Детское экспериментирование –как средство интеллектуального развития дошкольников

Детское экспериментирование- это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности. В первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Большинство изменений в мире природы человек может заметить в непосредственном контакте с ними. Поэтому, важно вызвать интерес у ребёнка к природе. Не следует загружать детей обилием информации. Важно, чтобы малыш всё увидел сам, сам потрогал и составил свои впечатления. Малыш познаёт мир, исследуя его, экспериментируя, делая всё новые открытия. Дети - это пытливые исследователи мира. На опытах в лаборатории мы с ребятами исследуем свойства песка, глины, камней и др. Экспериментируем с водой: меняем цвет, замораживаем, нагреваем воду, фильтруем и выводы фиксируем в рисунках. Экспериментирование сопровождается разнообразными эмоциональными проявлениями: смехом, удивлением, радостью, иногда огорчением. Дети сначала с помощью взрослых, затем самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создают новый продукт – постройку, сказку, поделку, насыщенный запахами воздух, окрашенную воду и т. п.

Я считаю, что развивать творческую исследовательскую активность детей в процессе экспериментирования необходимо для того, чтобы ребёнок представлял физические свойства предметов и закономерности окружающего мира. Дети, после проведения опытов, обнаруживают свойства веществ самостоятельно (твёрдость камня, растворимость веществ в воде и т. д. дети находят способы применения этих свойств в быту. Находят ответы на вопросы: для чего нужны магнитные силы, почему от тёплого воздуха происходит движение «змейки», как сделать быстро воду тёплой, как проходит по ниточке звук?

Наш детский сад работает по программе «Истоки», в которой большое внимание уделяется воспитанию у детей экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде и здоровью, следованию экологическим правилам в доступных для ребёнка формах.

Содержание опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста разработано в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта в разделе «Развитие естественно-научных представлений».

Реализуя программу «Истоки», изучая новинки методической литературы, наблюдая за детьми, я обратила внимание на замечательное средство интеллектуального развития дошкольников – детское экспериментирование. Поняв необходимость развития экспериментирования в нашем дошкольном образовательном учреждении, я поставила перед собой цель.

Цель моей работы – создание условий для формирования основ целостного мировидения ребёнка старшего дошкольного возраста средствами эксперимента, создание в детском саду экологического центра, который включает в себя: мини – планетарий, экспериментальную лабораторию, живой уголок, зелёную зону, мини – мастерскую по экспериментированию с бросовым материалом. Такой центр необходим для того, чтобы ребёнок мог сам осуществлять плановые наблюдения, осваивать технику экспериментирования. Для того, чтобы формировать представления у детей о возникновении приборов в истории человечества, находить ответы на многие вопросы, устанавливать истину, видеть всё своими глазами, развивать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру и формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и во время работы в мастерской.

Таким образом, создав экологический центр, определив основную цель, я поставила перед собой следующие задачи:

1. Формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

2. Развивать собственный познавательный опыт с помощью наглядных средств (символов, моделей, условных знаков, схем и т. д.)

3. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира.

4. Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, ставить цель, планировать свои действия и делать выводы.

5. Приобщать детей к красоте окружающего мира.

6. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов в лаборатории и в мастерской.

7. Привлекать родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.

Организация самостоятельной экспериментальной деятельности ребёнка, обеспечивающей его развитие, возможно при определённых условиях:

• Педагог должен стать реальным участником совместного поиска, а не только его руководителем, включиться в фактически осуществляемый ребёнком эксперимент.

• Создание методической системы работы по детскому экспериментированию:

- обеспечение методической литературой, - художественной литературой о природе (картотеки,

- составление планов проведения опытов и экспериментов,

- разработка конспектов занятий,

- разработка проекта программы по работе с семьёй,

- составление комплексно – целевой программы развития экологического центра на 2010-2013г.

- разработка методического пособия «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития дошкольников»

- изготовление дидактического материала по экологии: карточки-схемы, модели эколого-систематических групп, экологическая азбука, дидактические игры, направленные на развитие воображения и снятия статической, интеллектуальной и эмоциональной напряжённости детей, составление картотек, игр, литературы и дидактического материала.

