Современные подходы к преемственности в области развития речи дошкольников.

Автор:Киосева Елена Александровна. учитель-логопед, МДОУ детский сад общеразвивающего вида N14, Белгородская обл. г.Алексеевка.

Формирование личности человека в большой степени зависит от педагогического воздействия, от того, насколько рано его начинают оказывать. Учитывая это, детские сады (с ясельными и дошкольными группами) включены в нашей стране в систему народного образования как важнейшее из ее звеньев, служащее фундаментом для начальной, средней и высшей школы.

Детский сад имеет целью всестороннее развитие детей — физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание, которое также осуществляется и в процессе развития речи.

В настоящий момент, учитывая преемственные связи между разными возрастными группами детского сада, и реализовывая задачи по развитию речи, воспитатели внедряют в свою деятельность новые технологии работы с дошкольниками разных возрастов.

Содержание обучения речи детей раннего и дошкольного возрастов в детском саду, организация работы и основные методы обучения определены комплексной программой воспитания и обучения, реализуемой в детском саду, содержанием речи, усваиваемой ребенком раннего и дошкольного возрастов, как известно, является отраженная в его сознании, воспринимаемая его органами чувств окружающая действительность: он сам, части его тела, близкие люди, комната, где он живет, внутреннее помещение детского сада, где он воспитывается, двор, парк, ближайшие улицы, город; процессы труда людей, природа — неживая и живая.

В содержание речи дошкольников включаются этические понятия, связанные с понятием долга человека в отношении окружающих людей, природы; явления общественной жизни, праздники. Поэтому любая комплексная программа воспитания и обучения в детском саду объединяет работу по развитию речи с работой по ознакомлению детей с окружающим, а также с художественной литературой и определяет формы этой работы. В программе Васильевой названы две основные формы обучения речи: первая — работа по развитию речи детей в свободном общении их с воспитателем, со всеми другими работниками детского сада, в общении детей друг с другом; вторая — специальные занятия по развитию речи.

Свободное речевое общение ребенка в детском саду происходит: а) в быту (утренний, вечерний туалет, прием пищи и т. д.), б) во время прогулок; в) в процессе игр, г) при ознакомлении с окружающим (общественной жизнью и природой во все времена года); д) в процессе труда (хозяйственно-бытового, ручного, труда в природе); е) во время праздников и развлечений; ж) во время неречевых специальных занятий: по формированию элементарных математических представлений, рисованию, лепке, конструированию, физкультуре, музыкальных.

Специальные занятия по развитию речи вводятся на третьем году жизни ребенка, чтобы сделать его более способным к усвоению речи в свободном общении, к усвоению речи как средства общения и познания, так и средства регулирования собственного поведения. На занятиях ребенок учится соотносить свои речевые действия с образцом, показываемым воспитателем, и с его словами (что делать? и как делать?), учится выполнять учебные действия совместно с другими детьми: вместе слушать объяснение, рассказ, музыку, вместе смотреть картинки, диафильмы; учится беседовать, принимать участие в дидактической игре, вместе петь; он привыкает сосредоточивать внимание на определенном объекте, сдерживаться, говорить по очереди. На занятиях дети получают новые знания (вместе с новыми словами и грамматическими формами, обозначающими отношения между явлениями действительности), приучаются выполнять учебную работу в соответствии с данными словесными указаниями; учатся оценивать свою работу. На занятиях детей приучают быть дисциплинированными. В «Программе. » содержание специальных занятий по развитию речи для каждой возрастной группы детей дается под рубриками: «Ознакомление с окружающим и развитие речи», «Ознакомление с природой и развитие речи», «Развитие речи», «Художественная литература», «Родной язык».

На занятиях по ознакомлению с окружающим и с природой наблюдаемые детьми предметы и явления, их действия, признаки, отношения составляют объекты «изучения», а речь воспитателя, родителей, называющего то, что дети видят, является единственным источником обогащения их лексики, своеобразным стимулятором развития их речи, диалогической и монологической.

На занятиях по ознакомлению с художественной литературой основным источником обогащения речи детей становится текст художественного произведения, который воспитатель читает или рассказывает детям, а дополнительным источником остается речь самого воспитателя, комментирующего текст.

Занятия, обозначенные в программе воспитания и обучения в детском саду как «Развитие речи», имеют целью помочь детям «заметить» их собственную речь, отнестись к ней как к объективно существующему явлению и постепенно научиться оценивать качество речи. На занятиях, носящих название «Родной язык» и проводимых только в подготовительной к школе группе, даются начатки грамоты.

