3 Развитие самооценки у дошкольника

Ведущую роль в формировании самосознания дошкольника играет внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная форма общения со взрослым, а также интенсивное развитие общения с Однолит ткамы Общение становится той сферой действительности, которая аккумулирует все психические функции ребенка: его внимание, восприятие, память, мышление, эмоции Психика и личность ребенка приобретает именно тех качеств, которые необх и дни ей для обеспечения общения со взрослыми и ровесниками В самосознания появляются те свойства, отражающие роль и место ребенка в общении и позволяют регулировать его Как подчеркну вал С Л Рубинштейн, \"не существует\" я \"вне отношением к\" ты \", и не существует самосознания без осознания другого человека как самостоятельного субъекта\" [129, с 636] Дошкольник в процессе общения получает от и Других значительное количество регулирующих воздействий: оценок, замечаний, одобрений Впоследствии сама начинает выражать их партнерам Так у ребенка накапливается информация о том, что ей удалось лучше, что вызвало сх свержению, что - наоборот - делать не стоит Все более четкими и объемными становятся представления о себе, в частности о своих возможностях Если в раннем возрасте самоотношение ребенка было преимущественно положительным и Негно чким в различных ситуациях деятельности, то у дошкольника оно все больше зависит от конкретных успехов в деятельности и меняется чаще В 3-4 г ребенок только начинает выделять некоторые умения, лич тесные и познавательные черты, так завышает свои возможности в достижении результата, почти не умеет находить ошибки по сравнению с образцом Стремление взрослого привлечь внимание малыша к его недостаткам с принимается последнее негативно как обобщенная личностная оценка со значением \"плохой\" При развитого опыта общения ребенок в 5 г знает о своих умениях, имеет некоторое представление о познавательных м ожливости, личностные черты, адекватно реагирует на успех и неудачу В 6-7 р дошкольник осознает свои физические, личностные и умственные возможности, оценивает их правильнні, особистісні та розумові можливості, оцінює їх правильно.

На основе знаний и мыслей о себе у дошкольника развивается сложный компонент самосознания -самооценка Она во многом зависит от того, как ребенка оценивает взрослый Чем точнее и аргументированней оценочная действие взрослого, тем благоприятнее условия формирования самооценки Оценка взрослого ребенка должна иг Ават стимулирующую роль, мобилизовать усилия ребенка на получение результата Заниженные оценки взрослых имеют самые негативные последствия, снижают самостоятельность и инициативность ребенка Впоследствии сформировано представление о собственных действиях помогает дошкольнику критически относиться к оценкам взрослых и в определенной степени противостоять им в случае тормозного их влияния на развитие личности Старшие дошкольники самостоятельно вм иють анализировать результаты своих действий, отделяют себя от оценки другогоншого.

Общение со сверстниками начинает играть все более весомую роль в процессе развития самосознания дошкольника В раннем возрасте ребенок видел во взрослом, прежде всего, партнера, теперь - ребенок ориентируется на взрослого как на образец, которого трудно достичь Позиция взрослым лого не позволяет ребенку применять для его деятельности оценочных действий время партнера дети начинают видеть в своих ровесниках, между ними возникает обмен оценками, а на их основе развивается способность ь видеть себя со стороны, с позиции другого Растет значимость оценок сверстников Формирование способности к оценке товарищей опережает и стимулирует формирование самооценки К ровесника ребенок требовательна и в ценю его объективно, чем себя Она находит ошибки и недочеты в работе товарища в то время как аналогичные ошибки у себя не замечает К концу дошкольного возраста умения оценивать работу ровесника переносятся на собственную деятельностьяльність.

Растет ориентация ребенка на анализ деятельности и ее результатов как основу оценки ровесника В младших дошкольников взаемооцин-ки более субъективные, определяются эмоциональным отношением друг к другу Ди идти почти не могут обобщать действия товарищей в разных ситуациях, не умеют различать их личностные качества (Т О Репина) Положительные и отрицательные оценки сверстников распределяются равномерно В старших дошкольников преобладают позитивные Наиболее чувствительны к оценкам сверстников дети 4,5-5,5 лет Высокого уровня достигает умение сравнивать себя с товарищами у детей 5-7 лет, богатый опыт индивидуальной деятельности помогает им критически оценивать действия сверстников [153, с 217, с. 217].

Оценке ровесников подлежат прежде всего те сферы деятельности детей, которые выполняются ими совместно Первыми дети учатся отличать те свойства товарищей, от которых зависит успешность их спилкув ния и сотрудничества: игровые умения, умения продуктивных видов деятельности, изобретательность, выдумка, способность учитывать предложения товарищей В оценках сверстников дети учитывают, как они выполняют в имогы взрослых: не бить никого, слушаться воспитательницу, мамму.

