Динамика интеллектуального развития в дошкольном возрасте: факторы и условия

Перестройка и совершенствование системы образования поставили перед научным сообществом ряд актуальных вопросов, одним из которых является определение условий и механизмов развития познавательной деятельности дошкольников. Столь пристальное внимание именно к этой возрастной стадии обосновано собственно психологическими закономерностями: именно дошкольный возраст является сензитивным, т. е. максимально благоприятным периодом формирования и развития интеллектуальной сферы ребенка.

К сожалению, на сегодняшний день система дошкольного образования находится в ситуации "прокрустова ложа": необходимость выявления и задействования интеллектуальных резервов - с одной стороны, и отсутствие методов обучения и воспитания, отвечающих заявленному требованию, с другой, - порождают повсеместное заимствование технологий, применимых к младшему школьному возрасту. Это своего рода трансляция школьных знаний в условиях, не учитывающих особенности когнитивно-личностной сферы ребенка-дошкольника.

Подобный перенос дает прямо противоположный эффект: снижается уровень развития, а чаще искажается собственно структура познавательной потребности - наиболее значимого для мыслительной деятельности мотивационного образования.

В 2007 - 2010 г.г. на базе дошкольных образовательных учреждений г. Тулы и Тульской области нами было организовано исследование, основной целью которого выступило определение влияния познавательной потребности на темп когнитивного развития. Всего в эксперименте приняли участие 341 дошкольник в возрасте от 3 - 4 до 6 - 7 лет. На всех этапах с помощью специально разработанных диагностических программ оценивались актуальный уровень сформированности когнитивной сферы и познавательной потребности.

Анализ результатов для каждой возрастной группы и по всей выборке в целом позволил сделать следующие выводы: наиболее сбалансированная связь между когнитивным развитием и познавательной потребностью наблюдалась у воспитанников вторых младших групп (3 - 4 года). 89% детей, прошедших диагностику в возрасте 3 - 4 лет продемонстрировали высокий и средний уровень развития всех когнитивных процессов и гармоничное становление компонентов познавательной потребности.

Дальнейший анализ динамики когнитивного развития позволяет представить результаты в виде кривой с определенной тенденцией к снижению исходных значений, а именно: 74% воспитанников средних групп (4-5 лет), 62% старших (5-6 лет) и лишь 51% воспитанников подготовительных групп показывают достаточный уровень развития базовых когнитивных процессов, т. е. восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.

Соответственно, для остальных дошкольников, принимавших участие в эксперименте, характерно замедление темпа развития одного или нескольких когнитивных процессов. Для сравнения: у тех же детей за четырехлетний период их нахождения в ДОУ наблюдается постепенное снижение темпов и искажение развития познавательной потребности, которая лишь у 54% будущих первоклассников соответствует возрастной норме по критериям уровня и гармоничности развития.

Дополнительный анализ условий обучения и воспитания дошкольников устанавливает значимую корреляционную зависимость факторов окружающий среды и сформированности познавательной потребности (а следовательно, факторов окружающей среды и сформированности когнитивной сферы). Наиболее благоприятное когнитивно-личностное развитие дошкольников наблююдается в ДОУ, образовательные программы которых ориентированы на творческое, исследовательское усвоение знаний. Занятия в таких учреждениях носят игровой характер, богатая окружающая среда групп способствует проявлению познавательной активности дошкольников. Взаимодействие воспитателя и детей происходит в рамках позиции "партнер-партнер". Ведется просветительская работа с родителями. Собственно образовательное пространство этих учреждений выстроено с учетом возрастно-психологических особенностей развития воспитанников. К сожалению, подобная ситуация - скорее исключение из правил. В рамках нашего исследования - это два из десяти ДОУ. Заметим, что оба учреждения - группы дневного пребывания на базе немуниципальных психологических центров.

Таким образом, очевидно, что система дошкольного образования требует качественного переосмысления относительно условий реализации образовательных программ. Учет психологических закономерностей развития детей будет способствовать не только усвоению предлагаемых знаний, но и собственно интеллектуальному росту в единстве его когнитивных и познавательного компонентов.