Понятие метода обучения речи, закономерности усвоения родной речи, как уже сказано, состоят в том, что речь усваивается интуитивно (неосознанно) в процессе развития ряда способностей:

1) способности человека заставить работать мускулатуру своих органов речи — артикулировать звуки речи, модулировать элементы интонации, просодемы и слышать их;

2) способности соотносить комплексы звуков и интонации с внеязыковой реальностью, т. е. понимать их как смысловые элементы речи;

3) способности соотносить смысловые элементы речи со своими чувствами, т. е. оценивать их;

4) способности запоминать традицию сочетаемости смысловых и оценочных элементов речи в процессе общения, познания, речевой регуляции и планирования поведения человека. Речь ребенка обогащается быстрее и его психика развивается разностороннее, если воспитатели ставят его в такие условия, когда естественная речевая деятельность проходит более интенсивно. Основным условием ускорения развития речевой деятельности является применение различных методов обучения речи, построенных на принципах лингводидактики.

Методом обучения называют действия обучающего и обучаемого, выполняемые с целью передачи знаний от одного к другому.

Для дошкольного периода развития речи характерны практические методы: метод имитации, метод разговора (беседы), метод пересказа, метод рассказывания (сочинения).

Игра – основной вид деятельности дошкольников, поэтому занятия, проводимые с детьми должны быть выстроены в форме игры, во всем разнообразии (словесные, дидактические, развивающие), объединенные одним сюжетом и подчиненные конкретной теме занятия, его целям. Главная задача этих игр – дать детям возможность применить имеющиеся знания и навыки. [37, 12]. Возникает вопрос, в чем же заключается новый подход к организации занятий по развитию речи? Прежде всего, это организация деятельностного восприятия учебного материала и его озвучивание. Например, в младшем возрасте игре ребенка предшествовала исследовательская деятельность, дети берут в руки игрушки, сначала обследуют, затем с помощью взрослого рассказывают о ней. Во время игр предметных дети перекладывают, бросают, показывают, подталкивают, ощупывают, заводят, наблюдают предметы и называют их качества, действия. При этом воспитатель должен разговаривать с ребенком, задавать ему наводящие вопросы. «Какой это шарик? маленький? синий?», «Эта машина едет? остановилась?», «Как сигналит автомобиль? паровоз? пароход?» — спрашивает взрослый. Ребенок, отвечая, повторяет то, что подсказал в своем вопросе воспитатель: «Маленький», «Едет», «Би-би!», «Ту-ту!», «Гу-у-у!» Тем самым расширяется лексика ребенка. Помогая ребенку «строить», воспитатель называет предмет, который они строят, его части, называет свои действия, необходимые для достижения результата строительства.

В старших группах любое занятие начинается с исследовательской деятельности, поэтому применение такой педагогической технологии, как исследовательская деятельность – одна из составляющих любого занятия.

Широкое применение в обучение детей получила такая технология, как знаково-символическая деятельность (моделирование). Этот прием помогает педагогам наглядно обозначить элементарные связи и отношения между предметами, объектами действительности. Использование таких обозначений (модель) в младших группах детского сада позволяет обобщить ребенку свой непосредственный опыт, так как основными средствами, которыми ребенок овладевает в данный период, являются сенсорные эталоны, обогащение словаря и др.

Для обучения составлению описательного рассказа в средних группах педагоги используют схему – план, разработанную Т.Ткаченко и Л.Ефименковой. Например, для описания предметов в скобках изображены следующие символы:

  1. Цвет – красное, желтое, синее, зеленое цветовые пятна.
  2. Форма – геометрические фигуры
  3. Величина – две игрушки контрастной величины (большой и маленький). Кроме понятий «большой - маленький», педагоги используют «высокий - низкий», «длинный - короткий», «толстый - тонкий».

В старших группах в схему – план педагоги добавляют:

  1. Материал – металлическая, пластиковая, дерево и др;
  2. Часть предмета – если игрушка цельная и не разбирается (мяч, кубик), этот пункт опускается;
  3. Действия с игрушкой - изображена часть кисти с разведенными пальцами. Поскольку манипуляции с предметами могут быть самыми разнообразными, важно при объяснении этого пункта детям использовать антонимы и другие приемы расширения глагольного словаря детей.

