Скачать:

Предварительный просмотр:

Упражнения и задания для развития речи дошкольников.

(Слайд 1)

Зачастую ребенку, поступающему в первый класс общеобразовательного учреждения, трудно дается учебный материал, особенно связанный с  усвоением грамоты. Нередко это обусловлено не только различным уровнем подготовки детей, их способностями, а с несформированностью предпосылок успешного освоения грамоты русского языка. С точки зрения отечественного логопедического знания  к началу обучения в школе у ребенка на достаточном уровне должно быть сформированы следующее: (Слайд 2)

8.Фонематический слух.

9.Звуковой анализ слов.

10.Переключаемость.

11.Зрительно-моторная координация.

12.Ориентация на плоскости.

13.Звукопроизношение.

14.Ведущая рука.

15.Письмо и чтение.

Опираясь на это, учителя-логопеды в начале учебного года проводят диагностику речевой готовности первоклассников  к обучению в школе. По итогам обследования они формируют логопедические группы, а также зачисляет детей на индивидуальные  занятия.

Практика показывает, что 80% детей, поступающих в школу, имеют трудности при выполнении проб на развитие  грамматического строя речи, словарного запаса, связной речи;   40% детей –звукопроизношения, фонематического восприятия и ориентации на плоскости. Что непременно отразится на усвоении грамоты русского языка.

Руководствуясь этим, целью своего выступления вижу необходимость поделиться с воспитателями конкретными рекомендациями  по развитию сторон речи дошкольников.

Развитие звукобуквенного, слогового, речевого анализа и синтеза. (Слайд 3)

    Выделение звука из различных частей слова; Составление слов по начальным звукам, слогам слов; Шифровки слов, по заданным буквам; Получение слов из заданных слогов; (Слайд 4)

    Анаграммы- восстановление порядка букв в слове; Ребусы; (Слайд 5) Кроссворды;   (Слайд 6) Определение количества слов в предложении, работа со схемами предложений, задания на дополнение предложений отдельными словами.

В развитии фонематического восприятия помогут задания. (Слайд 7)

    Определение наличия звука в слове, его места,  умение различать его от других звуков - «Найди ошибку». «Замени одну букву,отгадай слово». «Найди лишнее слово»- восприятие структуры слов. «Чем отличаются слова?». (Слайд 8) Объяснение сюжета и смысла чистоговорок и скороговорок.

Развитие словарного запаса - выполнение упражнений на словоизменение, словообразование. Включает работу над различными  частями  речи: (Слайд 9)

    «Назови ласково». «Один-много». (Слайд 10)

    « Скажи по-другому», «Чей хвост, лапы, уши?»- образование качественных и относительных, притяжательных  прилагательных. Образование наречий сравнительной, превосходной степени. (Слайд 11) Пополнение и уточнение глагольного словаря:  «Кто как передвигается?», «Кто, где живет?» и т.д.

(Слайд12) Развитие  грамматического строя речи-  упражнения, направленные на уточнение значений предлогов (простых и сложных), (Слайд 13)  задания на изменение формы слов: существительных и прилагательных по числам и падежам, родам; согласования числительных и существительных,  глаголов по временам.

    «Назови зверей по-разному». (Слайд 14) «Соедини слова со скамеечками». (Слайд 15) «Доскажи словечко»- подбор рифмы в двустишьях. «Правильно - неправильно».

(Слайд 16) Развитие связной речи.

Рекомендации практического пособия М.М. Безруких, Е.С. Логиновой, Н.В. Флусовой  «Рабочая тетрадь по формированию связной речи у детей 5-7 лет».

По теме:

методические разработки, презентации и конспекты

К сожалению, вечно занятые родители в наше время часто забывают об этом и пускают процесс развития речи детей на самотёк. Дома ребёнок проводит мало времени в обществе взрослых (всё больше за компьюте.

Игры и упражнения для развития речи дошкольника.

Игры и упражнения для развития речи дошкольника.

Игровые методы и приёмы для развития речи дошкольников

Все игровые методы и приёмы можно использовать для разных возрастных групп,а также речевых детей и не речевых. Большую помощь этот материал окажет педогогам и родителям.

Речь ребенка. Игры и упражнения для развития речи дошкольников.

Проблема развития речи у детей особенно остро чувствуется учителями начальных классов. Неправильно произнося звуки, ученик пишет с ошибками, скудный словарный запас мешает в восприятии нового материал.

В статье представлен материал для развития речи детей 2-3 лет.

В данной статье подобраны занимательные игры и упражнения для развития речи. Предложенные нами игры и упражнения по развитию речи ребенка можно использовать не только для дошкольников.

Рекомендуемые игры и задания для развития речи детей.

В консультации для воспитателей и родителей предлагается картотека игр и упражнений для развития лексической стороны и грамматического строя речи.