Скачать:

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ВОСПРИЯТИИ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ

Золотарева Надежда Михайловна, музыкальный руководитель и учитель музыки МОУ прогимназии «Радость» г. Серпухова Московской области

Известно, что в повседневном общении люди пользуются не только языком слов, но и языком движений. По движе ниям, их характеру, динамике, размаху, по осанке челове ка можно судить о его эмоциональном состоянии, отноше нии к окружающим, желании воздействовать на них, и даже о личностных свойствах и профессиональной принадлежно сти. Можно сказать, что каждая «единица» языка движений несет какую-либо информацию, то есть имеет некоторое значение.   С древних времен народ выра жал, осмысливал в танце свои представления о природе, жизни, взаимоотношениях между людьми, рассказывал о происходящих событиях. Несмотря на то, что в ходе развития отдельные выразительные движения видоизменя лись, заострялись, становились все более условными, тем не менее, они не превратились в бессмысленные «схемы»; в каж дом из них можно увидеть то или иное значение. «Само движение несет определенное содержание, имеет толь ко ему присущую образность, которую можно усилить или ослабить. но нельзя изменить на противоположную» [Ло пухов Ф. В. «Хореографические откровенности», с 27].   Музыкальное движение можно считать ведущим видом музыкальной деятельности в дошкольном детстве. Это определяется заключенными в нем возможностями разностороннего развития ребенка, которые, в свою очередь, связаны с движением как «способом жизни» дошкольника вообще. Музыкальное движение приносит ребенку ни с чем не сравнимую радость, развивает его физически, является наиболее адекватным возрасту способом становления музыкальности.

Музыкальное движение может рассматриваться как в широком, так и в узком значении.

    В широком значении это понятие объединяет все виды движения, связанного с музыкой, - это народный, бытовой и сценический танец, ритмическая гимнастика, аэробика и т.д. В узком значении это метод музыкального движения, который был разработан в России в 20-30-х годах ХХ века – на основе систем Ф. Дель Сарта, Э.Жак-Далькроза и художественной деятельности А.Дункан отечественными педагогами С.Д.Рудневой, Л.С.Генераловой, Э.М.Фиш и психологами Г.А.Ильиной, А.В.Пасынковой и др.

Суть метода состоит в экстериоризации (психологическое понятие, означающее переход действий из внутренней, свернутой формы в форму развернутого действия) музыкальных эстетических переживаний с помощью свободных, естественных пантомимических движений. Язык естественных выразительных движений прост и доступен детям любого возраста, понятен им и не требует специального длительного обучения. Эмоциональные состояния, возникающие под влиянием музыки и сюжета (если таковой имеется), приобретают внешнее выражение, становятся управляемыми; в результате создаются условия для реального формирования главной составляющей музыкальности – эмоциональной отзывчивости на музыку.  В то же время музыкальное движение является и средством анализа  музыкального произведения, его содержания, ритмической структуры. И потому служит приоритетным, с точки зрения развития чувства ритма и музыкального мышления, видом музыкальной деятельности.

В структуре музыкального движения выделяют три части:

1) Основные движения – все виды шага, бега, прыжков;

2) Поставленные педагогом музыкально-образные этюды и танцы;

    Творческие этюды.

