Художественно-эстетическое развитие

Художественно-эстетическое направление

В настоящее время в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников. Исходя из цели Российской образовательной политики - "развитие личности, способной к самоопределению и самореализации", а также значимости развития эмоционального мира ребенка, работа нашего ДОУ направлена на оптимизацию художественно-эстетического развития дошкольников.

Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.

Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, музыка, театр, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания ДОУ - создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность.

Одним из приоритетных направлений деятельности ДОУ является художественно-эстетическое развитие. Работа по данному направлению проходит через все разделы Образовательной программы.

Основная цель педагогического коллектива ДОУ:

Создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации.

Для достижения поставленной цели нами сформулированы следующие задачи:

1. Изучение современных подходов к проблемам художественно-эстетического развития дошкольников.

2. Создание условий, способствующих, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.

3. Использование современных технологий по художественно-эстетическому развитию детей.

Система работы по художественно-эстетическому воспитанию

состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

• Обновление содержания образования (выбор программ и технологий);

• Создание условий для художественно-эстетического воспитания

(кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание

предметно - развивающей среды);

• Организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями);

• Координация работы с другими учреждениями и организациями.

Обновление содержания образования.

Работа в ДОУ строится в соответствии Образовательной программы в сочетании с технологиями программ:

Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет

«Красота. Радость. Творчество». Т.С.Комарова, А.В.Антонова, М.Б. Зацепина.;

Цель: направлена на развитие ребенка, как приобщение к здоровому образу жизни в ре-зультате разностороннего воспитания.

Познавая красоту окружающего мира (природа, люди), произведе¬ний искусства (как классического, так и народного), ребенок ис¬пытывает положительные эмоции,

на основе которых и возника¬ют более глубокие чувства: радость, восхищение, восторг.

Программа музыкального образования детей дошкольного возраста

«Камертон» Э.П. Костина;

Цель: разностороннее, полноценное музыкальное образование детей (обучение, воспитание, развитие), соответствующее их возрастным возможностям. Ядром программы являются задачи овладения ребенком всеми видами музыкальной деятельности.

Программа художественного воспитания. Обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», И.А. Лыкова;

Данная технология позволяет реализацию базисного содержания и специфи¬ческих задач художественно-эстетического образования детей в изобразительной деятельности.

Цель: формировать у детей раннего и дошкольного возраста эстетическое отношение и художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

Программа развития творческих способностей детей средствами театрального искусства «Театр – творчество - дети», Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович;

Технология данной программы ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности.

Программа духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки», И.А.Кузьмин.

Цель: Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Использование данных программ дает педагогическому коллективу возможность творческого подхода к организации работы с детьми, интеграцией образовательного содержания при решении образовательных задач, приобщению к искусству, музыке, литературе, театру, народной культуры.

Создание условий для художественно-эстетического воспитания.

Кадровое обеспечение. В связи со спецификой нашего дошкольного учреждения в штат включены ставки:

музыкальный руководитель,

педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности,

педагога дополнительного образования по театрально-игровой деятельности,

педагог-психолог, что позволяет строить образовательный процесс подгрупповым методом. Эффективной работе ДОУ в художественно-эстетическом развитии детей способствует профессиональный педагогический коллектив.

Работа по совершенствованию педагогического мастерства осуществляется в нескольких направлениях:

• повышение квалификации в рамках курсовой подготовки.

• повышение квалификации педагогов по художественно-эстетическому развитию в рамках дошкольного учреждения через педагогические советы, семинары - практикумы, консультации, смотры - конкурсы.

• систематически проводятся тематический контроль, открытые просмотры, взаимопосещения педагогов, конкурсы детского творчества.

• одним из направлений совершенствования педагогического мастерства является: участие педагогов в ДОУ городских методических объединениях, представление своего опыта на городских мероприятиях.

Педагоги участвуют в работе городских методических объединений, представляя свой опыт работ

В ДОУ имеется учебно-методическое обеспечение:

Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в ДОУ является

организация предметно-развивающей среды.

В каждой возрастной группе созданы условия для художественно-речевой, театрально-игровой, изобразительной и музыкальной деятельности: имеются театральные, игровые центры, центры художественного творчества, которые содержат разнообразный материал, пособия, игры, театральные костюмы, атрибуты. Используются технические средства обучения.

Для реализации поставленных задач в ДОУ имеются помещения для работы по художественно-эстетическому направлению: музыкальный зал, театральную комнату, где имеется уголок Русского быта.

Эффективно используются лестничные площадки, холлы, раздевалки в групповых комнатах и коридоры: в них размещаются выставки фотографий, рисунков детей, поделок из природного материала.

Созданная в детском саду предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.

Следующим компонентом системы работы по художественно-эстетическому воспитанию является

организация образовательного процесса.

Образовательная работа по художественно-эстетическому развитию детей в ДОУ ведется одновременно в нескольких направлениях:

• Работа с детьми.

