Женя смогла вернуться домой к маме.

№4 1 задание: Голос со слайда: замени сказанное слово противоположным по смыслу словами. Например, грубый - ласковый. Голос со слайда проговаривает слово, а ребенок называет противоположное по смыслу.

Весёлый-…. грустный.

Добрый-…. злой.

Щедрый-…. жадный.

Храбрый-…. трусливый.

Грустный-… .весёлый.

За правильный ответ по щелчку появляется сюжетная картинка.

№5 2 задание: Голос со слайда: «Помоги девочке Жене выбрать картинки с хорошими поступками».

Воспитатель предлагает рассмотреть детям сюжетные картинки и просит выбрать картинки с изображением хороших поступков, аргументируя свой ответ.

Если ребенок отвечает правильно, то по щелчку картинка с хорошим поступком остается на экране, а картинка с плохим поступком исчезает. В благодарность за правильный ответ звучат аплодисменты, а плохой поступок исчезает.