• Организация предметно – развивающей среды.

Создан экологический центр с живым уголком, в котором содержатся: декоративный кролик, водоплавающие черепахи, аквариумы с различными видами рыб. В уголке растёт около 15 видов комнатных растений.

Работает экспериментальная лаборатория, в которой собрано всё необходимое оборудование для проведения опытов.

Для проведения занятий, создан мини-планетарий, где имеется дидактический материал и оборудование.

Проводятся занятия в мини-мастерской «Лаборатория Лосяша» по экспериментированию из «бросового материала»

• Совершенство самообразования:

- Знакомлюсь с современными методиками по теме детского экспериментирования,

- Принимаю участие в конкурсах педагогического мастерства, в конкурсах инновационных проектов.

• Сотрудничество с педагогами и родителями детского сада.

Провожу ежегодно консультации по теме детского экспериментирования, деловые игры-опыты, семинары по проблемным ситуациям, открытые просмотры опытов и занятий, индивидуальные беседы на тему экологического воспитания и роли семьи в решении экспериментальных задач. Также ежегодно занимаюсь организацией различных конкурсов: конкурсы поделок из природного материала, конкурс поделок из «бросового материала

Для родителей постоянно обновляется наглядная информация.

Работая с детьми, я всегда стараюсь способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Каждый маленький ребёнок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.

Моя задача состоит в том, чтобы не дать этому стремлению угаснуть.

Начиная работать в экологическом центре, знакомлю детей с помещением. В центре располагается мини – планетарий, где проводятся циклы занятий о космосе:

«Земля на глобусе», «Портрет земли – карта», «Отчего происходит смена дня и ночи»? «Планеты солнечной системы» и др. Дети охотно рассказывают о своих созвездиях и находят их в планетарии, знакомятся с первооткрывателями космического пространства и современными орбитальными станциями. Воспитатели с младшего возраста приводят детей в планетарий с целью знакомства с космосом.

Далее знакомлю детей с экспериментальной лабораторией.

Эксперименты и опыты в нашей лаборатории проводятся мною с детьми средней, старшей и подготовительной групп.

При планировании и проведении опытов необходимо знать особенности экспериментирования в разных возрастных группах. Поэтому в нашей лаборатории я создала картотеки для всех возрастных групп, где прописана тема опыта, цель, оборудование и литература.

Разработала тематическое планирование на 2011 – 2012 уч. год, ; методические пособия – «Детское экспериментирование – средство интеллектуального развития дошкольников».

Наша лаборатория обеспечена методической и художественной литературой, дидактическим материалом по экологии: карточками – схемами, моделями эколого – систематических групп, экологической азбукой, дидактическими играми.

В нашей лаборатории мы с детьми ставим опыты, превышающие нормы программы «Истоки», как часть дополнительного образования.

Далее дети знакомятся с правилами техники безопасности во время проведения экспериментов.

Для организации экспериментирования разработала проблемные ситуации, этапы усложнения в поисково-познавательной деятельности детей, структурно – логическая схема формирования навыков экспериментирования, классификация опытов и наблюдений.

Составлены таблицы:

«Выявление свойств воды и воздуха»; «Свойства песка и глины»; «Свойства песка и снега».

Мы стараемся заинтересовать родителей и воспитателей проблемами детского экспериментирования.

Эксперименты проходят динамично, включая игры, физкультминутки, моменты релаксации, пальчиковой и артикуляционной гимнастик.

Следующим этапом знакомства с работой экологического центра является знакомство с мини – мастерской «Мини-сад Лосяша».

Экспериментирование в мини-мастерской «Мини-сад Лосяша».

В нашей мини-мастерской провожу занятия с мальчиками старшего возраста, целью которых является:

- формирование основ разумного использования материальных ресурсов, культуры утилизации отходов в конструировании из «бросового» материала в содержательной досуговой деятельности, объединяющей отдых, развлечения, игру, самообразование и творчество.

