Парциальные программы по музыкальному воспитанию Общее музыкальное развитие

Муниципальное дошкольное учреждение – детский сад №44 «Колокольчик»

Сообщение на городском методическом объединении музыкальных руководителей ДОУ по теме:

Обзор парциальных программ

по музыкальному воспитанию дошкольников

Музыкальный руководитель

Ивлева Елена Евгеньевна

г. Серпухов

Парциальные программы по музыкальному воспитанию

Общее музыкальное развитие

ГАРМОНИЯ К. Л. Тарасова, Т. В. Нестеренко, Т. Г. Рубан

ЛАДУШКИ И. Каплунова, И. Новооскольцева 3-7 лет

МАЛЫШ В. А. Петрова 2-3 года

КАМЕРТОН Э. П. Костина 2-7 лет

Художественно-эстетическое воспитание

КРАСОТА.РАДОСТЬ.ТВОРЧЕСТВО Т. С. Комарова, А.В.Антонова, М.Б.Зацепина 2-7

СИНТЕЗ К. В. Тарасова, М. Л. Петрова, Т. Г. Рубан 4-7 лет

МУЗЫКА, ДВИЖЕНИЕ, ЗДОРОВЬЕ Т.Ф.Коренева 6-7 лет

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ «ХОРЕОГРАФИЮ» А.А.Матяшина 5-7 лет

РИТМИЧЕСКАЯ МОЗАИКА А.И.Буренина 4-9 лет

ТОП-ХЛОП, МАЛЫШИ Т. Н. Сауко, А. И. Буренина 2-3 года

Народные традиции

МУЗЫКАЛЬНАЯ НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА Д.А.Рытов 4-10 лет

ПРОГРАММА ПЕРВРНАЧАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОСВОЕНИЯ РЕБЁНКОМ РУССКИХ ТРАДИЦИОННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ И О СЕБЕ М.Л.Космовская 5-7 лет

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШЕДЕВРЫ О. П. Радынова 3-7 лет

Эмоциональное развитие

МИР МУЗЫКИ И РЕБЁНОК В НЁМ А.В.Шумакова 6-7 лет

МУЗЫКА – ХРАНИТЕЛЬНИЦА ЭМОЦИЙ А.В.Шувалова 7 лет

СТУПЕНЬКИ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Е.А.Дубровская 5-7 лет

Элементарное музицирование

ЗВУК – ВОЛШЕБНИК Т.Н.Девятова 7 лет

ИГРАЕМ В ОРКЕСТРЕ ПО СЛУХУ М. А. Трубникова 3-6 лет

ОРКЕСТР В ДЕТСКОМ САДУ Л.Р.Меркулова 6-7 лет

ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Т.Э. Тютюнникова 6-7 лет

Обзор парциальных программ

по музыкальному воспитанию дошкольников

ПРОГРАММА «ГАРМОНИЯ»

К. Л. Тарасова, Т. В. Нестеренко, Т. Г. Рубан

Цель программы - общее музыкальное развитие детей, формирование у них музыкальных способностей во всех доступных для них видах деятельности. Содержание программы определяется логикой становления музыкальных способностей в дошкольном детстве на каждом его этапе. Оно включает все основные виды музыкальной деятельности, доступные детям дошкольного возраста: слушание музыки, музыкальное движение, пение, игру на детских музыкальных инструментах, музыкальные игры-драматизации. Центральное место в программе отведено формированию музыкального творчества у детей и импровизационному характеру занятий. Музыкальный репертуар программы подобран на основе сочетания высокохудожественных и доступных детям произведений классической, современной и народной музыки разных эпох и стилей и организован по блокам тем, доступных и интересных детям. Он полностью представлен в хрестоматиях музыкального репертуара и частично в записях на аудиокассетах.

Рекомендована Министерством образования РФ.

ПРОГРАММА «ЗВУК – ВОЛШЕБНИК»

Т.Н.Девятова

Программа предназначена для старшего дошкольного возраста. Цель программы: развивать интерес к эстетической стороне действительности, потребность детей в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность в воплощении художественного замысла. Курс программы рассчитан на 1 год при проведении занятий 1 раз в неделю и разделён на четыре этапа, состоящих из нескольких тем.

Первый этап начинается с изучения немузыкальных звуков окружающей среды. Второй этап способствует созданию детьми простейших инструментов по образцу, воспроизведение ритмического рисунка песенок, попевок, потешек. На третьем этапе дети самостоятельно выбирают и изготовляют инструмент для предлагаемого педагогом музыкального произведения. Четвёртый этап – повторение названий музыкальных инструментов, созданных детьми и закрепление навыков игры на них.

