Музыкальная деятельность в социальном развитии дошкольников в соответствии с ФГОС

Социализация для дошкольника – это освоение существующей действительности окружающего мира.

Цель социализации дошкольников – это формирование умений, навыков и способностей ребёнка для дальнейшего освоения ими культуры.

Доказано, что самое главное – это воспитание в семье, так как это на прямую влияет на способность детей приобщаться к действительности окружающего мира и закладывает социальные компетенции. Именно в семье социализация дошкольников протекает естественно, на основе преемственности поколений. Это в свою очередь позволяет человеку в дальнейшем быть успешным во всех основных видах деятельности.

Успешное взаимодействие семьи и детского сада обеспечивает целостность культурно-образовательной и социально-педагогической среды для развития и самореализации ребёнка.

Необходимой составляющей социального развития дошкольника является совместное социальное партнёрство в образовании.

Поэтому Дошкольным образовательным учреждениям необходимо взаимодействие с социумом.

Социум является, прежде всего, «окном в мир», которое открыто для общения детей и взрослых. Помогает расширять и укреплять взаимосвязи с жизнью, социокультурной средой, организациями воспитания, культуры, науки, спорта, семьи.

Музыкальная деятельность дошкольников в сотрудничестве социумом это, прежде всего формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие и формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Один из принципов ФГОС: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Цель: Повышение социального статуса дошкольного образования.

Задачи:

• Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

• Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

* Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности.

• Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных,

эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности.

ФГОС определяют через образовательную программу дошкольного образования её основные направления:

• Создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития.

• Создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

ФГОС предполагают такие аспекты содержания программы как:

• Предметно-пространственная развивающая образовательная среда.

• Характер взаимодействия с взрослыми.

• Характер взаимодействия с другими детьми.

• Система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.

ФГОС раскрывают необходимые условия для создания социальной ситуации:

• Обеспечение эмоционального благополучия детей.

• Поддержка индивидуальности и инициативы детей.

• Установление правил взаимодействия в разных ситуациях.

• Произвольность психических процессов и поведения в целом;

• Ответственность;

• Самостоятельность;

• Безопасность;

• Развитое самосознание;

• Свобода поведения;

• Способность к адекватной самооценке.

Социальное развитие дошкольника это социально-эмоциональное развитие.

Оно предполагает решение социальных проблемных ситуаций и усвоение способов жить среди людей.

Для полноценного развития социально-культурной личности, дошкольнику необходимы такие социальные умения как:

* Умение устанавливать и поддерживать контакты;

* Умение кооперироваться и сотрудничать;

* Умение избегать конфликтных ситуаций;

* Умение осознанно воспринимать свои собственные эмоции;

* Умение понимать эмоциональное состояние других людей.

Формы музыкальной деятельности в детском саду для реализации социальных умений дошкольников:

* Музыкальные занятия;

* Праздники, развлечения, досуги;

* Самостоятельная музыкальная деятельность;

Взаимодействие дошкольников и родителей в детском саду может реализовываться через такие формы музыкальной деятельности как:

• Музыкальные занятия;

• Концерты;

• Праздники, развлечения;

• Спортивные мероприятия;

• Экскурсии.

Музыкальная деятельность дошкольников может взаимодействовать с такими социокультурными организациями как:

• Средние образовательные школы;

• Детские школы искусств;

• Воскресные школы;

• Детские библиотеки;

• Физкультурно-оздоровительные комплексы;

• Учреждения культуры;

• Детские сады.

Непосредственное педагогическое сотрудничество и взаимодействие педагогов детского сада и музыкального руководителя происходит с:

* Педагогами средних образовательных школ;

* Руководителями студий и кружков;

* Воспитателями, музыкальными руководителями.