В процессе развития речи детей старших и подготовительных групп используются специальные предметно – схематические модели. При формировании у детей представлений о слове и предложении детей знакомят с графической схемой предложения. Педагог сообщает, что не зная букв, можно писать предложение. Отдельные черточки в предложении это слова. Детям можно предложить построить предложение (Наступила холодная зима. Дует холодный ветер).

Для словесного анализа предложений в подготовительных группах воспитатели используют модель «живые слова». Сколько слов в предложении столько педагог и вызывает детей. Дети встают по порядку в соответствии с последовательностью слов в предложении.

Педагоги дошкольных образовательных учреждений, учитывая важность проблемы развития речи основываясь на метод проектной деятельности определили цели, задачи, реализуемые в каждой возрастной группе, обозначили условия для становления связной речи.

Для развития речи детей дошкольного возраста используется педагогами такая методика, как сказкотерапия. Сказкотерапию рекомендуют проводить один раз в неделю. В младшей и средней группах длительность сказкотерапии 15 – 20 минут. В старшей и подготовительной группе 25 – 30 минут.

При проведении сказкотерапии в младших и средних группах используются в основном такие приемы как словесно – режиссерская игра, психогимнастика, словесное комментирование, совместная словесная импровизация – учить продолжать предложения воспитателя, дополняющие описание эмоционального состояния героев (дети будят Буренку). В старших группах используют такие же методы, но усложняют задания, интересно выполняются детьми такие задания как пантомимические этюды, упражнения на ритмизацию и др.

В младших группах детского сада эффективно используется такая технология, как «Погружение», в старших группах использование этой технологии усложняется тем, что «погружение» происходит конкретно в тему или предмет.

В практике воспитатели ДОУ считают проведение интегрированных занятий. которые повышают интерес у детей к содержанию задач занятия. Целью таких занятий является познавательное развитие детей, их коммуникативных способностей, реализации потребностей в самовыражении в творческих видах деятельности: рисовании, драматизации, игре, речевом и музыкальном творчестве. В результате происходит быстрое овладение чтением, богатая речь, и грамотное письмо в школе, эффективная социализация детей в современном обществе. Интеграция происходит по нескольким направлениям:

  1. Развитие речи.
  2. Ознакомление с окружающим.
  3. Подготовка к обучению грамоте.
  4. Продуктивная деятельность.

Интеграцию этих направлений происходит по тематическому принципу. Вкачестве основой тем выступают времена года («Осень», «Зима», «Весна», «Лето»), на основе которых создается календарное планирование, где каждое занятие представляет собой подтему основной темы.

В младшей и средней группах содержание занятий основывается на разделе ознакомление с окружающим миром, который интегрируется с развитием речи, включающим обогащение словаря, развитие грамматической стороны речи, фонематического слуха. В каждое такое занятие включен какой – либо вид продуктивной деятельности: создание коллективной работы с использованием оригами, придумывание продолжения сказки по прослушанному фрагменту музыкального произведения, придумывание и изображение характеров героев через движение, атрибуты, создание конструкций из строительного и подручного материала и т. д.

В старших группах тематическое и календарное планирование строится по сезонам, но основным разделом является подготовка к обучению грамоте, которая интегрируется с разделами по развитию речи, ознакомлением с окружающим и продуктивной деятельностью, и интегрированные занятия включают задания с решением проблемных ситуаций, создание в подгруппах детей собственных проектов в рамках одной темы, что применяется в сюжетно – ролевых играх. В старших группах воспитатели создают условия формирования грамотного письма в школе: развиваются фонематический слух и умение анализировать звуковую сторону речи, формируется мотивация чтения, закладываются основы правильного чтения (все дети овладевают слоговым чтением, а некоторые начинают читать целыми словами) и грамотного письма, укрепляются мышцы кистей рук и совершенствуется мелкая моторика, продолжается формироваться произвольность, дошкольники получают первые навыки работы в тетради. При этом интегрированные занятия должны сохранять форму увлекательной игры.

Одной из наиболее важных, используемых педагогами на занятиях по развитию речи, является использование новых здоровьесберегающих технологий (психогимнастика, групповое творчество, драматизация, театрализованные игры), которые направлены на снятие эмоционального напряжения, регулирование нагрузок у детей.

Специально организованная система занятий с детьми должна реализовать такие новообразования в их психическом развитии, которые аккумулируют все достижения предшествующих периодов, способствуют включению ребенка в начальный виток систем новых для него социальных отношений к взрослому, к знаниям, процессу их приобретения, к себе как субъекту деятельности, в том числе и учебной. В основе построения таких знаний лежатновые педагогические технологии, формы и методы обучения.