Мастер-класс

«Развитие речи дошкольников через дидактическую игру во второй младшей группе»

Самым активным этапом усвоения родного языка для ребенка является дошкольный период. Развитие речи в дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач для умственного и нравственного развития детей. И чем раньше будет начата работа по усвоению родного языка, тем более продуктивным будет воспитание ребенка, тем более полноценно он будет пользоваться им в дальнейшем. Чем лучше ребенок владеет родным языком, тем легче ему общаться с окружающими людьми. Посредством речи реализуется основная функция языка – коммуникативная.

Развитие речи детей проходит через интегрированные занятия, на которых ребенок занимается различными видами деятельности. Но только с помощью специальных занятий можно добиться устойчивого развивающего эффекта.

Таким видом деятельности являются занятия по развитию речи, на которых осуществляется развитие навыков умения построения связанных предложений и рассказов. На них дети учатся выделять основную мысль высказывания и раскрывать тему.

Основными принципами развивающих игр являются переход от игры к занятию, постепенное усложнение задач игры, и тем самым обучающих задач, соединение воспитательных и обучающих воздействий. Основными обучающими средствами при этом я выделяю игровые приемы и дидактические игры.

1 этап в работе по развитию речи можно выделить самое главное умение, которое дети должны освоить в дошкольном детстве – умение описывать происходящее.

Работу можно начать с метода совместных высказываний, где используется такой игровой прием, как описание сюжетной картинки. Вместе с детьми я начинала описывать сюжетную картинку, например, из сказки «Маша и медведь», помогая им наводящими вопросами: что вы видите на этой картинке? куда отправилась Маша? что она увидела? и т.д.

В процессе обучения построения предложений я предлагала детям схему высказывания. Говорила начало предложения и предлагала его закончить. Например, «В лесу Маша увидела… Она вошла… Там были…». Этот прием направлен на то, чтобы помочь ребенку построить высказывание, когда взрослый начинает высказывание, а ребенок его заканчивает.

Далее я усложняла работу, добавляя количество сюжетных картинок (не более трех). Здесь ребенок уже мог построить маленький рассказ, выделяя в нем начало, середину и конец.

Так же в работе по развитию речи я использовала дидактические игры, например, «Чудесный мешочек». Дети отвечали на вопрос «Что это» опуская руку в мешочек с заранее вложенной в него игрушкой. Первой руку опускала я, описывая то, что в нем находится, например, «В мешочке находится что-то круглое, гладкое, небольшое, твердое – мячик». Вынимала его, давая детям удостовериться, что это именно он. Можно так же использовать такие игры, как «Узнай по описанию», «Что это» и т.д.

Огромной популярностью у детей пользовались сюжетно-ролевые игры, в которых дети могли «вжиться» в роль своего героя. Здесь я использовала такие игры как «Дочки-матери», «Больничка», «Магазин игрушек» и др.

На втором этапе работы по развитию речи дошкольников я усложнила все виды игр и игровых приемов, т.е. если это был рассказ по сюжетным картинкам, то я использовала либо начало, либо конец рассказа, тем самым давая детям почву для творчества.

В сюжетно-ролевых играх я уже не являлась действующим лицом, а лишь сторонним наблюдателем, лишь изредка вмешиваясь в ход игры, для того чтобы предложить детям новые формы или новых героев, тем самым расширяя число играющих.

В игре «Узнай по описанию» одному из играющих завязывались глаза, и он пытался угадать предмет с закрытыми глазами, а тот, кто его описывал, не мог называть его названия.

В результате моих занятий словарный запас детей значительно увеличился, она стала более связанной. Дети могут логично и последовательно излагать свои мысли. У многих детей стало получаться сочинять сказки, при этом используя свойственные жанру средства выразительности.

Список используемой литература:

  1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку: учебное пособие для студентов и сред. пед. учебных заведений. – М. издательский центр «Академия», 2000.
  2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Методическое пособие для воспитателей. – М. Мозаика – Синтез, 2004.
  3. Ушакова О.С. Струнина Е.М. Шаврина Л.Г. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. ТЦ «Сфера», 2001.