На формирование самооценки влияет отношение дошкольника к ровесникам Выделяют три позиции дошкольника в отношении сверстников

1 Эгоистичный позиция которая заключается в том, что ребенку безразличны другие дети, а ее интересы сосредоточены на предметах, в частности игрушках, из-за которых возникают споры и конфликты

2 Конкурентное позиция проявляется, когда сверстники интересуют ребенка только как средство самоутверждения ради одобрение и поощрение взрослого дошкольник пытается быть послушным, хорошим, никого не кри ивдиты Оценка других детей неадекватна, потому играет роль своеобразного фона, на котором ребенок стремится показать свои преимуществаги.

3 ребенка с гуманной позицией положительно относится к товарищам, хорошо знает их интересы, настроения и желания, охотно, по собственной инициативе делится тем, что имеет, помогает другим не в расчете на похвал лу, а потому что получает от этого радость и удовлетворение Гуманная позиция в отношении сверстников наиболее благоприятна для формирования адекватной самооценкики.

На основе опыта оценки товарищей у ребенка формируется самооценка Характерной для дошкольника является завышенная самооценка, сопровождаемая положительными эмоциями Преобладание положительных самооценок в дошкиль ьникив играет защитную функцию, предохраняя незрелую личность ребенка от разрушительного воздействия отрицательных эмоцийій.

Стремление к одобрению со стороны взрослых порождает у ребенка хвастовство, желание подчеркнуть наиболее выигрышные свои свойства, привлечь внимание к ним Младшие дошкольники оценивают себя в абсолютных величинах: \"ловкий,\" лучше играю в разные игры \"Средние дошкольники приписывают высокие оценки наиболее популярным ровесникам, или тем, к кому они относятся лучше При этом такие оценки даются с учетом ситуации: «сегодня я добрый, потому добрые не пришли в детский сад\" У старших дошкольников представления о себе более точное и дифференцированное: \"я старательный, но не очень\" \"я стараюсь, когда составляю домик из кубиков, леплю грибочек\" В самооценках возникают ссылки на примеры из поведения: \"Я, наверное, не очень умная, умный Женя - он всегда первый на занят тях соответствуетзумніший Женя - він завжди перший на заняттях відповідає"

[146, с 60-61]

Нередко дети гордятся качествами, которыми не обладают, рассказывают о вымышленных достижения Это происходит по нескольким причинам (Р Х Шакуров) Приписывая себе определенную черту, ребенок ориентируется, насампере ед, на ее обобщенное положительное оценочное значение \"хороший\", а не на содержание этого качества Кроме того, дошкольник не может в полной мере разобраться в своем психической жизни и осознать свои свойства Бывает есть, что потребность в эмоциональной поддержке и одобрении со стороны взрослого настолько обострена, что ребенок приписывает себе те черты, за которые ее похвалятякі її похвалять.

Постепенно у детей возрастает способность мотивировать самооценку, изменяется содержание аргументов В 4-5 г аргументом самооценки выступает оценка окружающих, прежде всего, взрослых: \"я хороший, потому что меня вы ихователька хвалит \"В 5-7 г положительную самооценку дети объясняют с точки зрения наличия у себя нравственных качеств:\" я хороший, потому делюсь игрушками с другими \"Старшие дошкольники пытаются осмыслить мотивы с воих и чужих поступков Они начинают объяснять собственное поведение, опираясь на свои знания и опыт время даже в 6-7 р не все дети могут мотивировать самооценку (Т О Репина) Заключение о развитии самооценки у дошкольникавиток самооцінки у дошкільника:

- ведущую роль в формировании самосознания дошкольника играет общение со взрослым, а также интенсивное развитие общения со сверстниками;

- предпосылкой возникновения самооценки является формирование у ребенка представлений о себе на основе информации, поступающей от партнеров по общению;

- ведущую роль в возникновении самооценки играет совместная деятельность и общение с ровесниками;

- самооценка тесно связана с оценкой ребенка взрослым, оценками ребенка по ровесника и ровесника отношении ребенка;

- содержанием взаимооценок и самооценок выступают умения, возможности, свойства детей;

- на протяжении дошкольного возраста характерна завышенная самооценка, которая служит защитным фактором для незрелой личности ребенка;

- растет объективность, аргументированность, дифференцированность, мотивированность оценок и самооценок

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter