Организация проектной деятельности как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста

Библиографическое описание: Амосова Ю. В. Организация проектной деятельности как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста [Текст] / Ю. В. Амосова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 57-60.

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные образовательные организации, как первая ступень в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать.

Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий, особенно ввиду того, что сегодня федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет требования к условиям, необходимым для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (п. 3.2.5. ФГОС ДО).

Одним из этих требований является обеспечение поддержки индивидуальности и инициативы детей через:

- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

- недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.).

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

Вместе с тем, мировая практика показывает, что использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений, т. к. они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе и, в целом, позволяют, на наш взгляд, создать условия поддержки индивидуальности и инициативы детей. Исследовательская деятельность позволяет организовать процесс воспитания и обучения так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находил на них ответы. Однако нет целостного подхода к развитию исследовательской деятельности в аспекте личностного развития ребенка- дошкольника. И это свидетельствует об актуальности проблемы развития познавательной активности у дошкольников и о недостаточной ее разработанности в плане развития ребенка.

Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста в последнее время очень актуально по целому ряду причин:

Во-первых: ребенок как можно раньше получает позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов.

Во-вторых: все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий при самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.

Работая в детском саду поставила перед собой цель : создание системы работы по развитию познавательной активности детей дошкольников на основе проектного метода .

В соответствие с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

- изучить и проанализировать виды технологий проектной деятельности, открывающие новые возможности воспитания и обучения дошкольников;

- разработать систему технологий проектной деятельности;

- организовать внедрение системы технологии проектной деятельности в образовательный процесс, апробировав механизмы управления ею в дошкольной образовательной организации;

- провести мониторинг и анализ результатов внедрения системы технологии проектной деятельности и сформулировать рекомендации по организации проектной деятельности в дошкольной образовательной организации, в которой задействовано максимальное количество детей, педагогов и родителей.

Технология работы

На мой взгляд, важным аспектом качества образования в настоящее время является образовательный процесс, который имеет свои специфические рычаги управления. Оптимизация данного процесса может касаться либо изменения условий протекания общения, либо системы форм и способов его реализации. Повышение эффективности проводимых мероприятий будет зависеть от качества воспитательно-образовательной работы взрослых (педагогов и родителей) и собственной деятельности ребенка на каждом этапе образовательного процесса. Перед педагогами поставлена задача по отбору современных методов и средств воспитания и обучения, соответствующих целям и задачам каждого работы, индивидуальным особенностям детей, позволяющих дифференцированно определить направления развития каждого ребенка.

Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т. к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада.

В моей работе именно проектная деятельность помогает связывать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок может проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

Применяя на практике проектный метод, выделяю его преимущества:

- является одним из методов развивающего обучения, т. к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;

- повышает качество образовательного процесса, позволяя решать разноплановые задачи;

- служит развитию критического и творческого мышления у детей дошкольного возраста;

- способствует повышению компетентности педагогов.

- способствует приобщению родителей воспитанников к деятельности дошкольной образовательной организации.

Проектный метод проходит через все виды детской деятельности в моей группе. Он побуждает меня повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию со всеми специалистами учреждения, родителей воспитанников и организации социума. Формирует у дошкольников умение планировать и самостоятельность в решении поставленной проблемы, способствует развитию познавательной и творческой активности.

Работая с детьми дошкольного возраста, использую педагогическое проектирование, которое рассматривается как система планируемых и реализуемых действий, а также характеристика условий и средств достижения поставленных целей и задач. Как показала практика, внедрение и реализация метода проектов расширяет образовательное пространство, придает ему новые формы, дает возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка, закладывает позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизирует информацию, и позволяет использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности.

К тому же, технологии проектирования позволяют изменить стиль работы с детьми: повысить детскую самостоятельность, любознательность, развивать у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становится увереннее в своих силах, помочь ребенку успешно адаптироваться к изменяющейся ситуации социального развития, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Используя в своей работе педагогическое проектирование, я планирую в полной мере реализовывать личностно-ориентированный, компетентностный и развивающие подходы к обучению. Я понимаю, что проектная деятельность — это тот вид педагогической работы, который и будет востребован в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов в практику работу дошкольных образовательных учреждений.

Одна из важнейших задач повышения качества дошкольного образования — сотрудничество родителей воспитанников с педагогами, и сотрудниками. Привлечение родителей к совместной деятельности способствуют укреплению детско-родительских отношений, и улучшает взаимоотношения педагогов и родителей.

Таким образом, используя технологию проектной деятельности, я стремлюсь к формированию субъектной позиции у ребёнка, раскрытию его индивидуальности, реализации интересов и потребностей, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка.

Результаты работы по внедрению технологии проектной деятельности в воспитательно-образовательный процесс:

1. Разработан примерный алгоритм действий по реализации проекта в группе детей дошкольного возраста;

2. Подобран и систематизирован разнообразный материал по выбранным темам.

3. Составлены конспекты занятий, сценарии вечеров досуга.

4. Разработаны методические рекомендации для родителей, педагогов и специалистов дошкольного учреждения по организации проектной деятельности.

5. У детей сформированы навыки исследовательской деятельности, развита познавательная активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.

6. Коллективная работа в микрогруппах дала возможность проявлять себя в различных видах ролевой деятельности, а общее дело развивало социально-личностные качества.

7. Родители, участвуя в образовательном процессе, стали понимать собственную ответственность за воспитание детей.

8. Организация педагогов в режиме проектирования позволила добиться эффективных результатов и в плане самообразования: появилась мотивация к деятельности, воспитатели стали ответственнее относиться к планированию самого образовательного процесса, организации совместной деятельности с детьми, поиску оптимальных форм сотрудничества с родительской общественностью. Повысилась профессиональная компетентность педагогов.

Литература:

1. Атемаскина Ю. В. Проектная деятельность педагога: сущность и технология// Детский сад от А до Я. 2008. — № 3. С. 6.

2. Бедерханова В. П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых /В. П. Бедерханова //Развитие личности. — 2000. - № 1. — С. 24–36.

3. Боровлева А. В. Проектный метод как средство повышения качества образования // Управление ДОУ.2006. — № 7.С 76–83.

4. Веракса Н. Е. Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М. Мозаика-Синтез, 2008.- 112 с.

5. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. — М.Айрис-пресс, 2008. — 208 с. — (Дошкольное воспитание и развитие).