СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

Детство – уникальный, самоценный период становления личности, имеющий яркое выраженную специфику возрастного развития, требующий особого психолого-педагогического сопровождения и условий [1]. Детство – это основа, определяющая развитие человека на протяжении всей его жизни.

Современным дошкольникам интересен не только мир предметов и игрушек, дети хотят узнать многое о человеке, окружающем мире, природе, они живут в мире, в котором компьютеризированы многие стороны жизни человека, использование компьютера расширяет возможности интеллектуального развития ребёнка, создаёт условия для обогащения его кругозора. Современные дошкольники стали более раскованными, раскрепощёнными, открытыми, самостоятельными, инициативными, у них появляется чувство свободы и независимости.

В ФГОС предусматривается развитие дошкольников по усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.

Педагоги дошкольных образовательных учреждений обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном развитии дошкольников, их поведении. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, это обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребёнка).

– несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);

– произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;

Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.

Главная задача государства и общества по отношению к детям – обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции, формирование у ребёнка основ уважительного отношения к окружающим, умение общаться и взаимодействовать, приобщение к общечеловеческим ценностям. В настоящее время идёт интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышение интереса к личности ребёнка дошкольного возраста, его уникальности, развитию у него потенциальных возможностей и способностей.

Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Опыт работы ДОО показывает, что важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах [2].

Термин «социализация» происходит от латинского слова socialis – общественный, что значит «процесс усвоения определённой системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих растущему дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества» [4]. Социализация ребёнка дошкольного возраста – явление многогранное, которое происходит под влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребёнок воспитывается, среды, окружающей его, собственной деятельности, игры, самопознания и саморазвития.

Главной целью социализации является становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры: толерантного – к людям разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям, бережного и уважительного отношения к собственным этническим ценностям и достояниям истории, гуманного – к людям, природе, окружающему миру.

В процессе общественной жизни ребёнка осуществляется смысл социального развития – от самооценки, самовосприятия, самоутверждения до самосознания, социальной ответственности, потребности в самореализации своих возможностей, осознание себя самостоятельным членом обществ, понимания своего места и назначения в нём [3].

А. В. Мудрик выделяет три группы задач, которые решаются на этапе социализации: естественно-культурные, социально-культурные, социально-психологические.

1. Естественно-культурные задачи связаны с достижением определённого уровня физического и гендерного развития. Дошкольник усваивает элементы этикетного поведения, форм общения, имеет представление о своей половой принадлежности, проявляет чувства и эмоции, формируются социально-нравственные качества личности. В связи с этим, социальное развитие обеспечивает формирование общекультурных, физических, гендерных основ личности ребёнка, на базе которых формируются социально-нравственные качества: самооценка, эмпатия, толерантность, чувство собственного достоинства, уважение к окружающим людям, заботливость, справедливость, отзывчивость, патриотизм, гражданственность.

2. Социально-культурные задачи определяют познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые аспекты вхождения дошкольника в социум. Д. И. Фельдштейн писал: «К трём годам ребёнок завершает первый цикл знакомства с человеческим миром, фиксируя своё новое социальное положение, выделяя своё «Я», начинает всё более активно вступать в отношения с другими людьми – взрослыми и сверстниками». Особое внимание педагоги ДОО уделяют развитию умений управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность и поведение, воспитанию доброжелательности, внимательному отношению к другим детям и взрослым людям [2]. Познавательные аспекты у дошкольника направлены на расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде [2]. C возрастом расширяется познавательная сфера дошкольника – мир вокруг меня, семья, родные и близкие люди, история родного края, отечества, Родины, всего мира. Следующей формой организации опыта ребёнка является «проживание» различных ситуаций. Оно включает в себя не только опыт анализа действительности, но и опыт своего отношения к данной действительности. Усложняется игровая деятельность, появляются игры сюжетно-ролевые, игры с правилами, дидактические игры и игры-драматизации. Если сюжетно-ролевые и игры с правилами являются базовыми для развития познавательных действий, то игры с правилами и дидактические игры можно рассматривать как новый этап для развития художественной деятельности и активизации познавательных интересов. В дошкольном возрасте игра выступает как приоритетный метод обучения, мы говорим об особом значении игровой деятельности для интеллектуального развития дошкольника и становления качеств личности, которые обеспечат развитие предпосылок учебной деятельности. Дошкольник овладевает разными видами дидактических игр (словесными, настольно-печатными, играми с предметами), в процессе игры выполняет поставленную игровую задачу, не нарушая правил и действия игры, совершенствуется умение самостоятельно и с помощью взрослого участвовать в играх с правилами, ролевых, режиссёрских, театрализованных, музыкальных, дидактических [2].

3. Социально-психологические задачи связаны со становлением сознания личности ребёнка. В дошкольном возрасте самосознание можно рассматривать как достижение определённой меры самопознания и уровня самоуважения. Основой самооценки является умение сравнивать себя с другими людьми. У дошкольников формируется умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовность принять их привычки, обычаи, взгляды такими, какие они есть, учиться обдумывать свои действия, планировать деятельность. В старшем дошкольном возрасте происходит формирование произвольного поведения. Это основное психологическое новообразование данного возраста состоит в стремлении и способности управлять собой, своими поступками. Становление произвольности выступает одной из базовых линий развития ребёнка в дошкольном детстве, выходит в авангард формирования личности. Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социальное развитие ребёнка осуществляется под воздействием взрослого, который вводит ребёнка в социум [2]. Ребёнок сотрудничает с компетентными взрослыми людьми, как член общества он включается в систему человеческих отношений, где происходит диалог личностей, ценностных установок. Освоение образцов и норм поведения, поиск правильных жизненных установок происходит у дошкольника во взаимодействии со сверстниками, воспитателями, родителями. Взрослые открывают детям будущее, выступают посредниками, соучастниками по отношению к деятельности детей, чтобы помочь детям в обретении собственного опыта.

