Архивы

Трудовое воспитание дошкольников

Апрель 5th, 2015 admin

В настоящее время в детских садах незаслуженно забытотрудовое воспитание дошкольников. Считается, что это направление деятельности не современно и не относится к развивающему обучению. Однако, это не так.

ВФГОС дошкольного образования . в рамках образовательной области«Социально-коммуникативное развитие» . представлены следующие задачи:

— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

— формирование позитивных установок к различным видам труда.

Реализовать эти задачи возможно именно в процессе трудовой деятельности дошкольников.

В перечнецелевых ориентиров ФГОС дошкольного образования определены такие социально-нормативные возрастные характеристики:

— ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;

— ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда;

— ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.

Напомню, чтосодержанием трудовой деятельности в дошкольном учреждении являются:

1. Самообслуживание.

2. Хозяйственно-бытовой труд.

3. Труд в природе.

4. Ручной труд.

Формы организации труда:

1. Поручения.

2. Дежурства.

3. Коллективный труд.

В процессе трудовой деятельностиразвиваются разносторонние и разнообразные личностные качества ребенка. что соответствует требованиям ФГОС ДО.

Например,

— в процессе выполненияпоручения дошкольник обучается трудовым навыкам, приучается к последовательному выполнению заданий. У него формируются нравственно-волевые качества (настойчивость, ответственность, самооценка, самоконтроль);

дежурство в группе способствует развитию партнерских доброжелательных взаимоотношений между детьми, осознанию ими ответственности за порученное дело, за качественное и своевременное выполнение всей работы;

— при организацииколлективного труда у детей формируется умение распределять обязанности между собой, учитывая интересы друг друга и оказывая товарищу необходимую помощь.

Развивающий компонент трудового воспитания будет заключатьсяв усложнении содержания трудовых заданий и поручений. в связи с приобретением практического опыта у дошкольников. А именно, в увеличении объема работы, степени обобщенности в формулировке заданий, степени самостоятельности детей, повышении требований к качеству.

Работа педагога в данном случае осуществляется сопорой на зону ближайшего развития ребенка, что тожесоответствует сути развивающего обучения.

Как Вы знаете,зона ближайшего развития – это та область действий и задач, которые ребенок не может выполнить самостоятельно, но может с ними справиться при помощи, поддержке и объяснении взрослого.

То, что ребенок выполняет сегодня с помощью взрослого, завтра становится уже внутренним достоянием ребенка, его новой способностью, умением, знанием. Вот таким образомтрудовое воспитание стимулирует развитие ребенка.

Темы по самообразованию (методические темы) могут быть сформулированы так:

1. Развитие личностных качеств дошкольника в процессе трудовой деятельности.

2. Реализация задач трудового воспитания детей в условиях дошкольной образовательной организации.

3. Трудовое воспитание как средство развития социально значимых качеств личности дошкольника.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите вкомментарии. Обязательно помогу.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.