Скачать:

Предварительный просмотр:

“ Развитие познавательных процессов детей младшего дошкольного возраста

Средствами игровой деятельности.’’

Воспитатель. ГБОУ д/с2150. СВАО. Москва.

8-9099833608

Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности.

Реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности — игре, речевом общении, рисовании, конструировании, музыкальной деятельности и др.

Исключительное значение в педагогическом процессе придается игре, позволяющей ребёнку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Игра основывается на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, становится основной формой организации детской жизни.

Игра для ребенка 3-4 лет это способ познания действительности, способ примирения с пугающими его явлениями жизни, через игру происходит адаптация ребенка к окружающему миру, социализация его в обществе. Именно поэтому анализ особенностей игровой деятельности младших дошкольников показался нам особенно актуальной темой для исследования.

Цель исследования  - анализ особенностей игровой деятельности младших дошкольников.

Гипотеза исследования  – мы предположили, что уровень развития игровой деятельности напрямую взаимосвязан с развитием когнитивных способностей, таких как внимание, память, мышление и речь, воображение и восприятие.

Задачи исследования.

    проанализировать игровую деятельность дошкольника как психолого-педагогическую проблему; раскрыть роль игровой деятельности в развитии детей младшего дошкольного возраста; раскрыть сущность педагогического руководства игровой деятельностью младших дошкольников; провести диагностику когнитивных способностей и уровня развития игровой деятельности младших дошкольников; разработать и апробировать программу развития игровой деятельности младших дошкольников; разработать на основании проведенного исследования рекомендации для педагогов по развитию и совершенствованию игровой деятельности младших дошкольников.

Экспериментальной базой нашего исследования стало государственное образовательное учреждение ДОУ № 2150

Выборка исследования – 15 детей, воспитанников младшей группы ДОУ № 2150, в возрасте от 3 до 4 лет.

Методы исследования. теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение), эмпирические (наблюдение, анкетирование, тестирование).

Применение теоретических методов исследования показали, что пройдя путь достижений в предметной, игровой и учебной деятельности, освоив рефлексию на себя и других как способ идентификации с идеалом и с реальными образцами, научившись принимать позицию ответственности, ребенок становится способным рефлексировать и на всю совокупность жизненных явлений. Кроме того, значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Игра — школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений. Но от обычной школы она отличается тем, что человек, обучаясь в ходе игры, и не подозревает о том, что чему-то учится. И в этом её особенная ценность для развития дошкольников. Однако, самостоятельное освоение игровой деятельности невозможно, поэтому необходимо практическое руководство.

Для того чтобы сообщество детей четвертого года жизни стало играющим, требуется направленное педагогическое влияние. И здесь главными педагогическими задачами являются:

    – оказание детям помощи в приобретении игровых умений, обогащение их игрового опыта; – расширение детских представлений о предметах, событиях и явлениях окружающего мира, которые потом могут быть отражены в игре; – поощрение инициативы детей при развертывании индивидуальных, парных и коллективных игр; – создание условий для проявления детьми игровой активности в течение дня и др.

Доказывая на практике справедливость нашего предположения мы применяли разнообразные практически методы исследования.

Экспериментальной базой нашего исследования стало Государственное образовательное учреждение детский сад № 2150.

Исследование проводилось в одной младшей группе среди детей 3-4 лет.

Выборка: 15 детей в возрасте 3-4 лет.

Методы исследования – наблюдение и анкетирование.

Основными аспектами наблюдения являлись:

    - игровые интересы ребенка (игровые сюжеты и роли, которым отдаются предпочтения); - разнообразие, стабильность, динамичность игровых сюжетов; - зависимость применения игровых умений от игровых интересов; - характер игрового взаимодействия в условиях привлекательной, интересной для ребенка роли.

Наблюдение проводилось в естественных условиях, что позволяет увидеть влияние игровых интересов детей на ход игры, ее продолжительность, развитие игровых умений, уровень развития игровой деятельности. Результаты наблюдения оформлялись в протоколе.

