Развитие социального интеллекта у старших дошкольников

Условия развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста

Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка. Родительство имеет социокультурную природу и характеризуется системой предписанных культурой и обществом норм и правил, регулирующих распределение между родителями функций ухода за детьми и их воспитания в семье: определяющих содержание ролей, модели ролевого поведения. Важнейшая функция семьи - воспитание подрастающего поколения.

Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка - потребности в социальном контакте, базового доверия к миру (Э. Эриксон) и привязанности (Дж. Боулби, М. Эйнсворт).

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.

В психологической литературе понятия «стиль родительского отношения», «тип семейного воспитания», «родительская позиция» очень часто рассматриваются как синонимы. Под стилем семейного воспитания понимают многомерное образование, включающее когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, опираясь на определение А.Я. Варги, которая описывает родительское отношение как целостную систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ребенком, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков.

Впервые проблема стилей родительского воспитания была исследована А. Адлером. Выбираемый стиль отношения к ребенку зависит от жизненного стиля личности родителя, т.е. от значения, которое человек придает миру и самому себе, его целей, направленности его устремлений и тех подходов, которые он использует при решении жизненных проблем. Таким образом, особенности семейного воспитания, в частности стиль семейного воспитания, оказывают существенное влияние на становление личности в целом и социального интеллекта в частности. Семья, являясь первичным институтом социализации, является важным условием формирования у ребенка различных схем взаимодействия в межличностном пространстве.

В обучении и воспитании детей всех возрастов большое значение имеет учет их индивидуальных особенностей. Каждая личность обладает своими особенностями мышления, проявления чувств, интересами и способностями, идеалами, чертами характера и т.д. В связи с этим стоит проблема индивидуального подхода как важнейшего педагогического принципа в обучении и воспитании.

А. И Крупнова: индивидуальные особенности могут быть описаны через проявление различных свойств: любознательность, инициативность, трудолюбие отражающие активность, общительность коллективизм, ответственность, целенаправленность, организованность, настойчивость, характеризующие саморегуляцию. Согласно автору, в основе каждого свойства личности лежит конкретное стремление быть общительным, ответственным, настойчивым и т. д. Стремление имеет свою силу, оно по-разному осознается и осмысливается человеком (когнитивная сторона). Оно переживается и регулируется субъектом (эмоциональный и регуляторный аспекты) и имеет промежуточный и конечный результат. Данный подход позволяет учитывать природу различных компонентов свойств личности:

с одной стороны – динамических, эмоциональных и регуляторных характеристик, а с другой – мотивационных, когнитивных и рефлексивно-оценочных.

Первая группа признаков в большей мере обусловлена природными предпосылками, зависит от черт темперамента и свойств нервной системы.

Задача воспитания заключается в разрушении отрицательных сторон личности, в поддержке и формировании положительных сторон. Особенности, порожденные преимущественно биологическими факторами, более устойчивы и трудноизменяемы. Примером такой наследственно обусловленной особенности являются свойства нервной системы человека, которые составляют природную основу темперамента. От темперамента зависит динамика психической жизни человека, его общая активность и эмоциональность. Учитывая особенности темперамента, необходимо всячески развивать сильные его стороны и обеспечивать усиленный контроль над возможными его отрицательными проявлениями.

Вторая группа в большей степени зависит от социального окружения, среды, условий деятельности, более подвижна и изменчива. Любознательность - внутренняя заинтересованность в получении новой информации с целью удовлетворения познавательной потребности. Это генетически ранняя форма познавательной активности, характерная преимущественно для дошкольного возраста. Основное условие, обеспечивающее этот уровень познавательной активности: насыщенная информационная среда, а также возможность практической деятельности в ней.

Основным «барьером», препятствующим развитию данного уровня познавательной активности, является раннее введение теоретических форм обучения, слишком раннее приобщение ребенка к «книжной культуре».

Чаще всего любознательность рассматривается как составляющая познавательной активности личности, способствующая активному познанию окружающей действительности. Поскольку, социальный интеллект обеспечивает процесс познания в субъект субъектных отношениях, следовательно, можно констатировать, что любознательность может способствовать продуктивности данного познания, так как, для успешно восприятия и переработки информации требуется выраженная познавательная активность субъекта, которая реализуется через ряд свойств личности.

Исходя из того, что каждому возрастному периоду присущ особый комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств (основание для возрастного подхода), была составлена модель развития социального интеллекта старших дошкольников.

