Речь дошкольника

Основные достижения в речевом развитии старших дошкольников обусловлены глубокими изменениями в сфере общения. На передний план выдвигается общение со сверстниками. Ребенок начинает предпочитать ровесника взрослому. Речь, обращенная к товарищу по играм, становится более контекстной, чем в разговоре со взрослыми. Диалог с партнером приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. Дети уже умеют привлекать к себе внимание соседа, сами живо интересуются его делами и высказываниями.

Многообразны функции речи старшего дошкольника. Речь используется для установления контактов с окружающими, привлечения внимания к себе, своим делам и переживаниям, взаимопонимания, воздействия на поведение, мысли и чувства партнера, организации собственной деятельности, координирования действий своих и товарищей по игре. Речь служит важным источником знаний об окружающем, средством фиксации представлений о природе, мире вещей и мире людей, средством познавательной деятельности. Речь для старшего дошкольника является также самостоятельным объектом окружающего мира, которую он познает, играя со словами, звуками, рифмами, смыслами.

Для удовлетворения своих деловых, познавательных и личностных потребностей ребенок использует и ситуативные непроизвольные высказывания, и неречевые средства (жесты, мимику, движения), и контекстную (понятную на основе использованных языковых средств) речь. Все виды и формы речи сосуществуют, создавая неповторимый индивидуальный портрет языковой личности.

Развитие диалога не просто представляет собой освоение определенной композиционной формы речи, но является и важной составляющей социального и личностного становления ребенка. Диалогическое общение предполагает не только ориентацию на сообщение (интеллектуальное содержание) и на собственные интересы, но также и учет позиции партнера, его интересов, желаний, настроений.

Координация речевых действий в диалоге прямым образом зависит от умения понять сверстника, принять его точку зрения. Такой опыт приобретается детьми в деятельности кооперативного типа (в совместном конструировании, рисовании, рассказывании, в коллективных играх). Доказано, что в общении со сверстником речь ребенка приобретает такое качество, как контекстность (независимость от ситуации общения, понятность смысла только на основе использования языковых средств).

В недрах диалогического общения зарождается и формируется новая форма речи - монолог. Он возникает вследствие желания ребенка поделиться своими мыслями, чувствами, знаниями об окружающем. Речь при этом приобретает форму короткого рассказа. В рассказе обязательно отражается что-то интересное, поразившее и взволновавшее ребенка (интересная встреча, покупка новой игрушки, смешное поведение младшего братишки, поездка в деревню и т. п.). Очень любят дошкольники рассказывать знакомые сказки, передавать содержание мультфильмов.

Важнейшее достижение старшего дошкольного возраста - бурное развитие интереса к звучащей речи, формирование элементарного осознания языковой действительности. Лингвистическое отношение к слову проявляется в спонтанных играх со звуками, рифмами, смыслами, в вопросах о значении слов, в толковании их звучания и смысла. Осознание языковой действительности охватывает все ее стороны - фонетическую, лексическую, грамматическую. Сознательное отношение к речи влияет на совершенствование словаря (понимание антонимов, синонимов, многозначных слов), развитие звуковой культуры речи (слухового восприятия, звукопроизношения, дикции, интонационной выразительности), формирование грамматической правильности речи (морфологии, словообразования, синтаксиса), развитие связности речи.

В развитии словаря достигается, прежде всего, его качественное совершенствование. Это касается понимания и активного использования в речи таких явлений, как антонимия (острый - тупой, острый - пресный), синонимия (острый - заостренный, наточенный), многозначность (острый нож, острый перец, острый язык). Сравнивая предметы, явления природы, человеческие поступки, дети учатся находить различное и общее и выражать свое отношение с помощью слов с противоположным и близким значением, сравнений, точных глаголов, эпитетов. Приемы подбора синонима или антонима к словосочетанию знакомят детей с многозначностью слов. На основе сравнения функций предметов формируются обобщающие наименования (животные, посуда, транспорт и др.).

Воспитание звуковой культуры речи также взаимосвязано с формированием элементарного осознания языковой действительности. Старшие дошкольники активно играют со словами, звуками, рифмами (помидор - коридор; ножки - брошки - сережки; крокодил-крокодил - по лесу плыл). Они подмечают общее и различное в звучании слов, могут различить близкие в артикуляционном или акустическом отношении звуки ([с] - [ш], [с] - [с']), подметить звук, встретившийся в четырех-пяти словах в потешке, скороговорке, чистоговорке («Носит Сеня сено в сени»).

Детям нравится упражняться в четком произнесении чистоговорок и скороговорок, содержащих смешиваемые звуки («Шла Саша по шоссе и сосала сушку»); произносить их в разном темпе, с разной силой голоса, интонацией.

Формирование грамматической правильности речи в старшем дошкольном возрасте обусловлено возникновением и развитием критического отношения к речи, стремления говорить точно, грамотно. Стремление к правильности начинает проявляться во всех сферах грамматики - морфологии (точном формообразовании, усвоении многообразия форм: столов, стульев, чулок, носков, ключей, этажей, карандашей), словообразовании (для хлеба - хлебница, для кофе - кофейник, для соли - солонка), синтаксисе (преодолении конструкций разговорной речи: нанизывания предложений при помощи многократного употребления союза «и», смешения в одном предложении прямой и косвенной речи и др.).

Стремление к грамматической правильности речи более характерно для седьмого года жизни. Пятилетний дошкольник все еще с упоением обыгрывает грамматические формы, и именно это экспериментирование со словом создает предпосылки для последующего грамматически правильного оформления речи.

Развитие словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматической правильности тесно связаны с усвоением способов построения связной речи (средств связи предложений при помощи союзов, местоимений, лексических повторов, синонимов; структуры описания, повествования, рассуждения).

Развиваясь в недрах диалогического общения, в связи с выполнением в нем многообразных функций (коммуникативной, планирующей) все стороны речи находятся в прямой зависимости от формирования языкового сознания и нуждаются для этого в определенных формах общения ребенка со взрослым. Такое общение направлено на познание не только внешнего мира и другого человека, но и самого языка, его строения и функционирования.

Индивидуальные особенности речевого развития выражаются как в проявлениях общительности, так и в темпах овладения языком и связной речью. Большинство детей любит комментировать свои действия, привлекать к себе внимание окружающих. У некоторых детей при этом речевое общение вступает в противоречие с практической деятельностью, и в результате такой говорливый ребенок отстает в выполнении работы от остальных детей группы. Менее общительные дети меньше говорят, но, как правило, быстрее и правильнее справляются с решением практических задач.

Могут различаться сроки возникновения и продуктивность связной речи. При раннем типе речевого развития рассказывание без специального обучения появляется в четыре-пять лет. Дети пересказывают волшебные сказки, былины, сочиняют оригинальные истории, действуя с игрушками. Нормально, если ребенок в семь лет может самостоятельно рассказать знакомую традиционную сказку («Волк и семеро козлят», «Лиса, заяц и петух» и др.), составить небольшое устное сочинение по набору игрушек, по картинке.