№ 147 «Развитие интеллектуально-творческих способностей дошкольников»

Развитие интеллектуально-творческих способностей дошкольников.

(Попова Людмила Валерьевна, МБДОУ №171, город Оренбург)

Отличительной чертой человека является творческое начало, способность мыслить, создавать новое, преобразовывать мир. Каждый из нас в какой-то ситуации проявляет себя как творческая личность. Дело лишь в том, что у одного акт творчества - единичный случай, а у другого - постоянное проявление, черта характера.

Моя педагогическая деятельность заинтересована в том, чтобы с детских лет ребята не утрачивали заложенные в них способности, а, наоборот развивались как личности творческие, умелые, мыслящие.

Встречи ребят в клубе юных математиков «Школа профессора Ума» всегда разнообразны, все они направлены на развитие интеллектуально-творческих способностей дошкольников.

Цель данного занятия: доставить радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь. Выявить уровни сформированности познавательных процессов (внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления) ребят и наметить ряд коррекционных занятий с учетом достижений и трудностей каждого.

Коррекционное занятие должно не только давать знания, представления и способы познания, активизировать умения, но прежде всего вселять уверенность в собственных силах («Ты сможешь!»), показать, что ребенок может достигнуть положительных результатов при овладении математических и творческих способностей («У тебя все получится!»), испытывать удовольствие от процесса интеллектуальной деятельности («Чем бы хотели заняться?»). Психологическая установка на деятельность сказывается на результатах.

Работа с детьми, имеющими трудности, может быть по подгруппам, так и индивидуально. В соответствии с темпами улучшения результатов, можно варьировать содержание и продолжительность занятий клуба. Коррекционное занятие организуется в форме игры игровых упражнений. Работа с детьми разбивается на несколько этапов. Каждый этап – какой-либо психический процесс. В основе коррекционной работы клуба лежит идея собственной активности ребёнка в условиях игры. Только те знания хорошо усваиваются, которые добыты самостоятельно. Для тех ребят, которые быстро осваивают предлагаемые игры, проявляют больший интерес к дальнейшему обучению организуются занятия с усложненными игровыми упражнениями и практическими заданиями, проблемными ситуациями. Результатом коррекционной работы служат математические викторины, соревнования эрудитов (где 2 команды – 1-я – дети, 2-я – родители).

Цель: в игровой ситуации выявить уровни сформированности познавательных процессов и наметить ряд коррекционных занятий на развитие интеллектуально-творческих способностей дошкольников с учётом достижений и трудностей каждого.

«Собери корабль» - выявление сформированности наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, комбинаторных способностей. Умение оперировать предметами, образами.

«Найди место каждой вещи» -определить сформированность целостности восприятия, способность производить анализ расположения фигур в пространстве, ловкость и точность движения рук, пальцев.

«Разделитесь на пары» - оценить сформированность мыслительных процессов анализа, синтеза, сравнения. Способность к воссозданию целого на основе зрительного соотнесения.

«Определи путь» - оценить устойчивость внимания.

«Скажи наоборот» - выяснить умение подбирать антонимы (слова с противоположным значением).

«Что бывает?» - подбор предметов к заданному действию, словарный запас.

«Кто больше увидит?» - оценить целостность восприятия, счёт в пределах 10, умение различать форму предметов.

«Математические стрелочки» - определить умение сопоставлять количество предметов с числом, ориентировка на листе бумаги.

«Экзотический фрукт» - выявление сформированности анализа, сравнения, способности выделять существенные признаки и мысленно обобщать их по принципу аналогии. Установление особенностей протекания наглядно-образных задач.

«Задачи – шутки» - оценить умение слушать содержание задачи, осмысливать ситуацию.

«Разложить фигуры» - установление закономерности расположения фигур в ряду.

Оборудование: письмо, чертёж, детали корабля, фланелеграф, сумочки в виде геометрических фигур, рамки и детали от них, билеты, карта перемещений, карта «кто больше увидит?», цифры от 1 до 10, фломастеры на каждого, карта «математические стрелки» на каждого, «экзотический фрукт»: жёлтые, красные, зелёные карандаши, фигуры и домик для фигур.

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами в клубе «Юных математиков». К нам пришло письмо из «Дисней - клуба» от нашего друга Скрудж Макдака, который вот что пишет:

Дорогие ребята!

Чтоб врачом и моряком или лётчиком стать

Надо прежде всего математику знать

И на свете нет профессии, вы заметьте-ка

Где бы вам не пригодилась математика

Мы с утятами побывали на математическом острове

И научились и узнали много нового.

Куда приглашаем и вас. Хотите?

Дети: Да

…На чём же ВЫ отправитесь?

Дети: (ковре-самолёте. на метле ,на машине времени ,в сапогах скороходах)

…Для вас я придумал корабль. Чертил чертёж в обстановке секретной, чтоб Вы секрет мой отгадали ,изготовил отдельно все эти детали .Вы их внимательно рассмотрите и корабль из деталей сложите ,его с чертежом сравните .Хватает деталей? Подходят они? Всё надо заметить, всё надо учесть. Быть может ненужные, лишние есть? (выкладывают корабль)

Воспитатель: Молодцы ребята! Верно, составили корабль. А что же ещё пишет дядюшка Скрудж.

…с собой вы сумочки возьмите, (одевают сумочки в виде геометрических фигур)

…И что в них есть вы покажите (достают фигуры)

…Своим друзьям вы расскажите.

Воспитатель: Ребята, это единственная вещь, которую разрешается каждому взять на остров. У меня это термос с «Живой водой», на тот случай если кому-то захочется пить.

Дети: цветок, волшебный фонарик, сумка с продуктами, фотоаппарат, книга, коврик, аптечка с лекарствами, говорящее зеркало

…Эти необходимые вещи в корабле удобно, безопасно разместите (раскладывают в рамки)

Воспитатель: В корабле команда должна разделиться на пары. Кто с кем будет, помогут определить билеты – части геометрических фигур. Вам нужно найти вторую половинку фигуры, и вы узнаете с кем из товарищей окажетесь.

(делятся)

Воспитатель: Что же нас ждет на острове? Вот что пишет Скрудж Макдак:

… На острове есть интересные места

Корабль мигом вас переместит туда

Это могут быть – Берег переменных задач,

Пустыня задумчивости или море вопросов.