ПРОГРАММА «ИГРАЕМ В ОРКЕСТРЕ ПО СЛУХУ»

М. А. Трубникова

Цель программы - обучение детей трех - шести лет подбору мелодий по слуху и игре на детских музыкальных инструментах (в ансамбле, оркестре). Программа отличается принципиально новой методикой обучения детей игре на музыкальных инструментах, строящейся на подборе мелодий по слуху. Наряду с развитием музыкального слуха (тембрового, звукового, мелодического) и чувства музыкального ритма в программе комплексно решены вопросы общего развития ребенка как личности. Музыкальный репертуар программы составляют произведения классической, современной и народной музыки, в том числе и новые, специально написанные для этой программы.

Рекомендована Министерством образования РФ.

ПРОГРАММА «КАМЕРТОН »

Э. П. Костина

Цель программы – разностороннее и полноценное музыкальное образование (развитие, воспитание, обучение) детей от рождения до семи лет, соответствующее их возрастным возможностям. Программа разработана на основе теоретических положений отечественной школы музыкального воспитания дошкольников, основоположником которой признанно в России считается Н. А. Ветлугина.

Новый компонент – анализ качества освоения ребёнком программы, позволяющей музыкальному руководителю своевременно выявить у него затруднения и оказать коррекционную помощь. Принципиально новы задачи, не характерные для программы музыкального воспитания детей; в заключение каждой ступени изложены ориентиры воспитания и развития ребёнка, которые успешно реализуются в процессе овладения им музыкальной деятельностью: задачи воспитания нравственной сферы ребёнка, развитие способностей, познавательных процессов, личностных новообразований.

ПРОГРАММА «ЛАДУШКИ»

И. Каплунова, И. Новооскольцева

Программа ориентирована на возраст детей от 3 до 7 лет. Цель программы – музыкально-творческое развитие детей в процессе различных видов музыкальной деятельности: музыкально-ритмических движений, инструментального музицирования, пения, слушания музыки, музыкально-игровой деятельности (плясок, игр, хороводов).

Основная задача программы – введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой. Основные методические принципы: создание непринужденной обстановки, целостность подхода в решении педагогических задач, соотнесение музыкального материала с природным, народным, светским и частично историческим календарем.

Программа включает в себя разработку музыкальных занятий на каждый месяц, а также поурочные конспекты. Наличие выписанного музыкального материала и аудиозаписей устраняет проблему поиска нотного и аудиоматериала. Музыкальный материал, данный в программе, не обязателен для педагога. Можно использовать любые произведения, лишь бы они были доступны детям для восприятия. Предлагается много интересных идей. Также авторы приводят параметры для диагностирования детей по программе «Ладушки».

ПРОГРАММА «МАЛЫШ»

В. А. Петрова

Это новая программа по музыкальному воспитанию детей раннего возраста (третий год жизни). Программа предусматривает развитие музыкальных способностей у детей третьего года жизни во всех доступных им видах музыкальной деятельности, способствует их приобщению к миру музыкальной культуры, высоким духовным ценностям. Основу программы составляют произведения классического репертуара, богатый диапазон которого предполагает свободу выбора педагогом того или иного музыкального произведения с учетом уровня подготовки и развития конкретного ребенка. В программе значительно обновлен репертуар музыкальных игр.

В программе предусмотрены материалы по работе с воспитателями и родителями.

Рекомендована Министерством образования РФ.

ПРОГРАММА «МИР МУЗЫКИ И РЕБЁНОК В НЁМ»

А.В.Шумакова

Цель программы: развивать музыкально-эстетическое сопереживание как основу музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста. Смысл программы в том, что ведущей ценностью музыки выступает эмоциональный мир человека.

Содержание программы ориентировано на развитие основ музыкально-эмоциональной сферы и культуры чувств ребёнка. Оно реализуется в разделе слушания музыки. Содержательный аспект программы выстраивается по спиралевидной структуре: от осмысления своего эмоционального состояния, рождённого музыкой, к пониманию эмоционального состояния другого человека.

ПРОГРАММА «МОСКВИЧОК»

Л.В.Куцакова, С.И.Мерзлякова

Программа раскрывает задачи и содержание работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников от 3 до 7 лет. Цель программы: воспитывать эстетическую культуру и развивать детское художественное творчество. Программа предусматривает использование синтеза искусств и деятельностей, что позволяет подводить детей к целостному осмысленному восприятию конкретных явлений, событий, чувств. Методика программы строится так, чтобы в процессе её усвоения ребёнок приобретал новые знания, умения через собственный опыт.

ПРОГРАММА « МУЗЫКА, ДВИЖЕНИЕ, ЗДОРОВЬЕ»

Т.Ф.Коренева

Программа рассчитана на дополнительные занятия по ритмике с детьми старшего дошкольного возраста. Для успешного решения задач по ритмике используется высокохудожественная музыка (классическая русская и зарубежная). Репертуар отбирается по разделам:

Характер музыки, средства музыкальной выразительности.

II. Музыкальная форма.

III. Комплексы ритмической гимнастики.

IV. Историко-бытовые и современные танцы, парные композиции, элементы русской классики.

V. Танцевальные композиции, игры, упражнения с предметами.

VI. Упражнения для рук.

VII. Игровое творчество, инсценирование песен.

ПРОГРАММА «МУЗЫКА И МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

С.И.Мерзлякова

Программа представляет собой модульную педагогическую систему воспитания и развития детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет. Она состоит из комплекса модульных программ по физкультурно-оздоровительному, художественно-эстетическому, интеллектуальному, социальному и экологическому развитию дошкольников.

