Семинар "Развитие связной речи дошкольников: комплексный подход"

Буданова А. А. «Развитие связной речи дошкольников: комплексный подход»

Уважаемые коллеги!

Традиционно семинар будет проходить в 3 этапа (СЛАЙД 2 )

1 этап – теоретически – практический.

2 этап – практический. Показ итогово-проверочных занятий.

3 этап – итоговый. Будут даны рекомендации по итогам занятий.

(СЛАЙД 3 ) Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка (Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Ф. А. Сохин и др.). Её социальная значимость и роль формирования личности неоспоримы. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция речи.

В Федеральных государственных требованиях к образовательным программам появляется ряд новых образовательных областей, в том числе и «Коммуникация». Данная область подчеркивает основную функцию речи – быть средством общения, обмена мыслями, чувствами, налаживания социальных и эмоциональных контактов, совместной деятельности.

Речевое воспитание детей в дошкольных учреждениях имеет в нашей стране давние традиции, заложенные в трудах Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского. Можно говорить об определённой педагогической культуре, которая развивалась на серьёзной научной основе. Вклад в её развитие внесли педагоги, психологи, лингвисты, физиологи, практические работники. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах А.М.Леушиной, Е.И.Тихеевой, А.П.Усовой. Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду разрабатывались А.М.Бородич, В.В.Гербовой, Е.А.Смирновой, О.С.Ушаковой и др.

Итак,

Овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. (СЛАЙД 4 )

К сожалению, большинство поступающих в школу детей не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объёме.

Полноценное овладение детьми навыками связной речи возможно только в условиях целенаправленного обучения, применения всех речевых и познавательных возможностей, способствующих их совершенствованию.

Формы связного высказывания (СЛАЙД 5 ):

– монолог – диалог
  • повествование
  • описание
  • рассуждение

Практическое задание «Опиши игрушку» (СЛАЙД): педагоги делятся на 3 подгруппы и составляют рассказ об игрушке как в младшем, среднем, старшем дошкольном возрасте

Задачи обучения детей связной речи. (СЛАЙД 6 ) (см.Приложение 1 )

Ранний возраст (СЛАЙД 7 )

Средний возраст (СЛАЙД 8 )

Старшая группа (СЛАЙД 9 )

Подготовительная к школе группа (СЛАЙД 10 )

Давайте вспомнимвиды занятий по развитию речи:

– пересказ;

– рассказ по сюжетной картине или по картине известного художника;

– рассказ по серии сюжетных картинок;

– описательный рассказ по предмету или животного;

– творческий рассказ

Предлагаю вам рассмотреть примерную структуру занятия по обучению рассказыванию с учётом временных рамок этапов в соответствии с возрастной группой (смПриложение 2 ) (СЛАЙД 11 )

Примерная структура занятия по обучению рассказыванию
  1. Организационный момент.
  2. Артикуляционная гимнастика и (или) голосовые упражнения. Формирование ЗКР
  3. Сообщение темы занятия: рассматривание картинки или игрушки. Беседа (ответы детей на вопросы педагога). Если это сск – разбор действий по каждой картинке отдельно.
  4. Физкультминутка.
  5. Составление предложений с соответствующей словарной работой.
  6. Составление рассказа самостоятельно.
  7. Итог занятия.
Примерная структура занятия по обучению пересказыванию
  1. Организационный момент.
  2. Артикуляционная гимнастика и (или) голосовые упражнения. Формирование ЗКР
  3. Введение в тему: чтение рассказа 1 раз (с опорой на картинку или предмет).
  4. Словарная работа (уточнение ключевых слов, объяснение новых или малознакомых слов).
  5. Физкультминутка.
  6. Вспоминание сюжета по наводящим вопросам (без зрительной опоры).
  7. Самостоятельный пересказ текста + зрительная опора (цепочкой; по частям; одним ребёнком).
  8. Итог занятия.

Практическое задание (СЛАЙД 12 ): Рассказать о приёмах для привлечения внимания детей и поддержания интереса к сообщению, рассказу, теме занятия – из опыта работы (представляют воспитатели).

Шабельникова И.В. «Палочки-выручалочки» для «ленивого» зрительного восприятия» (СЛАЙД 13 )

Уважаемые коллеги! Прежде чем рассказать непосредственно о «палочках-выручалочках» для «ленивого» зрительного восприятия, мне хотелось бы сказать несколько слов о словарной работе.

Для ребёнка образцом должна быть РЕЧЬ ВОСПИТАТЕЛЯ. Поэтому наша с вами речь должна быть красивой, богатой, содержательной, образной! Задайте себе вопрос: может ли ВАША речь быть образцом для ребёнка?

Прежде чем обучать детейсвязной речи, необходимо. чтобы в активной речи ребёнка присутствовали разнообразные слова (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, фразеологические обороты, сравнения, метафоры и т. д.)

Предлагаю вам примерную схему словарной работы(на листе ватмана таблица с заполненными 1 и 2 колонками. Слово для разбора предлагают педагоги, 3 колонка заполняется коллективно):

Символ

Последовательность работы со словом