Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников: учебное пособие для студентов сред пед учеб заведений

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Армавирская государственная педагогическая академия»

^ Дошкольное образование(ZSВП-ДОШ-4-1)

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр педагогического образования

Форма обучения заочная

Составитель: ст. преп. Лукьяненко О.Д.

Армавир, 2014

ЛИТЕРАТУРА:

Учебники и учебные пособия

Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. - М.:«Академия», 1997.

Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной дея тельности: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб, заве дений. - М. «Академия», 1999. (Электронное приложение).

Методика обучения рисованию, лепке, аппликации в детском саду: Учебник для дошк. пед. училищ / Под ред. Н,П. Сакулиной. М. Просвещение, 1971.

Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учебное пособие для студентов пед. инст. /Под ред. В.Б. Косминской и др. М. Просвещение, 1985. (Электронное приложение).

Основная литература

Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности. -СПб. Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1999.

Богатеева З.А. Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду. - М: Просвещение, 1986.

Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях.-М. просвещение, 1986.

Вершинина Н.А. К вопросу о программе ознакомления детей до школьного возраста с композицией живописных произведений /Проблемы культуры, языка, воспитания. Вып.4. /Отв.ред. П.В. Ли зунов. - Архангельск: Изд-во ПГУ, 2000. -С.24 3-246.

Вершинина Н.А. Формирование у детей понимания эмоционально го содержания живописных картин // Проблемы культуры, языка,

воспитания / Отв.ред. А.И. Есгоков. - Архангельск: ПМПУ, 1996. -ВЫП.2.-С.156- 166.

Вишнева Г.М. Казакова Т.Г. Эстетическое восприятие скульптуры малых форм // Дошкольное воспитание. - 1984. - №6. - С-46-49.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. - М. Просвещение.1991.

Григорьева Г.Г. Единство обучения и развития творчесгва на заня тиях по изо деятельности // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 2.- С.56-58

Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изо бразительной деятельности: Книга для воспитателя детского сада. -М. Просвещение, 1995.

Русакова М.А. Аппликация. - М. Просвещение, 1977. Гусарова И.Л. Аппликация в детском саду. - М. Просвещение, 1968.

Гусарова И.Л. Лепка в детском саду. - М. Просвещение, 1964.

Давидчук С. Конструктивные игры и занятия в детском саду. - М. Просвещение, 1973.

Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей // Вопросы психологии. - 1990. - № 6.- С.52-59.

Емельянова Л. Анализ детских работ по изобразительной деятель ности // Дошкольное воспитание, - 1980. - № 3. - С. 28-30, 15.3анков О. Тестовые рисунки // Дошкольное воспитание. - 1981. -№4. - С.66.

Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. Натюрморт и пейзаж в эстетическом воспитании детей 5-7 лет. - М. Просвеще ние. 1969. Казакова Р.Г. Декоративное рисование // Дошкольное воспитание. - 1973. - №8.

Казакова Р.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. - М. Педагогика, 1983.

Казакова Р.Г. Рисование с натуры как одно из средств умственного и эстетического воспитания //' Дошкольное воспитание. - 1983. -№5.

Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошколь ников: Пособие для воспитателя детского сада. - М. Просвеще ние, 1980.

Казакова Т.Г. Рисуют младшие дошкольники. - М. Просвещение, 1971.

Комарова Т.С. Дети в мире творчества. - М. Мнемозина, 1995.

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду:обучение и творчество. - М. Педагогика, 1990.

Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. - М. Просве щение, 1994.

Комарова Т.С. Зырянова О.Ю. и др. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе детского сада и начальной школы. - М. Педагогическое общество России,2000.

Комарова Т.С. Савенков А.И. Коллективное творчество детей: учебное пособие. -М. Педагогическое общество России,

Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. - М. Просвещение, 1985.

Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. -М. Просвещение, 1990.

Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. - М. Просве щение, 1979.-192с.

Малаев С.В. Развитие художестеннно-изобразительных умений и способностей // Развитие умений и способностей у детей дошко льного возраста. - Москва-Воронеж, 2001. - С.124-143.

Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. - М. Из дательский дом "Карапуз", 1999.

Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. - М. Просвеще ние, 1965.

Сакулина Н.П. Ветлутина Н.А. и др. Художественное воспитание в детском саду. -М. Просвещение, 1957. -С.3-25,88-151. 38.

Золочевский С.А. Какого цвета мир? Программа развития цветовое-

приятия для детей 6-7 лет- М. Аспект-пресс, 1994.

Зеленина Е.Н. Играем, познаем, рисуем. - М. Просвещение, 1996.

Комарова Т.С. Антонова А.В. Зацепина М.Б. Красота. Радость. Твор чество: Программа эстетического воспитания детей 3-7 лет. - М. ПОР,

2000.

Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно - экологическая

программа но изоискусству для дошкольных образовательных учреж дений и учебно-воспитательных комплексов. - М. ТЦ "Сфера", 2001.

Купсвина О.А. Селезнева Г.Е. Путешествие в мир прекрасного. Ме тодические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. -

М.:Баласс,1999.

Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. - СПб. Детство-пресс 2000-190 с.

