Особенности развития личности дошкольника

Содержание работы

Тема 2. Особенности развития личности дошкольника

1. Какие блоки в структуре самосознания дошкольника были выделены В.С. Мухиной, охарактеризуйте каждый из них.

Мухиной были выделены 8 блоков в структуре самосознания дошкольников:

· Ребенок выделяет себя как субъекта, осознает свои желания

· Ребенок выделяет себя как носителя имени, осознает, что все окружающие имеют свои имена

· Ребенок начинает обозначать себя местоимением «я», осознает себя субъектом, видит отличия от других людей

· Стремление к самостоятельности, осознает свои возможности

· Формируется притязание на признание, ребенок начинает осознавать отношение к себе окружающих его людей

· Возникновение чувства половой принадлежности

· Осознание себя во времени

· Осознание своих прав и обязанностей

В общем виде структуру самосознания можно представить как сумму трех компонентов:

  • Познавательная сторона (самопознание )
  • Эмоционально-ценностная  сторона (самоотношение )
  • Регулятивно-действенная (волевая) сторона (саморегуляция )

2. Раскройте динамику формирования самопознания в дошкольном возрасте.

В младенческом возрасте ребенок не осознает, что например, рука принадлежит ему. Только многократные действии я с одни м и тем же предметом позволяют осознать свои действия.

В 1 год ребенок отзывается на свое имя, но еще не осознает, что это его собственное имя, а скорее осознает комплекс эмоционального отношения к нему (ласковый тон, интонация). К году ребенок имеет представление о частях своего тела, но еще не узнает себя в зеркале. Это происходит к 1,5 – 2 годам. Ребенок осознает идентичность себя образцу, который отражается в зеркале. На фотографиях и в кино ребенок воспринимает себя как другого ребенка. В 2,5 года он начинает узнавать себя на фотографиях ( но не как у взрослых: у ребенка происходит удвоение своего «я»). Ближе к 3 годам – полностью «я», благодаря чему ребенок отделяет себя от других.  Появляются личные желания. Осознает, что имя принадлежит ему, что у всех есть свои имена.

Очень важное социальное новообразование, имеющее решающее значение для развития личности ребенка – появление притязания на признание, связанная с ним самооценка.

Притязание на признание – стремление ребенка получит положительную оценку своим действиям, способностям, стремление соответствовать требованиям взрослого ( в конце 2 – начале 3 года) или сверстника (со среднего дошкольного возраста). На протяжении всего дошкольного возраста сохраняется зависимость поведения ребенка от взрослого, поведение которого. в свою очередь, обуславливает активность и деятельность ребенка. Но притязание на признание по-разному проявляется в разных возрастах:

Ребенок раннего возраста более открыто проявляет радость в ответ на похвалу, огорчение – в ответ на порицание.

У старшего дошкольника притязание на признание носит более скрытый характер, его больше интересует оценка результатов деятельности.

В отношениях со сверстниками притязание на признание проявляется в стремлении быть как все и в стремлении быть лучше всех. Стремление быть как все подтягивает ребенка до общего уровня развития, быть лучше всех – ведет к стремлению ребенка занять определенное социальное положение, играть определенную роль (чаще выражается в игровой деятельности).

Т.е. притязание на признание в отношениях со взрослыми выражается в желании получит  поддержку, в отношения со сверстниками – отношения соперничества.

3. Чем характеризуется развитие самооценки в дошкольном возрасте?

В самооценке в наибольшей степени проявляется самосознание ребенка.

Божович считает, что в первичной самооценке почти полностью отсутствует рациональный компонент, она возникает на основе желания получит одобрение со стороны взрослых, а значит сохранит  эсмоциональное благополучие. В последующем начинает преобладать интеллектуальный компонент самооценки над эмоциональным: ребенок начинает осознавать свои достоинства, возможности, успехи, неудачи.

Вопрос об осознании своих умений в разных видах деятельности изучался Анкудиновой:

· В возрасте 5 лет дети слабо владеют умениями, кА правило их переоценивают.

· В 6 – 6,5 лет  происходит резкий скачок в осознании своих умений. Оценка становится более точной, обоснованной. Дети редко хвалят себя, скромны в оценке своих умений.

· В 7 лет -  еще более осознанное отношение к своим умениям, большинство испытуемых оценивают свои умения довольно объективно.

По исследованиям Силвестру было выявлено, что с возрастом увеличивается процент детей точно оценивающих свои возможности. В группе детей младшего (78%) и среднего (52 %) возраста преобладают дети с постоянно завышенными представлениями о себе. В младшем дошкольном возрасте детей  заниженными представлениями о себе мало. Заниженная самооценка начинает формироваться в среднем дошкольном возрасте.

Характер представлений о себе тесно связан с личностными качествами и особенностями деятельности.

Дети с точными представлениями о себе: имеют адекватное обстоятельствам поведение, настойчивы, старательны, общительны, могут сотрудничать, помогать другим.

С заниженными представлениями о себе: характерно трудное переключение от одной деятельности к другой, дети малоподвижны, излишне сдержанны, необщительны, недоверчивы, легко обижаются, не верят  в свои силы, не умеют постоять за себя.

С завышенными представлениями: несдержанны, нестарательны, плохо сотрудничают с детьми, быстро обижаются, очень остро переживают неудачи.