Психологические предпосылки формирования учебной деятельности в дошкольном возрасте

Учебная деятельность должна привлекать детей, приносить им радость и удовольствие Поэтому с раннего детства следует воспитывать у них познавательные интересы, выражающие осознанное направленность лич стости, стимулируют психические процессы и функции, активизируют способности На основе интереса к деятельности у ребенка мобилизуются внутренние силы, важно учитывать при организации учебной деятельно ости дошкольников не оправдано опираться в этом деле только на чувство долга, ответственность, дисциплинированность Конечно, и эти качества необходимо учитывать, заботясь о формировании волевых то и ребенка-дошкольника Важно также помнить, что у детей еще очень слабо развиты необходимые для обучения произвольное внимание и произвольное запоминание Низким является уровень его трудоспособноститності.

Усвоенные без интереса и восхищения знания будут формальными, а такое обучение не будет способствовать развитию пытливого творческого ума К Ушинский утверждал, что \"обучение по принуждению и силой воли\" не способствует пятым созданию развивающих условий * Поэтому воспитание познавательных интересов и потребностей является важной предпосылкой формирования учебной деятельности Ведь устойчивые познавательные интересы вызывают у ребенка желание в сказаться, постоянно получать новые знанияи нові знання.

Интерес к обучению возникает и развивается при следующих условиях:

- возможность самостоятельного поиска и открытия ребенком новых знаний, решения проблемных задач;

- разнообразие учебной деятельности (однообразный материал и методы его усвоения быстро вызывают у детей скуку);

- понимание необходимости и важности учебного материала;

- связь нового материала с усвоенным ранее;

- посильность усвоения, познавательная сложность нового материала (слишком легкий и слишком тяжелый материал не вызывает познавательного интереса);

- яркость и эмоциональность учебного материала;

- положительное оценивание успехов детей, стимулирует их активность

Итак, воспитание положительных интересов является важнейшей составляющей воспитания личности ребенка

В видении предпосылок учебной деятельности современная психология опирается на выдвинутые Д Блькониним и В Давыдовым положения о содержании и структуре учебной деятельности Согласно им учебной является действовали льнисть, во время которой дети овладевают научно-теоретическими понятиями, общими способами выполнения практических заданий, содержание которых воплощают эти понятия Усвоение и воспроизведение детьми этих способов есть основной учебной целью Учебная деятельность не тождественна усвоению, поскольку знания, умения и навыки ребенок может получать и вне ее - в игре, труде Однако только в учебной деятельности возможно по своему оення системы теоретических понятий как формы общественного опытосвіду.

Учебная деятельность детей развивается на основе осознанного определения ими образа действий Поэтому не менее важной ее предпосылкой является овладение дошкольниками общими способами действий, т.е. такими спосо Обамы, обеспечивающих решение практических или познавательных заданиемь.

По наблюдениям автора методики, обучения умению овладевать способами действий, их интерес к способам выполнения задач является психологической основой учебной деятельности Характерными признаками ВМИ иння учиться являются: умение слушать и слышать воспитателя, работать по указаниям, способность отделять свои действия от действий других детей, контролировать собственные действия и слова тощо.

Учебная деятельность является одним из видов познавательной деятельности ребенка Умение работать по указаниям воспитателя недостаточно для ее формирования Если дети точно выполняют инструкции педагога, они воспринимаются ають от него образ действий для решения конкретно-практической задачи, а для решения группы определенных задач нужно сначала усвоить общий способ диій.

Важной предпосылкой учебной деятельности дошкольников является самостоятельный поиск способов выполнения практических и познавательных задач Дети дошкольного возраста выделяют не только практический результат действия, а и знания, умения, которые они при этом усваивают При решении практических задач сознание детей переориентируется с конечного результата на способы его достижения Дошкольники начинают осмыс вать свои действия и их результаты, т.е. осознавать способ, благодаря которому получают новые знания Такое осознание стимулирует формирование у них новых познавательных действий, а соответственно, и формирование новых сложных знаний Дети пытаются использовать усвоенный способ познавательных действий в новых условиях Решая подобные, но не тождественны задачи, они производят определенные обобщения, на основании которых перен осять одержим образом в новые условий умови.

Обучение, направленное на формирование общих способов решения конкретно-практических задач, вырабатывает у детей умение рационально анализировать условия новой задачи, самостоятельно находить способы его в решении которой.

Еще одной предпосылкой успешной учебной деятельности дошкольников является овладение контролем способа выполнения своих действий Учебная деятельность, происходящее на основе образца действий, без сопоставления выполнение ной ребенком действия с образцом (без контроля), лишается своего основного компонента Как свидетельствуют результаты психолого-педагогического них исследований, подготовку к учебной деятельности нужно начинать с ф ормування умений контролировать и оценивать свои действия Такие действия у детей дошкольного возраста формируются стихийно целенаправленный контроль своих действий призван научить дошкольников воспитателямитель.

Дети, воспринимая и анализируя оценки, которыми взрослые характеризуют их работу, критерии, по которым сравнивают их старания и результаты этих стараний, начинают правильно контролировать свои действия, оцинюва ать свои знания и умения У них формируются навыки самоконтроля и самооценки в выполнении учебных задач, появление которых является первым этапом овладения учебной деятельностьюю.

Для развития предпосылок учебной деятельности необходим особый тип контроля, связанный с формированием умения самостоятельно определять и применять способы действий Основным условием его развития является специа ные методы обучения приемов сравнения полученных результатов с заданным способом дий.

Итак, основными предпосылками учебной деятельности дошкольников являются: наличие в них устойчивых познавательных интересов; овладение общими способами действий; самостоятельное нахождение способов выполнения практи ичних и познавательных задач; контроль способа выполнения собственных действий Основные компоненты этой деятельности: принятие задачи, выбор путей и средств его осуществления, соблюдения их, контроль, самок онтроль и самопроверка, личностный (мотивационный) компонент; мотивы, побуждающие дошкольников овладеть учебной деятельностью (познавательные интересы) Структура учебной деятельности зависит от й й компонентов и взаимосвязей между нимми.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter