Аннотация

В статье рассматривается сущность, особенности и педагогические основы развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании.

Abstract 2008 year, VAK speciality — 13.00.00, author — Kireeva O. V.

Текст

научной работы на тему "Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании". Научная статья по специальности "Дошкольное образование. Дошкольная педагогика"

Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста.

О. В. Киреева

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИИ

Работа представлена кафедрой дошкольной педагогики.

Научный руководитель - кандидат педагогических наук, профессор Т. И. Бабаева

В статье рассматривается сущность, особенности и педагогические основы развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании.

Ключевые слова: активность, исследовательская активность, экспериментирование, исследовательские умения.

The article considers the essence, peculiarities and pedagogical grounds of development of senior preschool-age children's research activity in experimenting.

Key words: activity, research activity, experimenting, research skills.

Актуальной проблемой современного образования является поиск эффективных путей воспитания и развития креативной, инициативной личности, способной к реализации своего творческого потенциала и исследовательской активности в разных видах деятельности. Первоосновы такой личности закладываются в дошкольном возрасте. Именно в этот период создаются важные предпосылки для развития исследовательской активности и познавательных интересов детей (А. Н. Поддьяков, А. Г. Го-гоберидзе, Н. Б. Шумакова, А. М. Матюш-кин, Я. А. Пономарев и др.).

Активность - ведущая характеристика человека как субъекта деятельности, проявляющая себя в инициативном, самостоятельном, творческом (преобразующем) отношении к действительности, другим людям и самому себе (А. М. Матюшкин, В. Г.Маралов, В. А. Якунин). Активность личности реализуется в состоянии готовности и стремления к самостоятельной деятельности, в выборе оптимальных путей достижения поставленной цели, получении адекватных результатов.

Базисом продуктивных форм активности является поисковая познавательная активность субъекта, направленная на обнаружение, открытие неизвестного и заверша-

емая актами решения проблемы, представленными субъективно в понимании. Продуктивные виды активности обеспечивают «порождение» образов (В. П. Зинченко), обобщений (В. В. Давыдов), целей (О. К. Тихомиров), смыслов (А. Н. Леонтьев), мотивов и интересов (Л. И. Божович, Н. Г. Морозова, Т. И. Шумакова, Г. И. Щукина).

Одним из наиболее ярких и ранних проявлений активности ребенка является его бескорыстное стремление к познанию и исследованию окружающего мира. Исследовательская активность выступает неотъемлемой частью поведения любого живого существа как условие его выживания и развития в изменяющейся среде (В. С. Ротен-берг, С М. Бондаренко).

Исследовательская активность ребенка проявляется как внутреннее стремление, порождающее исследовательское поведение. Она создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. А. М. Матюшкин рассматривает исследовательскую активность ребенка как основное выражение его креативности, проявляющееся в высокой избирательности ребенка к исследуемому новому, в широкой любознательности (Дж. Берлайн). На основе анализа современных подходов иссле-

П ЕДАГОГИКАИ ПСИХОЛОГИЯ,ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

довательская активность может быть определена как выраженное стремление субъекта, направленное на поиск решения значимой для него проблемы с помощью определенной системы методов, приемов и средств.

Анализ литературы показал, что исследовательская активность определяется освоением различных групп исследовательских умений, которые помогают детям вести индивидуальный и коллективный поиск в экспериментировании (О. В. Дыбина, Г. П. Ту-гушева, А. Е. Чистякова, О. В. Афанасьева, Л. С. Киселева и др.). Нами были выделены и конкретизированы следующие группы исследовательских умений, обеспечивающих исследовательскую активность дошкольников в экспериментировании:

1. Умения, непосредственно связанные с осуществлением детьми исследовательского поиска, организацией и проведением экспериментирования.

2. Умения, связанные с наглядной фиксацией хода и результатов экспериментирования.

3. Умения, связанные с использованием приборов (оборудования, инструментов) в экспериментировании.

4. Умения, связанные с осуществлением детьми совместного исследовательского поиска в экспериментировании.