Это исследование показало, что общий уровень развития игровой деятельности в младшей группе детского сада № 2150 средним. Из пятнадцати детей четверо обладают низким уровнем развития игровой деятельности, что составляет 27% из всех детей; один ребенок обладает высоким уровнем развития игровой деятельности, что составляет только 6% всех воспитанников; остальные 10 детей (67 % группы) находятся на среднем уровне развития игровой деятельности.

Средний уровень развития игровых умений у ребенка прежде всего свидетельствует о нехватке и недостатке времени, сил, способностей и пр. для полноценной игры, а следовательно, не происходит необходимого и адекватного возрасту развития, что неминуемо грозит определенными проблемами в будущем. Для того, чтобы избежать этих печальных для детского развития последствия необходимо развивать игровую деятельность, при чем это развитие должно отражать основные направления умственного развития ребенка, совершенствования его навыков ориентирования в окружающем мире. Поэтому при подборе программы игр мы в первую очередь думали о развитии детей средствами игры при параллельном совершенствовании игровой деятельности.

Диагностика когнитивных процессов показала, что при среднем уровне развития игровых навыков в группе наблюдается средний уровень когнитивного развития, что обязательно скажется на последующей подготовке этих детей к школьному обучению. При этом необходимо отметить особенно низкий уровень развития воображения, что и служит основным препятствием для развития игровых навыков, но при этом высокий уровень развития восприятия показывает воспитанников как способных учеников и позволяет делать благоприятные прогнозы относительно результатов их развития игровыми средствами, предлагаемыми далее.

Ведущей и основной задачей предлагаемой нами системы занятий является интенсивное развитие психических процессов внимания, памяти, воображения, мышления, речи, восприятия. При этом основной формой реализации этой задачи является игра. В соответствии с этой задачей все предлагаемые развивающие игры делятся на 5 блоков:

1 блок – игры, развивающие память.

2 блок – игры, развивающие внимание

3 блок – игры, развивающие восприятие

4 блок – игры, развивающие мышление и речь

5 блок – игры, развивающие воображение

При формировании занятий нами использовались различные виды игр – дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, игры за столом, игры с песком и водой.

После проведенных занятий мы ещё раз провели диагностику игровых умений и когнитивных способностей, которая показала, что уровень развития игровой деятельности существенно вырос. Теперь низкого уровня не наблюдается вообще. На высоком уровне развития находятся игровые умения 73% детей, по сравнению с 6% до проведения развивающих игровых занятий. Аналогично выросло общее когнитивное развитие детей и высокий уровень составляет теперь 86%, от всех опрошенных относительно предыдущих 13%.

Статистическая значимость полученных результатов подтвердилась при вычислении коэффициента ранговой корреляции Спирмена, который позволил установить наличие тесной (r = 0,7) связи между уровнем развития игровой деятельности и когнитивным развитием младших дошкольников.

В заключении хотелось бы отметить, что в своем исследовании мы опирались на труды известных педагогов, психологов, методистов и педиатров прошлого и современности, таких как Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович и т.д.

Работа состоит из двух глав. В первой мы рассмотрели младший дошкольный возраст во всем его психологическо-педагогическом многообразии, а так же специфику игровой деятельности в младшем дошкольном возрасте, а во второй мы провели экспериментальную работу по выявлению взаимосвязи (уровня развития игровой деятельности) дошкольников с уровнем их когнитивного развития.

Структура работы. введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.

По теме:

методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему: "Организация театрализованной деятельности в работе с детьми младшего дошеольного возраста".

Театрализованная деятельность - одно из эффективных средств социализации дошкольника, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодейств.

подборка игравых заданий которые помогут педагогам и родителям развить познавательные способности ребенка.

Происходящие в российском обществе социально-экономические перемены обострили проблему обезличивания человека во взаимодействии с социальной средой. Разрешение этой проблемы зависит от ра.

В статье кратко описаны актуальность темы, задачи, методы работы по развитию творческих способностей детей среднего возраста средствами театрализованной деятельности в процессе ознакомлени.

Данный материал поможет воспитателям в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами опытно-экспериментальной деятельности неживой природы.

Тема по самообразованию.