Скачать:

Тема.   Поисково-исследовательская деятельность   дошкольников

Актуальность темы:

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Приказ - 3.3.6. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

Цель:  Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе поисково-исследовательской деятельности.

Задачи:

    Создание условий для исследовательской активности детей; Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала; Изучение методик, технологий по поисково-исследовательской деятельности.

Список литературы

    Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г. Дошкольное воспитание №2, 2000 г. Дыбина О.В.  и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М. Сфера 2005 г. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М. 2005. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М. Сфера, 2004 Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2 Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб. 1998. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.  Дыбина О.В. Рахманова Н.П. Щетина В.В. Неизведанное рядом. М. 2004  Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004, с. 84 – 92  Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002  Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под .ред.Л.Н. Прохорововй М. 2004 Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005 Материалы Интернет-сайтов.

Планирование работы по самообразованию