Приведенная модель наглядно демонстрирует поуровневое развитие социального интеллекта, происходящее наряду с процессом социализации старшего дошкольника. Социализация в данном случае рассматривается не только как процесс, но и как результат присвоения ребёнком социального опыта по мере его психологического и интеллектуального развития, то есть преобразование (под влиянием обучения и воспитания) психологических функций, присвоение социально-нравственных ценностей, мотивационно -ценностных ориентаций, норм и правил поведения.

И в этой связи отметим важность двухаспектности социализации:

- с одной стороны, это усвоение дошкольником социального опыта путем вхождения в социальную среду,

- с другой стороны - это активное воспроизводство им системы социальных связей за счет своей активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Ребёнок не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. Это та обратная связь, когда результатом является не просто прибавка к уже существующему социальному опыту, а и его воспроизводство, т.е. продвижение его на новую ступень.

В модель заложен потенциал развития социального интеллекта. Это означает, что достижению высокого уровня у ребёнка 6-7 лет способствует ориентация на зону ближайшего развития (Л.С. Выготский), как реализация возможности активного влияния на процесс развития ребёнка в соответствии с его возрастными особенностями.

Исходя из положения отечественной психолого-педагогической науки об игре как о ведущей деятельности в дошкольном возрасте, в качестве одной из главных форм организации развивающей деятельности в целостной технологии развития социального интеллекта выбирается игра (О.М. Дьяченко, A.B. Запорожец, Т.А. Маркова, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.).

Игра несет в себе огромный педагогический потенциал, а сама сущность игры состоит в том, что ребенок разделяет реальный и игровой планы, осознает, что его действия, слова, мысли в процессе игры не нуждаются в соотнесении с объективной реальностью. С помощью игры возможно достижение таких целей как осознание ролевых социальных отношений, отработка навыков, полученных в ходе занятий, возможность практического применения способов входа в игру и выхода из нее. Развитию социального интеллекта способствуют любые сюжетно-ролевые игры, так как в них всегда отражаются те или иные социальные взаимоотношения (родственные, социально-ролевые). Педагогическое сопровождение развития социального интеллекта в сюжетно-ролевой игре состоит как в идеях (сюжетах), предлагаемых детям для разыгрывания, так и в непосредственном участии самого педагога в игре, когда он берет на себя роль.

Примерная тематика дидактических и творческих игр: «Узнай, о ком я говорю» (описание характерного поведения известных ребенку людей, их черт характера, варианты игры - «Следствие ведут», «Потерялся ребенок» и т.п.), «Я знаю много ласковых имен», «Я люблю тебя за то», «Хвасталки», «Умеем ли мы дружить», «Путешествие в сказочную страну» (наделение известных литературных персонажей противоположными или непредсказуемыми чертами характера).

Игры и упражнения, способствующие формированию социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.

Методика содержит несколько блоков. "Я, мое имя, мои близкие";

"Место, где я живу"; "Что я чувствую" ;"Зачем быть вежливым"

Тема№1: "Я и моё имя, мои близкие"

Цель:

1. Дать детям знания о том, что у каждого человека есть имя, которое отличается от других.

2. Формировать позитивное отношение к сверстникам.

3. Вызывать у детей желание правильно обращаться друг к другу.

Совместная деятельность начинается с приветствия:

- Ребята, закройте глаза. Сейчас я дотронусь до того, кто сидит справа от меня, он примет мое приветствие. Затем он дотронется соседа справа, передавая привет ему, и так далее, пока мое приветствие опять ко мне не вернется.

Игра "Назови себя". Каждому ребенку воспитатель предлагает назвать свое имя так, как ему больше нравится, как его называют дома мама, бабушка, как бы ему хотелось, чтобы его называли в группе. Начинает игру воспитатель.

Игра "Клубочек". У воспитателя в руках волшебный клубочек. Его воспитатель передает своему соседу справа, но у себя оставляет ниточку. И так каждый, пока клубочек не вернется к ведущему обратно. Передавая клубочек, нужно назвать ребенка, которому передаешь, очень ласково по имени.

Тема№2: " Злость"

Цель:

1. Развивать навыки социального поведения.

2. Формировать позитивное отношение к сверстникам.

3. Развивать способность к эмпатии.

В начале занятия детям предлагается определить свое настроение.

Детям предлагается выбрать цвет, который соответствует настроению ребенка и использовать его на листе.

Игра –приветствие. "Назови меня любимым цветком"

Дети встают в круг. Каждый ребенок называет рядом стоящего ребенка любимым цветком.

