«Экскурсия – как форма развития познавательного интереса дошкольника к окружающему миру»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Федоровский детский сад»

Сообщение из опыта работы по теме:

«Экскурсия – как форма развития познавательного интереса дошкольника к окружающему миру»

Автор:

Колесникова Нина Петровна

Воспитатель 2 кв. категории

МДОУ «Федоровский детский сад»

Куединского района

д. Маркидоновка

2009г.

Экскурсия – как форма развития познавательного интереса дошкольника к окружающему миру

Среди проблем, направленных на совершенствование процесса обучения, экскурсия как формирование познавательных интересов является довольно значимой для дошкольников.

Обращаясь к истории, оказывается, экскурсии возникли в конце 18 – начале 19 веков; как метод обучения, способствующий развитию наблюдательности навыков самостоятельной работы у дошкольников, они внедрялись в учебный процесс прогрессивными педагогами Западной Европы и России. Ещё в 18 веке французский философ Жан- Жак Руссо высказал мысль о том, что экскурсии развивают у детей творческую наблюдательность, пытливость и самостоятельность в исследовании окружающего мира. На экскурсии более четко прослеживается связь явлений между собой. Дошкольники, подметив эту связь, усваивают её намного прочнее, чем, если бы слышали о ней только от взрослых. На экскурсии используется основной метод – это наблюдение. По мнению психологов, наблюдение – это сложная деятельность, основу которой составляет сознательное целенаправленное восприятие. Наблюдение формируется на протяжении всей жизни человека и включает в себя полноту восприятия частей, свойств; тонкость анализа, планомерность, осмысливание воспринятого в свете прежнего опыта.

В течении 19 века экскурсия становится составляющей частью учебного процесса в детском саду.

Экскурсия- это коллективная поездка, посещение чего-нибудь с целью ознакомления.

Цель – развитие познавательного интереса детей к окружающему миру.

Авторы программы «Радуга», по которой мы работаем предлагают экскурсии вводить в образовательный процесс со второй младшей группы. В основном это экскурсии внутри детского сада. Это знакомство с профессиями сотрудников детского сада: методист, повар, прачка, медсестра. Со средней группы меняются темы: экскурсии на почту, магазин, в природу, на сельскохозяйственные объекты Это ознакомление с объектами ближайшего окружения и проводятся за пределами детского сада. В старшей и подготовительной группах темы экскурсий разрабатываются самостоятельно.

По характеру решаемых педагогических задач в программе «Радуга» выделяют четыре разновидности экскурсии.

Природоведческая экскурсия проводится в определенной системе.

Цель- знакомить с сезонными изменениями, развивать умения видеть их и понимать причину происходящего в природе.

Организовывать их целесообразно на одни и те же объекты в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Например, весенний сезон с детьми старшего дошкольного возраста следует провести три экскурсии в парк с постепенным усложнением задач, где решением является знакомство с природой, т.е. накопление представлений о разнообразии объектов живой природы и их характерные особенности.

Экологическая экскурсия направлена на освоение детьми разнообразных взаимосвязей в мире природы:

- между животными и растениями;

- между средой обитания живых существ и особенностями их строения и образа жизни;

- между состоянием конкретных живых объектов и условиями их существования;

- между различными живыми существами в одной экосистеме

Экскурсии на сельскохозяйственные объекты

помогают детям освоить представление о труде людей сельского хозяйства.

- осознание детьми значимости трудовой деятельности взрослых (зачем нужна профессия, что является результатом труда);

- знакомство с техникой, машинами, механизмами, которые облегчают труд взрослых;

- формирование представлений о структуре конкретного трудового процесса (мотив и цель, инструменты, набор трудовых действий, результат труда);

- ознакомление с личностными и профессиональными качествами сельскохозяйственных работников;

- воспитание нравственного (бережного) отношения к предметам как результатам человеческого труда;

- осознание значения правильного выбора профессии как условия жизненного успеха.

Экскурсии эстетического характера помогают ребёнку научится воспринимать красоту природы, и развивают культуру его чувств.

Структура экскурсии.

Вводная беседа. введение мотивирующей ситуации, игрового сюжета, обращение к опыту детей; обращение к художественному слову; использование репродукций картин. Например, перед экскурсией в весенний лес дети рассматривают репродукции картин И. Левитана «Март» или К.Юона «Конец зимы. Полдень», передающих предчувствие наступающей весны. Внимание детей обращается на то, что художники изобразили самое начало весны, когда лучи солнца только начинают согревать землю. Об этом свидетельствуют и глубокое бездонное небо, и мягкий солнечный свет, и глубокие синие тени на снегу, и осевшие сугробы, которые уже потеряли свою белизну. Эмоциональное воздействие картин усиливается при прослушивании музыкальной пьесы П.И. Чайковского «Март» и чтение отрывка из стихотворения Бунина «Ещё и холоден и сыр…»

Прозрачно – бледный, как весной,

Слезится снег недавней стужи,

А с неба на кусты и лужи

Ложится отблеск голубой.

