документы образовательной организации

Введение. Актуальность темы…………………………………….2.

Задачи технологии художественно-творческого развития…….3.

Методы и приёмы технологии…………………………………….4.

3.1.Таблица-идентификация технологии художественно-творческого

развития детей дошкольников…………………………………6.

Список использованной литературы………………………………12.

Приложение

Введение.

1. Теоретическое обоснование проблемы.

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья детей. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние семьи на здоровье детей. Идеи приоритетности и значимости здоровья и здорового образа жизни для развития цивилизации не для всех очевидны. Такие социальные пороки, как бездуховность, алкоголизм, наркомания, преступность, разрастаясь, калечат психическое и физическое здоровье нации и порой сводят на нет все усилия педагогов по воспитанию подрастающего поколения. Здоровье - основа формирования личности

Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей и реальное ухудшение физического, психического, нравственного, духовного состояния особенно ощущают те, кто работает с ними. Но с другой стороны все мы несем историческую ответственность за здоровье будущих поколений и только все вместе можем изменить ситуацию.

В современных условиях модернизации российского образования основная ориентация учителя начальных классов должна быть связана с усилением внимания к таким важным качествам, как культура поведения, усвоение этических норм, сформированность ценностных отношений. Но, учитывая слабое состояние здоровья современных детей, актуализируется проблема формирования ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей, так как стрессовые социальные, экологические и психические нагрузки всё чаще приводят к отклонениям нравственного и физического здоровья подрастающего поколения

За последнее время в печати появилось немало интересных методик и авторских разработок по оздоровлению детей. И это яркое свидетельство тому, что проблема века услышана.

2. Задачи технологии художественно-творческого развития.

К основным задачам технологии художественно-творческого развития детей дошкольного возраста относится:

1. Развитие художественного восприятия.

2. Формирование эстетических чувств и эмоций.

3. Развитие воображения, мышления, памяти и речи ребёнка.

4. Приобщение к элементарным знаниям в области искусства.

5. Развитие творческих способностей детей в разных видах художественного творчества.

6. Формирование основ художественно-творческой культуры личности.

Концептуальные положения технологии художественно-творческого развития ребенка дошкольного возраста разработаны Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, А.В. Антоновой, М.Б. Зацепиной и др.

Т.С. Комарова отмечает, что во всех видах художественно-эстетической деятельности можно выделить общие психические процессы . которые являются основой формирования художественного творчества и художественно-творческих способностей. К этим процессам относятся:

- восприятие, образы которого, накапливаясь, формируют сенсорный опыт, выступающий основой развития разнообразных способностей, в том числе и художественно-творческих. На базе образов восприятия формируются представления. Если образы восприятия эстетически окрашены, то и формирующиеся на их основе представления тоже будут эстетическими. Этому в значительной степени способствует использование всех видов искусств;

- воображение, без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность и которое, в свою очередь, развивается в процессе этой деятельности;

- эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического восприятия, необходимое для успешного осуществления деятельности. Отношение возникает тогда, когда деятельность способствует удовлетворению значимых для ребёнка потребностей, прежде всего, в познании, самоутверждении и содержательном общении со взрослыми и сверстниками;

- эффективность развития художественно-творческих способностей во многом зависит от формирования художественных умений в области разных искусств: рисования, лепки, художественного конструирования, пения, выразительных движений и словесного творчества;

- художественному творчеству детей необходимо учить, создавая проблемные ситуации и применяя систему творческих заданий.

3.Методы и приемы технологии художественно-творческого развития детей дошкольного возраста: наглядный (слуховая и зрительная наглядность), словесный, метод проблемных, поисковых ситуаций, практические методы, игровой метод.

Таким образом, технология художественно-творческого развития детей дошкольного возраста рассматривается как способ организации педагогического процесса, основанный на развитии активности детей, уважительного отношения к запросам и потребностям, максимального содействия развитию ребенка как творческой личности. Ребенок является полноправным участником образовательного процесса, педагог выступает как лицо, заинтересованное в сотрудничестве с ребёнком. Взрослый поддерживает инициативу воспитанников при обсуждении или выполнении различных дел. Дошкольник наделяется полномочиями и одновременно ответственностью за выполнение принятой задачи.

Компетентностно-ориентированный подход в образовании является приоритетным направлением образовательной политики Самарского региона. Данный подход способствует формированию у выпускника дошкольного учреждения готовности эффективно сорганизовывать внутренние (знания, умения, ценности, психологические особенности) и внешние ресурсы для достижения поставленной цели.

Единая типовая программа воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях предусматривает обеспечение усвоения определенного объема знаний, умений и навыков, но реализуемый на современном этапе принцип вариативности программ оптимизирует идею развивающего обучения, компетентностно-ориентированного подхода и, в целом, гуманистическую педагогику. Для успешного формирования ключевых компетентностей необходимы адекватные им методы, формы и средства обучения.

Одной из приоритетных образовательных технологий, которая успешно обеспечивает реализацию компетентностно-ориентированного подхода к обучению, является технология художественно-творческого развития детей дошкольного возраста. Данная технология способствует развитию творческих способностей детей и формированию их технологической компетентности в разнообразных видах художественного творчества.

В основу технологии положена идея художественно-творческого развития ребенка средствами искусств. Этим и определяется особые возможности художественно-эстетического образования на пути гуманизации любого воспитательно-образовательного учреждения, ориентированного на современные технологии обучения детей.

3.1. Таблица 1 - идентификация технологии художественно-творческого развития детей дошкольного возраста