Игра "Доброе животное".

Коммуникативные игры .

Цель: Повышение уровня коммуникативной культуры дошкольников

Задачи: Создать положительный эмоциональный настрой.

Вовлечь дошкольников в игровое общение со сверстниками.

Способствовать сплочению детского коллектива.

Формировать положительное отношение к сверстнику.

Для приветствия Ведущий (взрослый) поднимает вверх правую руку и предлагает всем опустить ладошку на его руку по кругу и громко сказать: «Здравствуйте!»

Для преодоления защитных барьеров, отгораживающих сверстников друг от друга проводится игра «Передай сигнал»: дети берутся за руки. Ведущий посылает сигнал стоящему рядом с ним ребенку через пожатие руки, сигнал можно передавать влево или вправо, разговаривать нельзя. Когда сигнал придет снова к ведущему, он поднимает руку и сообщает о том, что сигнал получен. Затем предлагает детям передать сигнал с закрытыми глазами. Игра проводится 3-4 раза. Главное условие: общение без слов. Ведущий сообщает детям, что все сигналы получены и начинает работать радио.

Проводится игра «Радио», она помогает обратить внимание участников на сверстника. Дети садятся в круг. Ведущий садится спиной к группе и объявляет: «Внимание, внимание! Потерялся ребенок (подробно описывает кого-нибудь из группы участников (Цвет волос, глаз, рост, одежду…) Пусть она подойдет к диктору». Дети внимательно смотрят друг на друга. Они должны определить, о ком идет речь, и назвать имя этого ребенка. В роли диктора радио может побывать каждый желающий. Далее, ведущий сообщает, что все участники найдены, радио можно выключить и поздороваться снова, но необычным способом.

Проводится игра « Колпачки». Для этого ведущий раздает участникам деревянные палочки и несколько колпачков из цветного картона. Дети должны передавать палочками колпачки друг другу (кому пожелают) и при этом говорить: « Здравствуйте!», отвечать при приеме колпачка «Мне очень приятно!», руками колпачки трогать запрещается. Игра помогает настроить детей на доброжелательное отношение друг к другу, создает хороший эмоциональный настрой. Проводится игра от 3 до 5 минут, чтобы все дети смогли обменяться колпачками по несколько раз.

Очень веселая хороводная игра «Бабушка Маланья», в которой водящий должен придумать какое-нибудь оригинальное движение, а все остальные – его повторить. В игре достигается согласованность движений всех детей, единство в создании образа и настроения. На ребенка, изображающего «Маланью» можно надеть платочек или фартучек, он становится в круг. Ребята начинают петь веселую песенку, сопровождая ее выразительными движениями.

«У Маланьи, у старушки жили в маленькой избушке семь сыновей (движения за руки по кругу). Все без бровей. Вот с такими ушами, вот с такими носами, вот с такими усами, с такой головой, с такой бородой (движения: останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают брови руками, делают « круглые глаза», «большой» нос и уши, показывают усы и пр.)

Ничего не ели, целый день сидели (присаживаются на корточки)

На нее глядели и делали вот так. (повторяют за ведущим любое смешное движение)

Движения могут быть самые разнообразные: можно сделать рожки, попрыгать, поплясать, сделать руками длинный нос, погрозить пальцем или в шутку заплакать. Они могут сопровождаться звуками и возгласами, предающими настроение. Движение должно повториться несколько раз, чтобы ребята могли войти в образ и получить удовольствие от игры.

Игра «Комплименты». Правило: не повторяться. Дети, глядя в глаза друг друга, желают соседу что-то хорошее, хвалят, обещают, восхищаются.

Таким образом, анализ представленных исследований позволяет заключить следующее:

Социальный интеллект – это интеллект индивида, формирующийся в ходе его социализации, под воздействием условий определенной социальной среды. Механизмом формирования личности выступает процесс социализации. Социальный интеллект как психологическое образование развивается в процессе социализации при взаимодействии в субъект - субъектных отношениях.

Важным условием становления социального интеллекта является первичная структура социализации – полная семья. Непосредственное влияние оказывают стили семейного воспитания, а именно демократический стиль семейного воспитания способствует развитию социального интеллекта.

Особая роль в становлении социального интеллекта принадлежит индивидуально-психологическим особенностям личности, таким как темперамент, любознательность. В качестве одной из главных форм организации развивающей деятельности в целостной технологии развития социального интеллекта выбирается игра.