Основная часть: коллективное наблюдение, в процессе которого и решаются основные программные задачи экскурсии; индивидуальные самостоятельные наблюдения; решение проблемных ситуаций, загадки, дидактические игры; сбор материала; художественное слово; фотографирование.

Воспитатель помогает детям подметить характерные признаки предметов и явлений, установить необходимые связи. Основное внимание в процессе наблюдения уделяется вопросам и вопросам- заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, сравнивать, находить отличия и сходства, устанавливать взаимосвязь.

По окончании основной части воспитатель даёт детям возможность

удовлетворить любознательность в самостоятельных наблюдениях.

И предлагается собрать разнообразный материал: такой как природный и бросовый, древесные отходы.

При этом он сам не остается безучастным, а проявляет к их действиям живой интерес: задаёт вопросы «заражает» своими эмоциями ( удивлением, восхищением), поддерживают инициативу детей и обмениваются с ними впечатлениями.

Это даёт возможность привлечь менее активных детей к совместной

деятельности. Однако, давая задание собрать материал, следует строго

ограничивать его количество. Собранный материал сортируют раскладывают по папкам, корзинкам, и часть его тут же используют для игр и упражнений.

В играх дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, запоминают название растений и их частей. Целесообразны игры: «От зернышка до булочки», « Угадай по описанию», «Что изменилось?» и др.

Эффективным приёмом является постановка проблемных ситуаций во время экскурсий.

Заключительная часть. вопросы к детям, обобщение результатов выполненных детьми при самостоятельной работе и заключительная беседа о том, что дети узнали нового на экскурсии, домашнее задание. Повторение правил поведения в лесу, по дороге, на объекте и их обоснование.

Например можно использовать следующие вопросы:

-Какое значение имеет листопад в подготовке растений к зиме?

-Что должен знать человек, выбравший эту профессию?

-Что получается в результате труда?

В беседу включаем занимательные вопросы, пословицы, загадки.

В конце беседы отмечаем смышленых, наблюдательных, организованных ребят.

Предлагается домашнее задание: рассказать родителям о том куда ходили, подобрать картинки, …

Работа после экскурсии будет вестись в зависимости от того, в какое время дня она проходила. Если утром, то подведение итога с детьми будет после сна; если вечером, то подведение итога будет на следующий день. Летом можно сразу. Это будет составление картотек загадок, пословиц и поговорок; чтение художественной литературы, рассматривание репродукции картин, дидактические игры, сюжетно- ролевые игры, составление коллекций, гербарий, коллективное рисование и аппликация, составление коллажей, создание макетов; обобщающая беседа, встречи с интересными людьми, фотовернисажи.

Информация. полученная детьми на экскурсиях, расширяется, уточняется и обобщается на других занятиях и дети могут применять знания в играх, самостоятельной деятельности.

Подготовка к экскурсии

Наметить тему экскурсии, чтобы название темы звучало эмоционально или проблемно, что позволяет сразу заинтересовать детей.

Определить цель, задачи экскурсии, составить предварительный план экскурсии.

Выбрать место проведения экскурсии, разработать маршрут. Предусмотреть место для подвижных игр, информации, наблюдений, сбора природного материала, общественно-полезной деятельности детей.

Уточнить содержание воспитательного и познавательного материала, подбирать игровой материал, стихи, загадки, викторины.

Продумывать методику проведения экскурсии.

Планировать организационные формы деятельности детей (когда и где проводить массовые и групповые наблюдения) выполнение общественно-полезных дел, распределение обязанностей между подгруппами или отдельными детьми.

Подготовка детей к экскурсии

За несколько дней до экскурсии нужно провести с детьми небольшую беседу, с тем чтобы вызвать у них интерес, оживить впечатления и представления, которые могут быть полезны в ходе экскурсии, сообщая цель- дети должны знать, куда и зачем пойдут, что увидят, что нужно будет собрать.

Перед экскурсией предложить заучить стихотворение

В программе «Радуга» экскурсии включаются в раздел «Познаю мир»

- один раз в месяц в природу в любое время года

- на сельскохозяйственные объекты в весенний, осенний период один раз в месяц.

Результаты экскурсии

- Обогащаются представления детей о социальном мире;

- Соотносятся результаты труда и набор трудовых процессов с

- Устанавливается связь между качеством труда, физическим усилием

человека и используемыми инструментами, техникой.

придумывании дидактических игр;

Проявляют наблюдательность.

- Научились подмечать характерные признаки предметов и явлений,