Программа работы в мастерской ориентирована на поло-ролевые интересы мальчиков 5-6 лет к техническому конструированию из «бросового» материала и основана на принципах:

- гуманизации образовательного процесса (раскрытие потенциальных возможностей ребёнка; уважение права ребёнка на выбор занятия в свободное время) .

- деятельностнного подхода (субъект – субъектные взаимоотношения педагога с детьми, сотрудничество) .

При создании мастерской в нашем детском саду я использовала принцип гибкого зонирования, т. к. мини-мастерская представляет собой функциональное помещение, оснащённое всем необходимым оборудованием для экспериментирования из «бросового» материала.

Созданы зоны:

1. Экспериментирования

2. Творчества

3. Хранения «Бросового» материала

4. Хранения методических пособий

5. Хранения инструментов

6. Хранение готовых изделий.

С детьми мы делаем игрушки (песочные наборы, погремушки, домики, рыбки, кормушки и д. р.) ; подарки-сувениры (вазы, конфетницы, карандашницы, панно и д. р.) .

Выполняем заказы на изготовление спортивного инвентаря (маракасы, серсо, ветерок, массажёры и т. п.) .

Занятия проводятся один раз в неделю с мальчиками старшей и подготовительной групп во второй половине дня, в часы для досуга. При этом соблюдается принцип добровольности, желания ребёнка заниматься в мастерской. Все дети приходят сюда с удовольствием.

Для работы собрана вся необходимая методическая литература, разработано тематическое планирование, конспекты занятий, карточки-схемы, предметно-схематические модели, картотеки инструментов, образцы поделок

При создании мастерской мною были разработаны общие правила техники безопасности и правила обращения с ножницами, шилом, ножом, иглами и др .

При выборе «бросового» материала следует отдавать предпочтение материалам, употребляющемся для упаковки пищевых продуктов, как гарантирующих их безвредность для здоровья детей.

По результатам работы провели Презентацию продуктивной деятельности детей. Во время проведения Презентации для детей создали атмосферу праздника, упражняли их в соблюдении норм культуры поведения, этикета.

Весь материал мастерской вариативен, динамичен, открывает широкий простор для детского экспериментирования, что немаловажно в современных условиях сложного финансового положения дошкольных учреждений, предельно дёшев и доступен. Не торопитесь выбрасывать то, что ещё может послужить для детского творчества. «Бросовый» материал мы стараемся сделать материалом детского творчества, средством воспитания основ экономической и экологической культуры. Самое главное – не приучать с детства мусорить. Может быть наши дети, вспомнив опыт работы в мастерской, придумают более оригинальный технологический подход к проблеме утилизации «бросового материала», приобретя опыт содержательного творческого досуга.

Во время проведения занятий, я стараюсь общаться с каждым ребёнком. Это общение протекает в форме равноправного, доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми. Оно должно направлять детей на самостоятельное воспроизведение знаний и умений. Стараюсь поощрять проявление активности, инициативы, общаться с детьми искренне, откликаться на их просьбы и пожелания, помогать в разрешении споров.

Анализируя свою работу, я пришла к выводу о том, что дети научились понимать познавательную задачу и стали самостоятельно ставить задачи, научились выдвигать предложения о возможном течении явления природы и предлагать способы проверки. Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованиям, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и т. п. стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка.

Я считаю, что опыт работы по детскому экспериментированию эффективен.

Ожидаемым результатом от внедрения метода экспериментирования является приобретение детьми опыта видения предметов и явлений; всматривание в них; развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности; развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать.

В перспективе – широкое внедрение метода организованного и контролируемого детского экспериментирования в дошкольном учреждении и дома, индивидуального и коллективного во всех видах деятельности.

В дальнейшем, буду продолжать работать в направлении развития детского экспериментирования: планирую разработать систему проведения семинаров-практикумов с воспитателями по развитию интереса к детскому экспериментированию; проведение деловой игры по решению проблемных ситуаций; проведение консультаций и смотров-конкурсов по теме «Детское экспериментирование».

По работе с родителями – организация практической работы: выпуск мини-газеты «Исследователи», организация совместного кружка «Золотые руки» по работе с «бросовым материалом; дискуссий и КВНов.

Пермский край, город Чернушка, 2012