Парциальные программы по художественно творческому развитию дошкольников

Парциальные программы по художественно – творческому развитию дошкольников.

      С 1998 года педагогам представляется право выбора образовательной программы. Такие программы целесообразно использовать в ДОУ с приоритетным направлением, (где есть педагоги дополнительного образования) или ведется кружковая работа. Используя в работе отдельные парциальные программы, можно повысить уровень развития детей по определенному направлению по сравнению с уровнем, задаваемым общеразвивающей программой. Для внедрения любой специализированной программы педагог должен:

подобрать дидактический и методический материал;

провести диагностическое обследование детей;

согласовать внедрение программы с администрацией ДОУ;

познакомить родителей с концептуальными положениями данной программы.

      Предлагаем вашему вниманию краткий обзор специализированных программ по художественно – творческому развитию дошкольников, в том числе и интегрированных программ.

      Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет «Красота, радость, творчество» (авторы Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина). Является целостной, интегрированной по всем направлениям эстетического воспитания, основанного на разных видах искусства (музыкальное, изобразительное, литературное, как классическое, так и народное, театральное). Осуществляемого разными средствами (природа, эстетическая, развивающая среда, художественно - творческая деятельность. Музыкальная, изобразительная, художественно – речевая, театрализованная.

Содержит разделы: «Искусство в жизни ребенка», «Эстетическая развивающая среда», «Красота природы», «Знакомство с архитектурой», «Литература», «Изобразительная деятельность», «Музыкальная деятельность», «Досуг и творчество».

      В названии программы заключена её направленность. Познавая красоту окружающего мира (природа, люди), произведений искусства (как классического, так и народного) ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникают более глубокие чувства: радость, восхищение, восторг.

      Программа нацелена и на приобщение ребенка к здоровому образу жизни (развитие различных движений, укрепление мышц; понимание детьми связи красоты движений).

      Большое внимание уделяется сенсорному воспитанию, как основы познания тех свойств предметов, которые дети будут передавать в своем творчестве. Особое внимание в программе обращается на такие принципы, как народность, взаимосвязь эстетического воспитания с интеллектуальным и нравственным воспитанием.

      Большое место в программе отводится детской художественной литературе и фольклору (потешки, пословицы, поговорки, загадки), при этом литература рассматривается как важнейший вид искусства, а не только как средство развития речи и ознакомления с окружающим.

      Художественно – экологическая программа по изобразительному искусству для детей дошкольных учреждений и учебно – воспитательных комплектов «Природа и художник» (Автор – Т.А. Копцева).

      Эта программа рассчитана на 4 года со II мл. гр. Особенностью программы является “блочно – тематическое планирование, 1 «Мир природы», 2. «Мир животных», 3. «Мир человека», 4. «Мир искусства».

      Программа «Росинка» - Модуль программа. «В мире прекрасного» (Авторы Л.В. Куцакова и С.И. Мерзлякова).

      Это комплекс модульных программ по физкультурно – оздоровительному, художесвенно – эстетическому, интеллектуальному, социальному и экологическому развитию дошкольников». Программа предполагает организацию занятий, бесед, бесед – концертов, развлечений, игр, праздников интегрированного характера.

Основные положения программы – раскрытия индивидуальности ребенка, развитие его творческого потенциала основного на самовыражении, саморазвитии, на сотрудничестве, с использованием только гуманных методов и приемов (без запретов).

      Программа непрерывного образования «Детский сад – школа». «Художественный труд» (автор Н.А.Малышева).

      Основная цель – преемственность обучения дошкольников и младших школьников. Форма проведения занятий позволяет создать интересные поделки и использовать их в играх, при оформлении интересов.

      Программа по художественному творчеству детей 5-7 лет «Радость творчества» (автор О.А. Соломенникова, ред. Комарова). Цель – развитие художественно – творческих способностей детей средствами народного и декоративно – прикладного искусства. По темам – их 8: «Знакомство с работой студии народное искусство»; «Волшебная дымка»; «Русские народные потешки»; «Филимоновская свистулька»; «Рисуем отгадки к народным загадкам»; «Русская вышивка»; «Голубая гжель»; «Золотая хохлома»; «Пословицы, поговорки»; «Жестово»; «Народные промыслы родного края»; «Сказки».

      Программа художественно – эстетического цикла для детей от 3 до 7 лет по дополнительному дошкольному образованию «Живой мир образов» (авторы Р.Г. Казакова, Л.М. Данилова, Н.С. Щербакова и др.) Рассчитана на 3 года по темам – ознакомление с русскими традициями, знакомство с праздниками и бытом, с биографиями выдающихся деятелей русской культуры, классических произведений русской литературы.

      Программа творческо – эстетического развития дошкольников «Родничок» (авторы Н.А. Варкки, Р.Р. Калинина). В программе выделены следующие средства эстетического воспитания: искусство, окружающая жизнь, включая природу: художественно – творческая деятельность.

      В программе выделены блоки, охватывающие все стороны жизни, деятельности, развития и воспитания.

По блокам:

Мойдодыр – охрана и укрепление здоровья.

Почемучка – блок интеллектуального развития (формирование устойчивого интереса к художественому слову, расширение кругозора, знакомство с культурой разных народов).

Арлекино – блок творчество – эстетического развития (музыка, хореография, изодеятельность, театр).

Золушка – блок социально – психологического развития, выполнение правил этикета, культуры поведения.

      Программа развития цветовосприятия детей 6-7 лет «Какого цвета мир?». Автор С.А. Золочевский.

Задачи: развитие способности смотреть на мир и видеть его глазами художника, замечать и творить красоту; в основном через игру.

      «Путешествие в мир искусства» (автор С.К. Кожохина). Содержит подробные рекомендации по организации изобразительной деятельности, психолого – педагогической диагностики взаимодействия с детьми и родителями, разнообразных занятий, развивающих игр. Лучшие всего её использовать для одаренных детей в системе дополнительного образования.

      Программа «С кисточкой и музыкой в ладошке» (авторы Н.Э. Басина, О.А. Суслова).

      В центре внимания автор – проблемы психологии воспитания искусства и детского творчества с детьми 3-10 лет.

      Программа по рисованию, лепке, аппликации с детьми 4-7 лет (автор Т.С. Швайко).

      Представлена в трех книгах (для средней, ст. и подготов. гр.) Цель – развитие художественно – творческих способностей посредствам изобразительной деятельности.

      В средней группе запланировано 7 циклов изобразительных занятий (деревья, предметы квадратной и прямоугольной формы, животные, зима, новогодняя елка, человек.

      В ст. группе 8 циклов (овощи, осенняя природа, посуда, декоративное рисование, человек, здания и транспорт. Симметричное вырезание, (посуда, человек). В подготовительной группе 9 циклов (осенние натюрморты, осенние пейзажи, птицы, дымковские игрушки, здания, транспорт, русские народные сказки, рисование штрихами, хохломские узоры, цветущая весна).

      Программа «Рисование и лепка» (автор Григорьева). Она представлена календарно – тематическим планом в четырех вариантах. Это по мнению автора, даст возможность варьировать темы, материалы, виды искусства в зависимости от способностей детей и склонностей самого педагога. Например, тема «Осень». В первом варианте «Хмурая осень», вид искусства – живопись; материалы – гуаш. Младшие и средние дети рисуют голые деревья на готовом цветном фоне. Старшие сами делают фон гуашью. Подготовительные – пейзаж «Ночь в лесу». могут использовать цветные мелки, уголь, пастель, фломастеры.