Курочкина Н.А. Знакомим с натюрмортом. - СПб. Детство-пресс2000.

Курочкина Н.А. Знакомим с пейзажной живописью. -СПб. Детство-пресс, 2000.

Маслова С.Г. Соколова Н.Д. Мы входим в мир прекрасного: Учебное пособие для воспитатели детских садов. - Спб. Специальная литера тура, 2000.-159 с.

Петухова Г.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. В двух частях. - Екатеринбург, 1996.

Столяров Б.А. Иевлева Н.В. Некрасова - Коротеева О.Л. Здравствуй, музей. музейно-педагогическая программа. - СПб.,1995.

Толейкис А.,Трешис А. 10 техник рисования: пособие для детского сада и начальных классов - Каунас, 1984.

Чумичева Р.М. Ритм: Программа художественно - эстетического раз вития дошкольников // Ребенок в мире культуры. - Ставрополь.1998.

Баранова Е. В. Савельева А. М. От навыков к творчеству: обучение де тей 2-7 лет технике рисования: Методическое пособие. — М. Мозаика-Синтез, 2009-2010.

Комарова Т. С. Зацепина М. Б. Интеграция в воспитательно-образова тельной работе детского сада: Методическое пособие. - М. Мозаика-Синтез, 2010.

Куцакова Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома: Методическое пособие. — М. Мозаика-Синтез, 2007-2010.

Зацепина М. Б. Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду: Методическое пособие. — М. Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Зацепина М. Б. Антонова ТВ. Праздники и развлечения в детском са ду: Методическое пособие. — М. Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Комарова Т. С. Детское художественное творчество: Методическое посо бие. - М. Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания: Методическое посо бие. — М. Мозаика-Синтез, 2009.

СЕМЕСТР 4

^ СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

(Методические рекомендации к выполнению заданий для самостоятельного изучения учебной дисциплины на протяжении семестра «Маршрут»)

1. Студенту в начале изучения курса необходимо выбрать один «Маршрут», выполняются задания в самостоятельно выбранной форме. Обучающийся информирует о его выполнении: выступает с сообщением на лекции, практическом занятии, предоставляет материал к итоговому контролю (экзамену). Порядок выполнения заданий определяется порядком их расположения в «Маршруте».

2. Задание под названием «Маршрут» представляет собой индивидуальное комплексное задание, состоящее из 6 теоретических и практических заданий-вопросов, называемых аналогично — «маршрут». Эти вопросы охватывают проблему каждого из модулей учебной дисциплины. Последовательность заданий совпадает с порядком изложения содержания учебного материала в программе «Теория и методика развития детского изобразительного творчества», что и позволяет называть такие задания маршрутом следования по дисциплине.

3. При выполнении задания каждый маршрут связывается с каким-либо одним видом искусства и адекватной ему изобразительной деятельностью детей, предполагается изучение психолого-педагогических аспектов художественного развития детей дошкольного возраста.

4. Выполнение заданий конкретного маршрута предполагает усвоение содержания каждого модуля учебной дисциплины, а также междисциплинарных знаний учебных дисциплин культурологического и психолого-педагогического цикла.

Маршрут 1

Искусство живописи, его виды и жанры.

Выразительные средства искусства живописи.

Особенности художественного восприятия у детей дошкольного возраста.

Исследователи проблемы восприятия детьми художественного образа в живописи.

Использование выразительных средств искусства живописи детьми при создании художественного образа в рисунке.

Разработать методические основы формирования художественного образа в рисунке детей дошкольного возраста:

средства формирования;

формы;

методы и приемы.

Маршрут 2

Искусство живописи, его виды и жанры.

Выразительные средства искусства живописи.

Исследователи проблемы восприятия детьми художественного образа в рисунке.

Рисование – вид изобразительной деятельности детей в детском саду.

Роль знаний детей об изобразительном искусстве (живописи) на создание художественного образа в рисунке.

Методические основы художественного развития детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства (планирование занятий на календарный год).

Маршрут 3

Искусство графики, его виды.

Выразительные средства искусства графики.

Виды искусства графики, используемые в работе с детьми дошкольного возраста.

Художественный анализ иллюстрации детской книги.

Анализ исследований по проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с искусством графики.

Методические основы формирования графического образа у детей дошкольного возраста:

Искусство графики, его виды.

Выразительные средства искусства графики.

Виды искусства графики, используемые в работе с детьми дошкольного возраста.

Иллюстративное рисование детей.

Элементы графических техник как средство выразительности детского рисунка.

Влияние знаний об искусстве графики на изобразительную деятельность детей дошкольного возраста.

Маршрут 5

Искусство скульптуры, его виды и жанры.

Выразительные средства скульптуры.

Ознакомление детей дошкольного возраста с искусством скульптуры.

Создание детьми художественного образа в лепке.

Содержание работы с детьми по обучению их лепке.

методические основы ознакомления детей дошкольного возраста с искусством скульптуры (планирование на год работы по ознакомлению детей старшей / подготовительной группы с искусством скульптуры).

Роль воображения в создании детьми художественного образа в лепке.

Исследования проблемы содержания и организации лепки детей дошкольного возраста.