Роль сказки в речевом развитии дошкольников

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1. Информация об опыте 2
    • 2. Технология опыта 8
    • 3. Результативность опыта 12
  • Выводы 16
  • Библиографический список 17
  • Приложение 19

1. Информация об опыте

Тема опыта: "Роль сказки в речевом развитии дошкольников".

Сведения об авторе. Условия возникновения опыта. Актуальность оп ыта. Актуальность опыта определяется уникальными возможностями старших дошкольников в речевом творчестве, в частности, в области сочинительства собственных сказок, небылиц, однако, для формирования такого творчества необходимо создание оптимальных условий, способствующих наиболее полному раскрытию творческого потенциала личности ребенка дошкольника.

Огромную роль в этом призван сыграть родной русский язык, богатство и многообразие которого отражено в русских народных сказках. А так же высший психический процесс - воображение.

В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем.

Важными источниками развития речевого творчества являются художественная литература и фольклорные произведения. Корней Иванович Чуковский в книге "От двух до пяти" отмечал: "Детская речь на всех этапах своего развития питается неисчерпаемой жизненной силой народного русского языка". Поэтому в качестве литературного материала для исследования проблемы речевого творчества в старшем дошкольном возрасте мною были использованы русские сказки, прежде всего волшебные. Поиск путей формирования самостоятельности в речевом творчестве старших дошкольников на основе знакомства с русскими волшебными сказками стал целью моего исследования.

Основная идея опыта:

Предполагаем, что основу способности к сочинению сказок в старшем дошкольном возрасте составляет взаимосвязь ее компонентов, что будет являться структурой способности:

1-ый компонент: Придумывание сказки - умение ребенка отличить сказку как жанр от других жанров, почувствовать особенности ее стиля, языка, а также знание ее композиционного состава (построения) и видов (классификация по признакам).

2-й компонент: Развитая наблюдательность и память на образы сказок (персонажей, сюжетику).

3-й компонент: Связная выразительная речь, ее грамматическая оформленность, необходимый для сочинения сказок словарный запас.

4-й компонент: Склонность к театрализации, к умению брать на себя роли при разыгрывании сценок, спектаклей по мотивам народных и авторских сказок.

5-й компонент: Наличие оригинальной фантазии, склонность к выдумкам, как незаменимое условие при придумывании сказок.

Предполагаем, что в ярком проявлении эти компоненты одновременно могут и не просматриваться у ребенка, практически их наличие может сводиться к 2-3 компонентам с одной стороны, а с другой - могут быть и исключения.

Педагогическими условиями формирования способности к сочинению сказок будут являться:

- Благоприятные среда, способствующая словесному творчеству (оформление групповой комнаты или кабинета "В гостях у сказки", наличие всех видов театра и прочее);

- Эмоционально - положительное и культурно - этическое общение педагога и детей по поводу фольклора;

- Активизация педагогом различных творческих проявлений в области слова у детей, совершенствования навыков выразительного чтения и рассказывания по воображению.

- Наличие специальной методики работы и программы по формированию способности к сочинению сказок.

Длительность работы над опытом Диапазоном опыта является единая среда воспитательно-образовательного процесса (занятия, экскурсии)

Теоретическая база опыта В условиях современного дошкольного образования проблема формирования и совершенствования речевых умений детей посредством использования произведений устного народного творчества в последнее время стала весьма актуальной и животрепещущей темой для обсуждения в научных педагогических трудах. Обращенность к историческим духовным ценностям, традициям русского народа в настоящий момент приобретает широкий размах в среде педагогов и психологов. Разумное внедрение в быт, в различные виды деятельности некоторых элементов народности (изобразительное творчество, словесное) в том числе и знакомство со сказками, должно носить целенаправленный, последовательный характер.

На это в свое время обращали внимание видные ученые деятели прошлого: Е.И. Тихеева, А.П. Усова, К.Д. Ушинский и другие.

В исследованиях отечественных ученых Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, а также педагогов Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной и других подчеркивается, что дошкольный возраст - период активного творческого развития личности ребенка в целом, когда развиваются и совершенствуются все психические процессы (восприятие, мышление, воображение), становятся произвольными внимание, память, формируется связная речь. Полноценное владение русским языком в дошкольном возрасте благотворно отражается на интеллектуальном, нравственно - этическом, художественно-эстетическом развитии детей в сензитивный период.

В тоже время ученые отмечают, что ближе к 5-му году жизни у детей наблюдается интерес к словесному творчеству (придумывание сказок, стихов, небылиц) / Л.В. Ворошнина, М.М. Рыбакова, СМ. Чемортан, А.Е. Шибицкая и другие /. Еще ранее (к 2 - 3 годам) - интерес к звучащему слову, что получило название феномена "словотворчества" (по К.И. Чуковскому).

Но, если этот феномен проходит к 6-7 годам, благодаря расширению детского кругозора, социальному опыту ребенка, при котором потребности "словотворить" отпадает за ненужностью, то сформированность речи, подкрепленная интересом к литературным и народным произведениям, дает возможность ребенку, подключив бурную фантазию, попытаться придумать свое "произведение", похожее на сказку, рассказ или стихотворение.

Анализ научно - педагогической и методической литературы по проблеме речевого творчества (речетворчества) или словесных сочинений свидетельствует о том, что оно не возникает само по себе. В его основе лежит восприятие художественных произведений литературы, фольклора /Н.С. Карпинская, Н.А. Орланов а, Н.М. Пьянкова, О.С. Ушакова и другие/. Особое место в словотворческом процессе по праву занимает русский фольклор, а точнее один из самых излюбленных детьми его жанров - сказка.

Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера и психических процессов для детей дошкольного возраста написано много. Значимость народной сказки подчеркивал К.Д. Ушинский. О сказках и их роли положительно отзывались В.Г. Белинский, А.С. Пушкин.

"Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании" - писал К.Д. Ушинский.

Сказка проникает во все виды деятельности ребенка - дошкольника. Она лежит в основе изобразительной деятельности (исследования Т.С. Комаровой, Н.М. Сокольниковой и другие); музыкальной деятельности (С.И. Букатина, Ш.А. Ветлугина, О.П. Радынова и др.); игровой (Т.А. Антонова, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин и другие). Особым же вниманием сказка пользуется в художественно - речевой деятельности.

Современные отечественные исследователи, а также методисты, занимающиеся обучением дошкольников творческому рассказыванию, используют сказку в качестве образца, по которому ребенок смог бы придумать аналогичный вариант сказки /Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко и др.); обучая детей анализу сказок - цепочек, развивают умение схематично использовать основу таких сказок в собственных сочинениях (Л.Е. Стрельцова, Н. Тамарченко и другие).

Эти и другие педагоги - исследователи отмечают незаурядные возможности детей старшего дошкольного возраста в придумывании неординарных сказок с последующим их не менее уникальным рассказыванием. Они свидетельствуют о том, что, как правило, такие сказки являются комбинированием сюжетов знакомых сказок или героев / Л.И. Божович, A.M. Бородич, М.М. Рыбакова, А.Е. Шибицкая и другие).

Интерес к словесному творчеству в старшем дошкольном возрасте прослеживается практически у каждого ребенка и выражается в различных его формах таким образом, что у кого-то из них это "сочинение" действительно оригинально, а у кого нет. Но придумывают все дети. Их воссоздающее воображение, память побуждают к самостоятельной попытке реализовать свои замыслы сказки истории словесно. С точки зрения творчества вообще, объективно нового ребенок при этом не создает.

Ценность процесса сочинительства сказки ребенком - в его субъективной новизне (Т.С. Комарова, Е.А. Флерина и другие), поскольку ребенок сам придумывает сказку, своими словами, на основе своего замысла начинает осознавать свою способность к сочинительству, несмотря на оперирование знакомыми сюжетами и персонажами. Комбинирование и заимствование на мой взгляд, говорит о хорошей памяти на образы сказок и аналитическом свойстве ума ребенка, благодаря которым у него развивается способность к нахождению индивидуальности в области речетворчества.

Ученые подчеркивают, что главное, чтобы ребенок умел различать сказочный вымысел и правду жизни при сочинении сказок, мог критически относиться к собственным сочинениям, чтобы у него не развился ложный обман /A.M. Бородич, В.А. Сухомлинский и другие)/. Поэтому необходима помощь со стороны взрослого в этом развивающем и увлекательном процессе. И поскольку словотворчество благоприятствует совершенствованию всех сторон личности ребенка, то в необходимости развития способности к придумыванию сказок нельзя сомневаться.

Данные этих и других исследований показывают, что проявления у детей литературно-творческих способностей, можно увидеть уже в дошкольном возрасте.

Способность к придумыванию сказок, как одна из разновидностей художественно - речевого творчества старших дошкольников имеет важное значение для умственного, нравственного, эстетического развития личности ребенка. Вероятность ее проявления в этом возрасте достаточно велика и требует внимательного изучения и особого подхода. Характер, структура такого творчества (сочинение детьми сказки) иногда лишены четкости, логичности, системности. Но в целом эти недостатки легко устранимы при непосредственной организованной работе педагога и детей.

Цель исследования состояла в том, чтобы определить содержание и методы речевого развития дошкольников путём формирования способности к сочинению сказок у детей 6-7 лет на основании определения сущности и структуры этой способности.

Полученные в ходе исследования педагогические выводы и обобщения могу явиться основой для дальнейшей экспериментальной работы в исследуемой области, а выявленные показатели и критерии оценки способности и условия ее становления открывают новые возможности в области обучения детей сочинительству сказок, историй. Практическая значимость исследования определяется тем, что указанные методы речевого развития разработаны и апробированы в практике работы дошкольного учреждения.

Задачи:

Определить уровень развития творческих речевых способностей дошкольников, выявить наличие интереса к русским волшебным сказкам.

На основе изучения психолого-педагогической литературы проследить взаимосвязь творческого рассказывания и литературного опыта детей.

Разработать и апробировать систему педагогических воздействий на творческое рассказывание детей с целью активизации воображения и развития связной речи.

Методы:

- изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

- наблюдения за детьми на занятиях по развитию речи, в самостоятельной деятельности;