Формирование у дошкольников ценности здорового образа жизни

Формирование у дошкольников в детском саду ценности здорового образа жизни.

(Из опыта работы педагогической деятельности)

Автор статьи: Хачко Светлана Николаевна инструктор по физической культуре МБДОУ № 15 «Ручеёк», г. Бердск

Данная статья предназначена для методистов, воспитателей, инструкторов по физической культуре в дошкольных учреждениях.

Цель: Привлечение внимания к проблеме формирования привычки здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

• Развивать двигательную культуру ребёнка.

• Воспитывать у детей потребность в здоровом образе жизни.

• Приобщать детей, родителей и педагогов к традициям большого спорта и физической культуре.

«Здоровье - важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности и бодрости детей зависит их

духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы»

В.А.Сухомлинский.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, “здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия“. В современном обществе должен быть создан приоритет здоровья, который формируется в сознании людей, начиная с дошкольного возраста. Дошкольный возраст считается наиболее важным для развития ребёнка. В этот период закладываются основы его здоровья. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка.

Исследования показали, что за последние 10 лет количество детей дошкольного возраста, имеющих нарушения в состоянии здоровья, увеличилось в 2 раза, а число дошкольников, не имеющих таких отклонений, уменьшилось в 3 раза (В.Р.Кучма, М.И.Степанова).

Поступая в детский сад, многие дети имеют отклонения в физическом развитии: нарушение осанки, излишний вес, задержки в развитии быстроты, ловкости, координации движений. И одной из причин таких результатов, является неосведомлённость родителей в вопросах физического воспитания детей. Развитие ребёнка, тесно связано с образом жизни семьи, и родителям необходимо заботиться о правильном физическом развитии детей, регулярно заниматься с ними физкультурой, приобщать к здоровому образу жизни.

Общеизвестно, что физическая культура - основа формирования здорового образа жизни ребёнка. в результате которого, происходит созревание и совершенствование жизненно важных систем и функций организма. У ребёнка, в дошкольном возрасте развиваются адаптационные возможности, повышается устойчивость к внешним воздействиям, формируются движения, осанка, приобретаются физические качества, вырабатываются гигиенические навыки, привычки и представления, формируются черты характера, закладываются основы образа жизни, в том числе активного образа жизни, мировоззрения.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено на укрепление их здоровья, совершенствование физиологических и психических функций развивающего организма, его закаливание, развитие двигательных умений, повышение физической и умственной работоспособности, необходимой для обучения в школе.

Здоровое, благополучное пребывание дошкольников в детском саду во многом определяется научно обоснованным распорядком дня, который предусматривает соответствующее возрасту распределение периодов сна и бодрствования, прием пищи, гигиенических и оздоровительных мероприятий, организованных занятий, самостоятельной деятельности детей.

На основании вышеизложенного, я определила основнуюцель моей педагогической деятельности: Формирование у детей, педагогов и родителей ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья через традиционные формы обучения и реализацию инновационных здоровьесберегающих технологий.

Для достижения поставленной цели решала следующиезадачи.

1. Развивать двигательную культуру ребёнка.

2. Воспитывать у детей потребность в здоровом образе жизни.

3. Приобщать детей, родителей и педагогов к традициям большого спорта и физической культуре.

Свою работу я строила по развитию трех направлений:

Первое направление — работа с педагогами.

Сначала я провела тестирование педагогов, с целью выявления у них знаний о формах организации физического воспитания в ДОО .

Следующим шагом стало создание памяток для воспитателей групп по созданию условий охранения и укрепления психофизического здоровья детей, принципах закаливания .

С целью повышения психолого-педагогической компетентности педагогов были организованны мероприятия:

- педсоветы:

- “Необходимость диагностики уровня заболеваемости и состояния здоровья детей”,

- “Создание условий для формирования у дошкольников привычек здорового образа жизни”;

- консультации:

- “Формы двигательной активности и их использование в течение дня»,

- “Эко – туристические прогулки с дошкольниками ”,

- “Туристический поход, как одно из средств образовательной и оздоровительной деятельности дошкольников”.

- “ Спортивные игры и упражнения в ДОО”.

Мною разработаны сценарии спортивных праздников, дней здоровья, развлечений, ежегодно утверждается план физкультурно - оздоровительной работы.

Я разработала перспективные планы и картотеки для воспитателей (подвижные, речевые игры с движениями, комплексы утренней гимнастики, дыхательной гимнастики, закаливающих процедур)

Второе направление - работа с родителями

Для достижения максимального эффекта в укрепление здоровья, формировании навыков здорового образа жизни и жизненно важных двигательных умений у детей, развитие физических качеств, строю свою работу по принципу единства с семьей. Этот принцип и лег в основу трехэтапной модели взаимодействия детского сада и семьи, которая отражает формы и методы работы с родителями, позволяющие повысить педагогическую компетентность родителей, объединить усилия ДОО и семьи в вопросах оздоровления детей:

• Анкетирование

• Опрос

• Изучение мед. карт

• Консультации

• Наблюдения

2 этап Практический: