Парциальные программы и технологии по физическому развитию 4

Программа «Театр физического воспитания дошкольника»

(Автор: Н. Н. Ефименко) .

Отличительной чертой программы является новый подход к физическому воспитанию.

Театр – это игровая по форме, новая система физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения.

Ключевые моменты этой системы выражаютсяв десяти заповедях двигательного развития дошкольников:

- Следуй логике природы (педагогика должна быть естественной – постепенное увеличение нагрузки от упражнений лежа – к ходьбе, бегу, прыжкам) .

- Физическое воспитание дошкольников должно происходить по развивающей спирали.

- Педагогический спидометр, или о так называемых общеразвивающих упражнениях (подбирай подготовительную часть в соответствии с «эволюционной гимнастикой) .

- Деление занятия на три части должно быть не формальным, а по физиологической сути.

- Театр физического воспитания дошкольников (играя – оздоравливать, играя – воспитывать, играя – развивать, играя – обучать) .

- Положительная светлая энергия радости и удовольствия (физическое воспитание должно заряжать детей положительными эмоциями,

- Двигательный портрет дошкольника «рисует» методика игрового тестирования.

- Создай тренажеры сам.

- Здоровье здоровых требует профилактики и коррекции;

- Через движение и игру – к воспитанию Человека будущего: комплексная педагогика жизни.

Автор видоизменил общепринятую структуру основных движений, учитывая, что ни одного этапа двигательного развития новорожденного игнорировать нельзя, поскольку в Природе нет ничего «лишнего», а предыдущий вид движений предопределяет последующий. В соответствии с этим выделены основные двигательные режимы: плавательный, лежачий, ползательный, сидячий, стоячий, ходьбовой, лазательный, беговой, прыжковый.

В программе изменена традиционная структура основных движений. Упражнения в положении сидя предлагается считать полноценным основным движением, таким же, как ходьба, бег. Упражнения в лазании выделены в отдельный раздел и не объединены с упражнениями в ползании, т. к. автор считает методически неверно объединять простые «пресмыкающиеся» виды движений (ползание) со зрелыми, более сложными «очеловеченными» движениями (лазание). Из перечня основных движений изъято упражнение в равновесии, т. к. оно, по мнению Ефименко, считается двигательным качеством, а не основным движением. Упражнения в метании заменены на более естественные и нужные предметно-манипулятивные действия (поглаживание и ощупывание различных предметов, захватывание, »роняние», поднимание, рассыпание, перекладывание предметов и т. д.) .

Автор утверждает: «В Природе уже давным – давно все есть – необходимо лишь понять ее секреты и использовать в своей педагогической деятельности». В соответствии с этим принципом биологическую основу новой системы составляют 7 золотых формул двигательного развития детей. Содержание их сводится к тому, что любую форму двигательной активности детей разумно начинать из горизонтальных положений как наиболее естественных и постепенно усложнять к более вертикальным; начинать упражнение в любом из исходных положений рациональнее с более низких поз; двигательную деятельность разумнее начинать со сгибательных поз тела и конечностей (с «позы эмбриона») ; в любом положении упражнения должны выполняться «от темечка – к пяткам»; все движения в конечностях сначала должны выполняться в крупных суставах, а затем – в средних и мелких; чем ниже положение ребенка, тем естественнее для него медленные и плавные движения, для крупных мышечных массивов (спины, живота, плеч, бедер) естественными являются медленные движения, а для мелких мышц подходят быстрые и взрывные движения.

К данной программе выпущено пособие «Материалы к оригинальной авторской программе «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста».

В методических рекомендациях отражен авторский подход к планированию физического воспитания дошкольников, планы – сценарии занятий. Кроме того, автор раскрывает новые формы применения музыки в дошкольном учреждении. Т. к классическая музыка несет в себе оздоровительно – профилактическую направленность, ее следует включать в дошкольном учреждении утром и после дневного сна. На занятиях по физической культуре предлагается следующий музыкальный фон: в начале звучит музыка тихая, спокойная, далее – постепенное увеличение громкости, во время «пика» занятия – громкая и в конце – снова тихая.

В разделе «Цветовое сопровождение в дошкольной педагогике» автор раскрывает «организационные», «педагогические» и «реабилитационные» возможности цвета.

Также представляет интерес и выдвинутая автором идея о разнополом физическом воспитании детей. Отмечается, что дошкольная педагогика ориентируется в основном на среднестатистического ребенка, а не конкретно на мальчика и девочку. Поэтому предлагается на отдельных этапах занятий по физической культуре делить детей на «мальчиковую» и «девичью» подгруппы, подбирать такие двигательно – игровые ситуации, которые способствовали бы формированию у детей жизненно важных качеств (у девочек – гибкость, ловкость, у мальчиков – силу, выносливость, быстроту). Также автор предлагает характеристику мужской и женской двигательной активности, перечень типичных игр для мальчиков и девочек.

Весь учебный год автор делит на три цикла: осенний (подготовительный, зимний (подводящий) и весенний (закрепляющий) .