Педагогический проект «Предметно-развивающая среда как средство познавательно-речевого развития дошкольников»

28 Сентябрь 2014

0 (4033) Просмотры

1.      Актуальность проекта

Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает требования к структуре образовательной программы дошкольного образования в качестве основной цели педагогической работы – индивидуальное развитие каждого ребенка. В стандарте так же учитываются индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья. И одним из направлений образовательной  программы является создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Познавательное и речевое развитие детей является чуть ли не главными аспектами в образовании детей. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, на занятиях, наблюдении на прогулке зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и социальное положение в детском сообществе. Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира. Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды.

Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционального моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда это единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

И в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта в дошкольное образование возникла остро проблема по созданию развивающей образовательной среды для позитивной социализации и личностного развития каждого ребенка.

Я работаю учителем-логопедом в коррекционной группе с детьми, имеющими речевые нарушения, и меня особо волнует вопрос создания  предметно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья. Для успешной социализации данной категории детей в обществе необходимы особые условия развивающей образовательной  среды.

2.      Цель проекта

Создать предметно-развивающую среду с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования для успешного развития детей, имеющих речевые нарушения в процессе реализации проекта.

3.      Задачи проекта

·         разработать план мероприятий по активизации деятельности педагогов по созданию предметно-развивающей среды с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей;

·         включить в проект взаимодействие педагогического коллектива и семьи детей;

·         развивать коммуникативные возможности детей с учетом предметно-развивающей среды дошкольного учреждения.

4.      Участники проекта

Дети коррекционной группы в возрасте 5-6 лет, имеющих тяжелые речевые нарушения, воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, семьи детей.

5.       Рабочий план реализации проекта

6.      Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта

Долгосрочный, итоги представлены в форме диаграмм количественного  мониторинга общего и речевого развития детей коррекционной группы.

Продолжительность: 1 год

7.      Оценка эффективности реализации проекта

Реализуя проект по созданию предметно-развивающей среды, с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования был проведен мониторинг автор: Быховская Алина Михайловна, Казова Наталья Анатольевна, в котором отражена положительная динамика речевого развития детей коррекционной группы. Этот результат  был достигнут комплексным и системным подходом  педагогического состава по развитию коммуникативных возможности детей с учетом предметно-развивающей среды дошкольного учреждения. В течение 6 месяцев мы достигли небольших, но значимых результатов по созданию благоприятной предметно-развивающей среды в коррекционной группе.

В группе оформлен познавательно-речевой уголок, представляющий возможность ребенку действовать индивидуально. Накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации познавательных игр и занятий по развитию речи детей: нестандартные пособия для проведения артикуляционных упражнений, пальчиковых игр, дыхательной гимнастики,  физкультминуток, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры. Широко внедряем  информационные и коммуникационные технологии в образовательный процесс.

Организация работы с родителям, направленная на формирование познавательно-речевого развития в семье, является необходимым условием в нашей работе. Огромную помощь в сотрудничестве с родителями оказывают родительские собрания. Каждое родительское собрание, каждую встречу с ними мы стараемся превратить в праздник. Совместно с родителями занимаемся изготовлением и приобретением игр и пособий по познавательно-речевому развитию, готовим атрибуты к  праздникам, просматриваем презентации по использованию нестандартного оборудования на логопедических занятиях.

Динамика уровней общего и речевого развития детей коррекционной группы

(январь-май) 2014 год

8.      Дальнейшее развитие проекта

В перспективе включить в проект развитие предметно-развивающая среда по технологии М. Монтессори.

Приложение

Перспективный план совместной деятельности учителя-логопеда с педагогами группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи на 2014 год

Автор: Переход Валентина Владимировна, учитель-логопед, МБДОУ Волоконовский детский сад комбинированного вида №1 «Березка» Волоконовского района Белгородской области, Россия.

Статья размещена в авторской редакции