Игровые технологии как средство познавательного и коммуникативного развития дошкольников

1 слайд

Игровые технологии в ДОУ как средство познавательного и коммуникативного развития дошкольников.

«Игра порождает радость,

свободу, довольство, покой в себе

и около себя, мир с миром».

Фридрих Фребель.

Игровая технология - один из видов педагогических технологий.

2 слайд

Технологический подход – одно из средств обобщения и систематизации опыта педагогических инноваций, авторских школ и учителей – новаторов, результатов психолого-педагогических исследований.

3 слайд

Строится игровая технология как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

4-7 слайды

Педагогическая игра обладает существенным признаком- чётко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами. Выделяются следующие виды игр: По характеру деятельности: физические – интеллектуальные, имитационные-неимитационные, трудовые-рекреационные, социальные- управленческие, спортивные-психологические; по характеру педагогического процесса: обучающие, познавательные, репродуктивные, коммуникативные; по игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, оргдеятельностные, эвристические, имитационные, драматизация, тренинговые.

8-10 слайд

Главные черты присущие игре: свободная развивающая деятельность, творческий характер, эмоциональная преподнятость, наличие прямых и косвенных правил.

11-12сл

Игра как метод обучения: -в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

-как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

- в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля) ;

-как технологии свободной деятельности.

13-14

В структуру игры входит: -Целеполагание,

-Планирование,

-Реализация цели,

-Анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

15-16

В процессе игры выполняются следующие функции:- развлекательная (это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес) ;

-коммуникативная: освоение диалектики общения;

-самореализация в игре как полигоне человеческой практики;

-игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

-диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

-функция коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

-межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

-функция социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

17-19 слайд

Игра является ведущим видом детской деятельности. Она наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования, направленное на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.

Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них. У ребенка формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.

20-21 сл

Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого педагога.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов.