Свежие публикации

Малые фольклорные жанры как средство развития речи дошкольников

Гергела Л. Р.

учитель-логопед

МДОУ «Цветик-семицветик»

В настоящее время особую значимость приобретает принцип предупредительного подхода именно к детям дошкольного возраста, когда своевременный прогноз отсроченных затруднений в развитии речи детей диктует необходимость раннего выявления детей с нарушениями речи, с одной стороны, и разработки адекватного коррекционного их обучения – с другой.

Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д. Б. Эльконин, Р. Е. Левина, А. П. Усова, Е. И.Тихеева и др.). К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях пяти - шести лет.

В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков. что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

Хорошая чистая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения, художественные произведения и другие). Малые фольклорные жанры одни из них.

Наша работа была ориентирована на создание оптимальных условий речевого развития детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора. В связи с поставленной целью рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогиче­ской науке, проанализированы особенности развития речи старших дошкольни­ков.

Изучены известные методики работы по использованию малых форм фольклора, приемы и формы работы, которые предлагались Ю. Г. Илларионовой, Е. И. Тихеевой, А. М. Бородич, С. С. Бухвостовой, О. С. Ушаковой, А. П. Усовой, А. Я Мацкевич, В. В. Шевченко и др.

На основании проведенного анализа литературы мною было определено влияние малых форм фольклора на развитие речи детей старшего дошко­льного возраста.

Провела диагностические исследования для выявления существующих проблем в речевом развитии старших дошкольников. Результаты исследования представлены в таблице №1.

Свою работу мы строили на следующих основных принципах:

o во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;

o во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);

o в-третьих, активного включения детей;

o в-четвертых, использования развивающего потенциала малых форм фольклора в создании речевой среды.

Работу начала с создания условий. Одну из игровых мы оформили в русском стиле, где и проходят занятия с детьми по ознакомлению с русской культурой. Подобрали материал, составили календарный план работы. Малые формы фольклора в образовательной работе с детьми использовали в интегрированной форме как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты).

Для успешной реализации плана работу ведем по трем направлениям:

1. Коррекционное – ответственные логопед Гузий Е. Н. и воспитатель Гергела Л. Р.

2. Музыкальное – отвечает музыкальный руководитель Газимулина О. Г. (знакомство с народным музыкальным искусством и старинными музыкальными инструментами);

3. ИЗОстудия – ответственный Браун Анжелика Ивановна, педагог из ДДТ (знакомство с декоративно-прикладным искусством).

Как уже говорилось выше, одно из основных направлений – коррекционное. Оно посвящёно организации коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи и включает в себя:

- календарно-тематическое планирование по возрастным группам с учётом дат народного календаря;

-“речевой” материал для автоматизации всех групп звуков в связной речи ;

- конспекты индивидуальных логопедических занятий;

- народные игры для автоматизации звуков;

- народные пальчиковые игры;

-конспекты индивидуальных логоритмических занятий;

-конспекты фольклорных развлечений

Проследили динамику изменения уровня речевого развития в процессе работы. Анализ результатов свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса методов и приемов. Процент детей с низким уровнем развития уменьшился на десять процентов. Соответственно количество детей со средним и высоким уровнем развития увеличилось на двадцать процентов.

В процессе работы были замечены такие изменения:

¾ у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх потешки, самостоятельно организовывают народные игры – забавы с помощью считалок.

¾ расширились детские представления об окружающем их мире,

¾ сформировались первоначальные знания о национальной культуре своего народа, обогатился лексический запас новыми словами, оборотами, выражениями,

¾ речь детей стала более яркой, выразительной, эмоционально окрашенной,

¾ усилился самоконтроль за правильным звукопроизношением,

¾ улучшились разные виды связного высказывания: рассказывание, пересказ, диалогическая речь,

¾ у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.

o Разумеется, наше исследование не претендует на достаточно полное, так как вопрос все еще остается актуальным. Однако в плане развития методики работы с малыми формами фольклора переработаны известные методические аспекты и адаптированы для детей старшего дошкольного возраста.

Исходя из анализа проделанной работы, можно прийти к выводу, что уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста повышается, если:

Ø будет организовано специальное обучение родной речи с использованием малых форм фольклора не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в других режимных моментах;

Ø малые формы фольклора будут отобраны адекватно возрасту детей для обучения и развития речи подтвердилась.

Если организована систематическая работа старшим дошкольникам, малые формы фольклора доступны их пониманию и осознанию. Использование малых форм фольклора в развитии речи детей осуществляется совокупностью разнообразных средств и форм воздействия на них. Таким образом, русский фольклор способствует познавательному, речевому, эмоциональному и социальному развитию детей дошкольного возраста и использование малых форм фольклора в речевом развитии детей вполне оправдывает себя. Но этим не исчерпывается глубина воздействия на ребенка малых поэтических форм народного творчества. Они оказывают и нравственное влияние — пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду. Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях.

Воспитание правильной и чистой детской речи – одна из важных задач в общей системе работы по родному языку. Осознавать значимость и серьезность проблемы воспитания чистой речи должны и педагоги и родители.