Развитие певческих навыков у дошкольников

Горбунова Наталья Сергеевна, музыкальный руководитель АНО ДО "Планета детства "Лада" д/с №203 «Алиса»

"Человек потому и стал человеком, что запел", - так утверждал известный писатель И.С.Тургенев. Наверное, поэтому так любят маленькие дети сопровождать песней какую-нибудь важную работу вроде катания мячика или ходьбы по ступенькам лестницы за ручку с мамой. Дети любят подражать! А кому они будут подражать, разучивая песню? Взрослым, ну а чаще всего сами себе. Так от интонации к интонации, вдумываясь, вслушиваясь, обобщая и подпевая маме, воспитателю, заглядывая в свой внутренний мир, извлекая наружу и облекая в музыкально-интонационную форму свои детские ощущения, дети снова «сочиняют уже сочиненное», поют о себе, о том, что происходит вокруг них.

Для того, чтобы этот процесс пения был желанным, радостным, приятным, мы должны помочь детям научиться усваивать любую песню, чтобы они запоминали и воспроизводили мелодию, осмысливали ее ритмический рисунок, динамику, умели различать и чувствовать строение напева, повторность или контрастность его частей, вариативность окончания фраз. В нашем случае, эта работа осложняется ещё и спецификой нашего дошкольного учреждения – его посещают дети с нарушением речи. Соответственно при обучении детей пению возникают проблемы с артикуляцией.

Как показывает практика, эти трудности возможно преодолеть при помощи всевозможных музыкальных упражнений. Для снятия излишнего напряжения с детей и более лёгкого восприятия, эту работу мы проводим в игре, с использованием разработанных сюжетных занятий по системе В.В.Емельянова и Л.Г.Струве. Чтобы избавиться от различных дефектов в голосовом аппарате, считаю необходимым отучить детей петь крикливо, резко, напряженно.

Условие, при котором возможно правильное певческое звучание голоса, - певческая установка (правильная поза ребенка во время пения). При правильном положении корпуса вырабатывается установка организованно пользоваться дыханием, мышцы гортани при этом имеют возможность правильно развиваться и укрепляться.

В вокальной педагогике развитие всех вокальных навыков рассматривается во взаимосвязи и последовательности. Правильное звукообразование, дыхание, дикция, во время пения, будут способствовать развитию у детей чистоты интонации. Большое значение в работе над пением имеют место подготовительные упражнения – распевки, в результате которых приобретаются вокальные навыки. Данную же работу мы считаем необходимым разделять на следующие этапы:

  • Первый этап: овладение заднеязычными слогами «га-ка», «ку-го-ку» позволяет укреплять задние мышцы гортани.
  • Второй этап - контрастных упражнений - в звуке должно появиться новое качество, голос должен стать более эластичным. Идет работа с переднеязычными слогами «зи-зе» – контрастными заднеязычным. На контрасте этих звуков отрабатывается легкое высокое звучание и более тяжелый звук.

Работая над упражнениями по звукообразованию, параллельно учим детей дикции и расширяем диапазон голоса, используя потешки, прибаутки, считалки и дразнилки. Так же нами используются приёмы звукоподражания (вой ветра, пение кукушки, лай собачки, скрип, крик чайки и т.п.) и пение слогов взрослым у самого уха детей. Для артикуляции, дикции (укрепления соответствующего комплекса мышц) мы применяем произношение скороговорок, коротких четверостиший, произношение шепотом коротких фраз, отдельных слов.

Всем известно, что от выразительного произношения зависит не только доходчивость содержания песни, но и артистичность ее исполнения. На практике эта задача достигается при помощи интонационных упражнений. К примеру, можно привести следующее игровое упражнение: детям даётся задание произнести одну и ту же фразу с различными оттенками: радостно, грустно, страшно, насмешливо, по-командирски.

Из вышесказанного следует одно: восприятие песни, ее воспроизведение будет более ярким, существенным, когда развит ладовый слух, координация голоса и слуха, чувство ритма, элементарные постижения музыкальной грамоты. Результаты обследования уровня развития певческих навыков показали, что, занимаясь по данной системе, дети стали петь более слаженно, научились слушать друг друга, стали получать удовольствие от пения.