• Взаимодействия с семьями

• Сотрудничество с учреждениями социально-педагогической среды

В детском саду система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в ДОУ в трех направлениях:

• непосредственно организованная образовательная деятельность (занятия, экскурсии, развлечения, индивидуальная работа, игры);

• совместная деятельность педагогов и детей;

• самостоятельная деятельность детей

Образовательная работа с детьми в художественно-эстетическом направлении ведется с соблюдением принципа интеграции образовательных областей по направлениям развития личности ребенка:

Физическое,

Социально-личностное,

Познавательно-речевое.

Взаимодействие педагогов и детей осуществляется через следующие формы работы:

  • НООД (непосредственная организованная образовательная деятельность)
  • Организованная образовательная деятельность взрослых и детей (праздники, развлечения, тематические музыкальные вечера, театрализованные представления, дидактические игры, выставки рисунков и поделок и др.)
  • Самостоятельная детская деятельность, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность).
  • Тематические планы специалистов дополнительного образования, музыкального руководителя и воспитателей скоординированы с учетом места, времени проведения образовательной деятельности и режимных моментов.
В ДОУ разработано комплексно-тематическое перспективное планирование по художественно-эстетическим видам детской деятельности. Длительность каждого блока 1 месяц. Данное планирование способствует комплексному решению художественно-эстетических задач, позволило эффективнее вести образовательный процесс, что положительно сказывается на развитии детей в приоритетных видах деятельности (музыкальной, театрализованной, изобразительной, речевой).

Знания, полученные в ходе непосредственной образовательной организованной деятельности эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают

мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством, рисуют, создают коллективные творческие работы.

Организация разнообразных форм работы с детьми отражается на результатах: дети проявляют интерес и творчество в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной деятельности; участвуют в выставках и конкурсах; продолжают обучение в кружках.

В ходе образовательного процесса педагоги большое внимание уделяют здоровьесбережению детей через сказкатерапию, музыкатерапию и изотерапию.

Педагогом дополнительного образования по изодеятельности разработано перспективное тематическое планирование по декоративно-прикладному искусству и по ознакомлению с живописью, скульптурой, архитектурой.

Музыка является одной из составляющих эстетического развития детей. Ее называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (П.М.Теплов).

Она отражает отношение человека к миру, а наши отношения – это наши эмоции.

Богатейшее поле для эстетического развития детей, а так же развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. Она представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, живописи, актерского мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств. Особую значимость театрализованная деятельность приобретает накануне поступления ребенка в школу и служит мощным инструментом развития всех качеств его личности: познавательных, психических процессов, формирование коммуникативных навыков, как основ социальной культуры. В связи с этим, в ДОУ введены дополнительные занятия по театрализованной деятельности, которые проводит педагог дополнительного образования.

В ДОУ разработан диагностический материал для определения уровня развития

детей по театрально-игровой деятельности.

Музыкальная, изобразительная, театрализованная. речевая деятельности проходит через весь образовательный процесс, включая и кружковую работу

Дополнительное образование реализуется через работу кружков художественно-эстетической направленности ( «Сказка» по развитию театрально-игровой деятельности, «Любители искусств»), которые способствуют раннему выявлению и разностороннему развитию способностей детей, помогают их проявлению и дальнейшему совершенствованию.

Цель кружковой работы - обогащение духовного мира детей различными средствами; формирование эстетического отношения к окружающему миру; развитие природных данных детей.

Эффективность деятельности по приоритетному направлению во многом определяется взаимодействием всех педагогических работников ДОУ. Для каждого сотрудника ДОУ определены направления работы в области

художественно - эстетического образования. Во взаимодействии специалистов наблюдается преемственность в осуществлении задач, в тематике, содержании педагогического процесса, что обеспечивает ребенку условия для максимальной творческой деятельности.

Каждый специалист, действуя в своем направлении, работает на общую цель, выполняя задачи Образовательной программы ДОУ, помогает воспитателю решать задачи всестороннего развития.

Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка дошкольника необходимо согласование усилий ДОУ и семьи, в которой он воспитывается.

Сотрудничество с семьей строим по следующим направлениям:

• Вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением.

• Повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации.

• Педагоги оформляют папки - передвижки, выпускаются информационные листы для родителей.

• Обеспечение единства воздействий детского сада и семьи в вопросах художественно-эстетическом развитии воспитанников;

При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей; организация выставок - конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми; привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов.

Все это помогает сделать родителей своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.

Работа носит целенаправленный, систематический, планомерный характер.

• доброжелательность, открытость.

• целенаправленность, систематичность, плановость.

Использование разнообразных форм работы способствует вовлечению родителей в организацию педагогической деятельности.

Эффективность работы по художественно-эстетическому воспитанию зависит от координации работы с другими учреждениями.

Все участники педагогического процесса находятся живут в определенном социуме, который действует на детей, педагогов, родителей. Достижение приоритетных задач работы ДОУ по художественно-эстетическому развитию реализуется коллективом педагогов детского сада на основе сотрудничества с другими учреждениями образования и культуры города согласно Договоров и разработанных совместно планов работы с каждым учреждением социума.

В перспективе планируем продолжать совершенствовать систему работы по художественно-эстетическому воспитанию в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ, к условиям реализации ООП дошкольного образования.