Две первые являются подготовительными: они позволяют детям накопить музыкально-двигательный опыт, опыт соотнесения движений с музыкой разного характера, а также воплощения в свободных выразительных движениях образов реального мира и музыкально-художественных образов. В музыкально-ритмическом движении на образную музыку становление творческих спо собностей у дошкольников может проходить чрезвычайно плодотворно. Ведь воздействие музыки на развитие воображения происходит прежде всего и процессе ее восприятия, которому присущ творческий ха рактер. Специфика движения под музыку проявляется в том, что художественные образы воп лощаются с помощью выразительных движений исполните лей, без каких-либо словесных пояснений. Это в полной мере отвечает двигательной природе детского воображения, для которого характерно действенное воссоздание образов детьми «при посредстве собственного тела» [Л.С.Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте», с. 63]. Из этого следует, что в процессе музыкально-ритмического движения творческое воображение может раз виваться эффективнее, чем в других видах детской музы кальной деятельности. Формирование у дошкольников двигательного творчества пре дусмотрено Программой музыкального воспитания в детс ком саду (по разделу «Музыкально-ритмические движе ния»). При этом в качестве средства подготовки детей к твор честву призвано выступать обучение. Наблюдения выявляют, что дошкольники, которых обу чают по традиционной методике, несмотря на средний уро вень развития у них музыкальности и двигательных навы ков, тем не менее в подавляющем большинстве случаев ока зываются неспособными к выполнению творческих заданий: либо отказываются от таких заданий, либо пытаются выпол нить их, но не показывают творчества. В таких случаях дет ские двигательные импровизации бедны и однообразны, дви жения, которые в них используются, стереотипны и неори гинальны; сами дошкольники мало эмоциональны, скованы, они буд то боятся отступать от выученных образцов и не могут при думать собственных вариантов движений.

Вероятно, причина подобных явлений заключается преж де всего в том, что в процессе обучения дети механически заучивают движения, выразительные значения которых им не разъясняют. В результате дети оказываются лишенными той содержательной «опоры», которая способствует осмыс лению и яркой выразительности исполнения и созда нию творческих композиций. Кроме того, несмотря на относительное соблюдение ди дактического принципа «от простого к сложному», обуче нию не достает продуманной систематичности. Исходя из сказанного, можно предположить, что развитие музыкально-двигательного творчества будет более эффективным, если систематически вводить творческие задания в процессе восприятия детьми музыкальных произведений. Эта работа поможет приучить детей вслушиваться, осмысленно подходить к восприятию любого музыкального произведения, и как результат, поможет детям создавать свободные двигательные образные импровизации на звучащую музыку. Обучение языку движений с целью формирования у дош кольников творчества в танце может быть эффективным только на основе полноценного музыкального материала. Музыка должна активизировать фантазию ребенка, направ лять ее, побуждать к творческому использованию вырази тельных движений и в то же время  быть высокохудожественной, оказывать воспитательное воздействие, приобщать к культурному музыкальному наследию. Таким музыкальным материалом является классические музыкальные произведения.

В процессе развития музыкально-двигательного творчества у старших дошкольников при восприятии классической музыки ставится

Ц ЕЛЬ:

    Развитие творческих способностей  дошкольников. Приобщение детей к мировому классическому музыкальному наследию. Музыкально-эстетическое воспитание как основа музыкально-эстетической культуры детей.

Для достижения поставленной цели в ходе подготовки и проведения занятий решаются следующие ЗАДАЧИ:

    Обучение детей творческому осмыслению образного содержания, воплощаемого ими в танце на основе восприятия классической музыки. Стимулирование творческой активности, свободы, эмоциональной раскованности. Развитие воображения и ассоциативного мышления.

Для реализации поставленных целей и задач я руководствуюсь следующими методическими принципами:

    Принцип деятельности.  На занятии ребенок находится в постоянном процессе открытия новых знаний, способов действий, самореализации. Действие (игра) – способ познания, переживания, сопричастности как со стороны ребенка, так и со стороны педагога. Принцип вариативности.  Ребенку предоставляются возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора решения проблемных ситуаций. Основное методическое правило – ребенок всегда прав, если может объяснить свою точку зрения. Принцип креативности  (организации творческой деятельности). Педагог провоцирует и поощряет творческую активность детей, создавая ситуации, в которых каждый ребенок становится артистом и реализует свое творческое начало через коллективную и индивидуальную деятельность. Принцип гуманности.  Любовь к жизни, любовь к искусству, любовь к ребенку. Без этого триединства невозможно формирование личности, невозможно создание творческой атмосферы на занятиях, каждое из которых должно стать для ребенка единственным и неповторимым.

На занятиях по развитию музыкально-двигательного творчества у старших дошкольников  при восприятии классической музыки используются традиционные методы обучения.