Виноградова Н. Ф. Программа обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора». – М. ИЦ «Вентана – Граф». 2011.

Видеозаписи

2-4 октября 2013 г. во ФГАУ «ФИРО» был проведен циклсеминаров по общественному обсуждению проекта федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в рамках работ по апробации и внедрению ФГОС дошкольного образования.

Также предлагаем Вам оставить свой отзыв об организации, ходе и результатах проведения межрегионального семинара по обсуждению проекта Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования и проекта «дорожных карт» введения ФГОС дошкольного образования.

Фотогалерея

6—7.10.2014 — обсуждение разработанных нормативных правовых и локальных актов, направленных на обеспечение внедрения ФГОС дошкольного образования в Московской области

6 октября 2014 г. в ФГАУ «ФИРО» состоится обсуждение разработанного пакета модельных (типовых) муниципальных нормативных правовых актов и нормативных правовых актов дошкольных образовательных организаций, направленных на обеспечение перехода на ФГОС дошкольного образования. Будут рассмотрены вопросы, связанные с особенностью учета требований ФГОС дошкольного образования при организации деятельности дошкольных образовательных организаций.

7 октября 2014 г. в ФГАУ «ФИРО» состоится обсуждение разработанного порядка формирования муниципальных заданий для дошкольных образовательных организаций Московской области. Будут рассмотрены вопросы, связанные с особенностью учета требований ФГОС дошкольного образования при организации финансового обеспечения дошкольных образовательных учреждений.

Для участия необходима  предварительная регистрация, осуществляемая органами управления образованием муниципальных районов (городских округов) Московской области. Квота от каждого района составляет от 1 до 2-х человек.

Самостоятельная регистрация образовательными организациями не осуществляется.

Вебинар посвящен обсуждению вопроса о том, как помогает такой элемент развивающей среды как территория детского сада в реализации ФГОС ДО.

Время проведения: 10.00 – 12.00. Всем участникам вебинара нужно заранее пройти тестирование на подключение к нашей системе по инструкции, которая будет разослана  за день до проведения мероприятия всем зарегистрировавшимся слушателям.

Срок подачи материалов для публикации в электронном сборнике (для желающих): до 1 ноября 2014 года. Стоимость издания 1 страницы публикации — 150 рублей, минимальный объем статьи — 5 страниц.

После перехода по ссылке переключитесь на вкладку «Я не зарегистрирован в системе», в поле «Имя» введите свою Фамилию Имя Отчество и нажмите кнопку «Войти в мероприятие».

«1С:Колледж ПРОФ» представляет собой комплексное решение для управления деятельностью учреждений среднего профессионального образования, предъявляющих повышенные требования к уровню автоматизации и позволяет автоматизировать практически все уровни управленческой деятельности основных подразделений колледжа и интегрируется с типовыми решениями фирмы «1С» для бухгалтерии и отдела кадров.

«1С:Электронное обучение. Образовательная организация »  поможет образовательным организациям выполнить требования ФГОС третьего поколения в части сопровождения методическим обеспечением внеаудиторной работы студентов и обоснования времени, затрачиваемого на её выполнение, а также обеспечения студентов учебными изданиями по каждой дисциплине; улучшит показатели мониторинга образовательной организации в части доступности обучения лицам с ограниченными возможностями.

проведения электронного обучения в локальной сети организации или через Интернет, включая поддержку учебных форумов, обмен личными сообщениями и публикацию новостей; осуществления контроля и анализа результатов электронного обучения; комфортного использования в информационно-образовательной среде учебных материалов образовательных продуктов разработанных на платформе «1С:Образование «; электронных  учебных материалов открытого сайта федерального центра информационно-образовательных ресурсов, а также курсов сторонних производителей в формате СКОРМ 2004.

Система программ«1С:Образование 5. Школа» предназначена для организации и поддержки учебного процесса, включения элементов электронного (в том числе дистанционного) обучения в учебный процесс в образовательных учреждениях и активного использования электронных образовательных ресурсов на занятиях.

7.09-7.10.2014 — серия межрегиональных экспертных семинаров, посвященных результатам экспертной апробации учебно-методического обеспечения введения ФГОС дошкольного образования

В рамках выполнения работ по апробации и внедрению Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в период с07 сентября по 07 октября 2014 г. планируется проведение серии экспертных семинаров, посвященных результатам экспертной апробации учебно-методического обеспечения введения ФГОС дошкольного образования. Семинары пройдут во всех Федеральных округах России. К участию в работе экспертных семинаров приглашаются специалисты системы управления образованием; руководители и специалисты дошкольных образовательных организаций; представителей родительской общественности; авторы примерных основных образовательных программ, методических рекомендаций и программ повышения квалификации для специалистов системы дошкольного образования, эксперты в области дошкольного образования.