Развивающее обучение как средство развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

В настоящее время происходят неизбежные изменения методов и технологий обучения на всех ступенях образования, повышение веса тех из них, которые формируют практические навыки сбора и анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу дошкольников. Все эти аспекты образования особенно актуальны в условиях перехода на новый федеральный образовательный стандарт, главная задача которого является формирование личности, которая успешно использует свои знания и навыки для решения разных практических задач, встречающихся в реальной жизни.

В связи с переходом на ФГОС нового поколения и качественно иную парадигму образовательного процесса, претерпевает изменения и содержательная часть профессиональной деятельности специалиста образовательного учреждения, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья – учителя-дефектолога.

Деятельность учителя-дефектолога в дошкольном образовательном учреждении направлена на решение задач, в которых учитываются образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, а также обеспечивает коррекцию и преодоление нарушений в развитии детей. Из всего выше сказанного, деятельность педагога будет осуществима при определенных условиях:

• Профессиональное саморазвитие педагога при изучении ФГОС и, соответственно, внесение изменений в свою методическую работу.

• Осуществление образовательной деятельности, которая направлена на

коррекцию имеющих недостатков у детей с ОВЗ.

• Использование развивающих средств обучения, а также подбор материала, позволяющий решать круг задач, связанных с обеспечением повышения уровня познавательной активности в образовательной деятельности и соответствующей нагрузки каждому ребёнку.

• Создание предметно-развивающей среды (обогащение играми, пособиями, которые способствуют развитию способностей, обеспечивают качество образования в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями каждого ребёнка) .

• Активное взаимодействие с социумом.

• Распространение инновационного опыта в рамках педсоветов МКДОУ, ГМО и сетевых сообществ.

В связи с интенсивной технологизацией образовательного процесса передовые идеи обучения и воспитания облекаются в форму технологий. Одной из общепризнанных является технология развивающего обучения.

Психологические основы развивающего обучения были обоснованы выдающимся отечественным психологом Л. С. Выготским.

В связи с разработкой теории развивающего обучения, были выдвинуты предположения, о том, что ребенок с дошкольного возраста способен овладеть многими общими теоретическими понятиями. В этой связи возможно активизировать умственное развитие через содержание учебного материала, в котором приоритет отдается повышению теоретического уровня.

Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и воспитанника на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучения.

По мнению многих исследователей, при ЗПР в той или иной мере страдают все высшие психические функции. Поэтому в специальном саду для детей с ЗПР необходимо выстраивать целостную систему педагогической работы, которая бы обеспечивала целенаправленное комплексное воздействие с целью наиболее полной компенсации отклонений в развитии каждого ребенка.

Развивающие дидактические блоки Дьенеша, палочки Кьюзенера, кубики Никитина способствуют формированию знаний, умений и навыков; способствуют развитию высших психических функций и предпосылок к школьному обучению, актуальны при использовании технологии развивающего обучения. Данные развивающие дидактические игры направлены на формирование психологического базиса для развития высших психических функций и предпосылок к школьному обучению и, следовательно, актуальны при использовании технологии развивающего обучения.

В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует прежде всего отставание в развитии психической деятельности ребёнка. Наш детский сад является учреждением компенсирующего вида для детей с ЗПР. Специальной программы обучения и воспитания детей с ЗПР дошкольного возраста, утвержденной Министерством образования и науки РФ, не существует. За основу берем Программу обучения и воспитания детей в детском саду» под ред. М. А. Васильевой. Программа дополняется специальными программами и методическими рекомендациями по работе с указанной категорией детей:

- Методическим пособием «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» /Под общей ред. С. Г. Шевченко.

- Основной адаптированной образовательной программой дошкольного образования Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детского сада №56» компенсирующего вида».

Изучив задачи программ и методических материалов, учитывая особенности психического развития детей, возникла необходимость в использовании дополнительных средств в коррекционно-педагогическом процессе технологии развивающего обучения, в нашем случае, блоков Дьенеша, палочек Кьюзенера и кубиков Никитина. Уникальные дидактические пособия способствуют повышению уровня познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.