К программе предусматривается приложение с перспективным планированием, конспектами занятий, занимательными играми и упражнениями, другим методическим и дидактическим обеспечением. Все формы организации художественно-эстетической деятельности предполагают активное использование современных аудиовизуальных средств обучения и новых информационных технологий.

«КРАСОТА. РАДОСТЬ. ТВОРЧЕСТВО»

ПРОГРАММА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 7 ЛЕТ

Т. С. Комарова, А.В.Антонова, М.Б.Зацепина

Раздел «Музыкальная деятельность» (М.Б.Зацепина)

Программа является целостной интегрированной по всем направлениям эстетического воспитания, основывающегося на разных видах искусства (музыкального, изобразительного, литературного – как классического, так и народного, театрального).

Программа построена на основе обучения, которое носит развивающий характер, что способствует эстетическому, нравственному и интеллектуальному развитию детей. Ещё один важный принцип программы – интеграция разных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей.

Программа имеет четкую структуру и учитывает нарастание творческих возможностей детей с двух до семи лет. Включает все разделы работы по эстетическому воспитанию в детском саду. Наряду с традиционными, в программе широко используются и нетрадиционные для эстетического воспитания образовательные средства – досуги и развлечения.

ПРОГРАММА «МУЗЫКАЛЬНАЯ НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА»

Д.А.Рытов

Основная идея программы – воспитание ребёнка через приобщение к лучшим традициям русской народной культуры. Программа предназначена для начального музыкального воспитания детей от 4 до 10 лет, включает 6 ступеней и рассчитана на 6-летний период обучения. Познавательная ценность программы - в изучении истории русской культуры в обрядах и праздниках, рассмотрении народных инструментов как произведений прикладного искусства. Полученные знания реализуются в музыкальной деятельности детей. Программа включает ряд методик: музыкального воспитания детей на народных традициях, обучение игре на народных инструментах, их изготовление и применение на практике, организация эвристической, развивающей игровой музыкально-прикладной деятельности.

Программа включена в пособие «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей», допущенное Министерством образования РФ.

ПРОГРАММА ПЕРВРНАЧАЛЬНОГО

МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОСВОЕНИЯ РЕБЁНКОМ

РУССКИХ ТРАДИЦИОННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ И О СЕБЕ

М.Л.Космовская

Программа нацелена на приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры. Особенность её содержания – неразрывная связь языческих и христианских представлений об окружающем мире. Программа опирается на календарно-тематический принцип планирования, основанный на сочетании постоянных календарных (Новый год, Рождество) и переходящих (Масленица, Вербное воскресенье, Пасха, Троица) праздников. Программа рассчитана на 3 года.

ПРОГРАММА «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШЕДЕВРЫ»

О. П. Радынова

Программа содержит научно обоснованную и методически выстроенную систему формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста (трех-семи лет), учитывающую индивидуальные и психофизиологические особенности детей и взаимосвязанную со всей воспитательно-образовательной работой детского сада. В центре программы – развитие творческого слышания музыки детьми, которое предполагает побуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности – музыкальной, музыкально-двигательной, художественной.

Ведущий вид деятельности программы – музыкальное восприятие, объединяющее исполнительство, творчество, музыкально-образовательную деятельность. Программа строится на основе использования произведений высокого искусства, подлинных образцов мировой музыкальной классики. Основополагающие принципы программы (тематический, контрастное сопоставление произведений, концентрический, принципы адаптивности и синкретизма) позволяют систематизировать репертуар музыкальной классики и народной музыки в целях накопления интонационного опыта восприятия музыки, развития творческих способностей в разных видах музыкальной деятельности, гибкого применения форм, методов и приемов педагогической работы в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе осуществляется взаимосвязь познавательной и творческой деятельности детей в процессе формирования у них основ музыкальной культуры.

Рекомендована Министерством образования РФ.

ПРОГРАММА «МУЗЫКА – ХРАНИТЕЛЬНИЦА ЭМОЦИЙ»

А.В.Шувалова

Все виды художественной деятельности по восприятию музыкальных произведений предваряются этико-эстетическими беседами об эмоциях на темы: «Язык эмоций», «Как возникают эмоции?», «Эмоции и лицо человека», «Эмоции и жесты», «Эмоции и движения тела», «Эмоции и слова».

ПРОГРАММА «ОРКЕСТР В ДЕТСКОМ САДУ»

Л.Р.Меркулова

Программа рассчитана для кружковой работы с детьми старшей и подготовительной группы.

1 раздел. «Что ребёнок должен знать об инструментах и оркестре?»

2 раздел. Подготовительные упражнения при обучении игре на ксилофоне, металлофоне, колокольчике.