Приведенные данные показывают, что проблема развития исследовательской активности детей дошкольного возраста еще недостаточно изучена. Исследовательская активность получает развитие в экспериментировании (Н. Н. Поддъяков, А. Н. Поддъя-ков, И. С. Фрейдкин, Л. А. Парамонова, Г. В. Уродовских, Н. Е. Веракса, Л. М. Ма-невцова, А. И. Савенков, О. В. Афанасьева). На основе научных данных детское экспериментирование можно определить как исследовательскую, активно преобразующую деятельность дошкольников, в которой познаются свойства и качества объектов, осуществляется их преобразование. В процессе экспериментирования изменяется сам

ребенок и его отношение к миру (А. Н. Поддъяков, Н. Н. Поддъяков, О. М. Дьяченко, Н. Е. Веракса). Выявление и реализация потенциала детского экспериментирования для развития исследовательской активности старших дошкольников представляет актуальную проблему современного дошкольного образования.

Как свидетельствует анализ научных данных, исследовательская активность старшего дошкольника имеет сложную структуру, в ней выделяется мотивационный компонент, связанный с интересом, желанием ребенка вести исследовательский поиск решения проблемы и проявлением настойчивости в достижении цели; содержательный компонент, связанный с представлениями о возможных способах и средствах осуществления исследовательского поиска решения проблемы; операциональный компонент, отражающий опыт практического использования дошкольником исследовательских умений для решения проблемы в процессе экспериментирования.

В целях выявления особенностей развития исследовательской активности старших дошкольников в экспериментировании и изучения соответствующих педагогических условий в ДОУ нами был проведен многосерийный констатирующий эксперимент, в котором участвовало 80 детей старшего дошкольного возраста, 50 воспитателей.

Результаты констатирующего эксперимента показали наличие разных уровней исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании. К высокому и среднему уровням было отнесено до 35% детей. Большинство дошкольников находились на низком (30%) и ниже среднего (35%) уровнях развития исследовательской активности. Для них было характерно: отсутствие выраженного интереса к экспериментированию, частичное принятие цели экспериментирования, замена экспериментирования простым манипулированием с объектами, переходящим в игру, отсутствие результата или по-

Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста.

лучение частичного результата, слабое проявление настойчивости в достижении цели.

Анализ показал, что для многих детей было свойственно недостаточное освоение исследовательских умений, связанных с организацией и самостоятельным осуществлением экспериментирования (70%), использованием приборов (65%), фиксацией результатов и хода экспериментирования (65%), взаимодействия с партнерами в процессе экспериментальной деятельности (55%). Многие дети проявляли большую зависимость от помощи воспитателя, были скованы в своих действиях, боясь допустить ошибки и получить отрицательную оценку педагога.

' Полученные данные свидетельствуют о

многофакторной обусловленности сниженного уровня развития исследовательской активности старших дошкольников. Это проявилось в недостаточной компетентности воспитателей в вопросах организации детской поисковой деятельности, создания условий для свободы самостоятельных, инициативных действий и проявления исследовательской активности, в неэффективной педагогической технологии руководства детским экспериментированием. | Было выявлено преобладание «усред-

ненного» подхода воспитателей к детям в экспериментировании, что проявлялось в отсутствии дифференцированного влияния на дошкольников с разным уровнем иссле-I довательской активности. Неумение педа-

гога учитывать индивидуальный исследо-I вательский опыт ребенка имело своим след-

ствием игнорирование более высоких возможностей отдельных дошкольников в самостоятельном, творческом решении новых | проблемных задач.

Большинство воспитателей не вовлекают старших дошкольников в исследовательский поиск, не включают детей в проблемное планирование, выдвижение гипотез, не обсуждают полученные результаты ( экспериментирования. Нередко деятель-

| ность экспериментирования, свободная и

самостоятельная по своей сущности, строится воспитателем как четко регламентированная последовательность действий детей по определенному алгоритму (48%). Это не дает возможности дошкольнику почувствовать свободу выбора способов и средств решения проблемной ситуации, тормозит его исследовательскую активность. В результате многие дошкольники, участвующие в организованном воспитателями экспериментировании, чувствовали себя неуверенно, постоянно обращались за помощью к взрослому, опасались совершить неловкие действия (разлить воду, просыпать песок и пр.).

Результаты исследования свидетельствуют о том, что отдельные попытки использования экспериментирования для развития исследовательской активности детей не выстраиваются педагогом в систему, а выступают лишь в эпизодической роли. Педагоги не имеют достаточных представлений о группах исследовательских умений, необходимых ребенку для эффективного осуществления исследовательского поиска, мало сотрудничают с родителями дошкольников, не используют возможности влияния семьи на развитие исследовательской активности детей. В целом недостаточная компетентность воспитателей блокирует исследовательскую активность ребенка, препятствуя становлению субъектной позиции в экспериментировании.

Разработанный в исследовании педагогический проект развития исследовательской активности старших дошкольников в экспериментировании базируется на следующих принципах:

• опоры на актуальные интересы детей старшего дошкольного возраста и создания перспективы движения старших дошкольников к решению новых задач и освоению исследовательских умений;

• широкой реализации исследовательского подхода дошкольников к решению проблемных ситуаций в разных видах деятельности (создание исследовательского

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ,ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

пространства в группе детского сада, активизирующего исследовательский поиск дошкольников в экспериментировании);

• непрерывности исследовательской деятельности дошкольников, предполагающий продолжение детского экспериментирования с объектами в условиях семьи и взаимодействия детей с родителями;

• сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм организации экспериментирования, индивидуального и коллективного исследовательского поиска и объединения детей в исследовательские мини-проекты с учетом направленности их интересов;

• партнерства и сотрудничества взрослых (педагогов, родителей) и детей в экспериментировании и создания «исследовательского детско-взрослого сообщества».

Формирующий эксперимент строился как этапный, включающий подготовительный, ориентационно-мотивационный, базовый и творческий этапы.

Цель подготовительного этапа заключалась в повышении педагогической компетентности педагогов и установлении содержательного взаимодействия воспитателей и родителей на основе создания единых ценностно-смысловых установок взрослых относительно развития исследовательской активности старших дошкольников в экспериментировании в условиях ДОУ и семьи.

Ориентационно-мотивационный этап был направлен на развитие интереса детей к экспериментированию, преодоление скованности детского мышления, боязни ошибок и неверных действий в решении познавательных проблем. Для этого использовались занимательные фокусы, проблемные ситуации, нарушающие привычный взгляд детей на вещи. Широко используемые на данном этапе приемы ТРИЗ были направлены на развитие важных для реализации исследовательской активности дошкольников умений наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы. Практикование в применении данных умений осуществля-

лось детьми в коллективном исследовательском проекте «Мы - исследователи природы». Дети проводили наблюдения за изменениями погоды, фиксировали результаты наблюдений в календаре природы, ежедневно вели телепередачу «Прогноз погоды».

Базовый этап был направлен на практическое освоение дошкольниками исследовательских умений и обогащение опыта экспериментирования. Задача состояла в том, чтобы научить детей самостоятельно пользоваться различными группами исследовательских умений в экспериментировании. Исследовательский поиск детей разворачивался в рамках следующих тем: «Ку-десница вода», «Чудеса песка», «Сила притяжения магнита», «Волшебство света». Каждая тема строилась проблемно по определенному алгоритму, в основе которого была заложена идея интегрированного подхода и самостоятельного открытия ребенком необычного в предметах и явлениях в субъектной позиции «первооткрывателя нового».

Педагогическое взаимодействие с детьми разворачивалось дифференцированно с учетом уровней исследовательской активности. Процесс детского экспериментирования сопровождался совместным проблемным обсуждением детских открытий, обменом мнений, выдвижением новых перспектив дальнейшего исследовательского поиска.

В процесс детского исследования активно вовлекались родители, которые вместе с дошкольниками дома проводили дополнительные эксперименты, находили необходимую информацию в энциклопедиях, детских журналах, книгах, вели наблюдения за изменением погоды.

Все это позволило перейти к третьему творческому этапу формирующего эксперимента, который предусматривал дальнейшее развитие исследовательской активности в условиях широкого участия дошкольников и их родителей в экспериментальной, проектно-исследовательской деятельности. Старшие дошкольники были

вовлечены в коллективный проект «Как много интересного вокруг», который творчески объединял мини-исследования, проведенные на базовом этапе. Результатом заключительного этапа явилась «Энциклопедия юного исследователя», написанная дошкольниками в сотрудничестве со взрослыми.

Контрольный эксперимент выявил выраженную положительную динамику развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в экспе-

риментировании и показал рост высокого (30%) и среднего (65%) уровней исследовательской активности. Дошкольники стали проявлять устойчивый интерес к самостоятельному экспериментированию, свободно пользоваться исследовательскими умениями, добиваться адекватного результата. Полученные данные подтвердили эффективность разработанного и реализованного на практике процесса развития исследовательской активности старших дошкольников.