Фотогалерея

В психологии есть понятие«возрастная норма». в соответствии с которым любое качество нужно развивать на соответствующем этапе, в свое время, предназначенное природой для его развития. Слишком ранние или поздние попытки вмешательства в этот процесс могут нарушить сложную картину становления психики.

Физическое развитие – это не только прибавка в весе и росте, но прежде всего совершенствование способности ребенка управлять своим телом, это продвижение ребенка  к самостоятельности, когда он сможет достигать собственных целей без помощи взрослых, а благодаря определенным умениям и навыкам. И если окружающие будут помогать ребенку освоить эти умения и навыки, малыш будет быстрее развиваться. ( любое несоответствие в данном направлении возрастной норме, при условии, что ребенка обучают данному навыку, должно насторожить родителей, так как может являться следствием проблем со стороны нервной системы и требовать помощи специалиста ).

Сенсорное развитие - это основа познания мира. Ребенка постоянно интересуют вопросы: что это? какое оно? Ему очень важно знать, какого цвета солнце, трава и сотни других предметов и явлений. Большие они или маленькие, какой формы, можно ли их потрогать? Только получив ответы на эти вопросы, ребенок может представить себе разнообразные предметы, сравнить их, описать их качества – таким образом развивается человеческий разум (наглядно-образное и словесно-логическое мышление).

Но ребенок еще не готов сразу к такой сложной умственной деятельности. Пока ему нужно научиться различать цвета, определять форму предметов и их величину. Это необходимое условие его умственного развития в дальнейшем.

ребенка в этом возрасте носит наглядно-действенный характер. Чтобы размышлять об объекте или явлении, сравнивать его с другими ребенку необходимо видеть его перед собой (наглядно), а еще лучше подействовать с ним – ощупывать, перебирать и т.д. (действенное).Поэтому н

Развитие пассивной речи. Ребенок усваивает названия предметов, игрушек, одежды и т.д. названия действий, с которыми часто сталкивается в повседневной жизни.

Развитие активной речи. Происходит в процессе общения, поэтому очень велика роль родителей в обучению ребенка чисто и правильно говорить.

Ребенок в этом возрасте активно осваивает грамматические формы, поэтому необходимо следить за правильным их употреблением в речи. Это такие формы, как: пространственные отношения (на, под, вверху, внизу); окончания существительных множественного числа; согласование глаголов.

Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством элементов театрализованной деятельности

Тема: «Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством элементов театрализованной деятельности».

Цель моего мастер – класса научить развивать диалогическую речь дошкольников посредством элементов театрализованной деятельности. Задачи следующие:

• Обучать строить диалог; повысить речевую активность посредством элементов театрализованной деятельности;

Одним из важных вопросов подготовки к школьному обучению считаю развитие диалогической речи воспитанников. В этом году я взяла тему по самообразованию: «Интеграция задач образовательной области «Коммуникация» с  другими видами детской активности»

Диалогическая речь – особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого.Именно через диалоговое общение я стараюсь учить детей самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю, так как в общении со сверстником ребёнку приходится ориентироваться на особенности партнёра, учитывать его возможности и поэтому произвольно строить своё высказывание, используя контекстовую речь. Диалог со сверстником – новая увлекательная область педагогики сотрудничества, педагогики саморазвития.

Процесс развития диалогической речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средств является театрализованная деятельность.

Принцип систематичности, предусматривающий планомерность, непрерывность и регулярность процесса (если брать работу по диалогу раз в квартал, результатов не дождётесь).

Принцип постепенного усложнения материала, предусматривающий постепенный переход от более простых заданий к более сложным.

Этиопатогенестический принцип, означающий дифференцированное построение процесса развития диалогической речи (каждому ребёнку давать материал доступный его развитию).

Принцип наглядности, означающий тесную взаимосвязь всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей (психология наших детей построена таким образом, что необходимо задействовать все три анализаторных системы).

Принцип доступности, заключается в том, что педагог должен использовать в работе приёмы активизации познавательных способностей детей.

Принцип успешности, подразумевающий то, что ребёнок получает знания, которые он способен успешно выполнить (ситуация успеха стимулирует развитие каждого ребёнка).

Уважаемые коллеги! Сегодня на нашем мастер – классе мы вместе постараемся по-новому взглянуть на развитие диалогической речи дошкольников, понять – для чего же необходимы элементы театрализованной деятельности в развитии диалогической речи.

Вашему вниманию предоставляю модель развития диалогической речи, по средствам элементов театрализованной деятельности. Обратите внимание – начинаем от простого к сложному.

Обучение диалогической речи обычно провожу в форме беседы. Дети усваивают вопросно – ответную форму, овладевают простыми синтаксическими моделями фраз, умением соотносить содержание фразы – высказывания с предметом и темой высказывания. Для решения задач развития диалогической речи я использую игровые методы с элементами театрализованной деятельности, которые органично вписываются в жизнь ребёнка. При этом игровая мотивация речевой деятельности является определяющей, но не единственной. В недрах игры зреет иная мотивация — учебная. Чтобы продолжить игру, необходимо чему-то научиться. В данном случае учимся применять речевые штампы в соответствии с темами: «Приветствие», «Знакомство», «Просьба», «Извинение», «Игра». Чем мы с вами сейчас и займёмся. Вот такая ситуация «Незнайка знакомится». В роли Незнайки воспитатель (атрибут – шляпа).

В таких упражнениях вы повторяли готовый образец, изменяя лишь один элемент – своё имя (подстановочные упражнения)

Использую так же чистоговорки в диалоге. Спросите как? Сейчас сами и продемонстрируете это. Одна половина группы говорит первую часть скороговорки, а вторая отвечает.

Следующий приём: дидактический рассказ с инсценировкой. Проходит в два этапа. На первом этапе воспитатель читает сказку, а дети слушая подсказывают нужные реплики. На втором этапе прозвучавшие реплики применяются в инсценировке. Слушайте внимательно, запоминайте реплики друг друга, и тогда рассказ получится замечательный! Начнём…

«Жил на свете цыплёнок. Сначала он жил в тёплом маленьком домике – яйце. Но вскоре ему стало скучно одному, и он решил выбраться наружу. Когда он вылупился из яйца, оказалось, что он жёлтый – прежёлтый. Мама Курица так его и назвала: Жёлтый Цыплёнок.

Однажды утром Жёлтый Цыплёнок решил прогуляться и познакомиться с соседями. Он зашагал по тропинке и вскоре на ромашке увидел красивую бабочку. Она была такая красивая, её так и звали – Красивая Бабочка.

И зашагал дальше. Неподалёку муравей тащил соломинку. Она была в несколько раз больше муравья, но муравей легко с ней справлялся. Его так и звали – Сильный Муравей. Жёлтый цыплёнок ему сказал:… Муравей в ответ: …. Удивился цыплёнок: … А муравей: … Так Жёлтый Цыплёнок познакомился с муравьём. Дальше по тропинке скакал Серый Воробей. Цыплёнок вежливо поздоровался:…. Воробей ответил: … Жёлтый Цыплёнок решил с ним познакомиться: … На что Воробей ответил: …. Тогда цыплёнок и сам представился: … И предложил: … И они подружились. »

Переходим ко второму этапу, где применим в инсценировке прозвучавшие реплики. (раздать элементы театрализации). Я читаю текст, а вы сначала имитируете движения героя, затем дополняете репликой по тексту.

В процессе развития диалога важен не только речевой, но и психологический аспект. Полноценный диалог немыслим без установления диалогических отношений, без формирования инициативной и активной ответной позиции, партнёрских отношений. Такие диалогические отношения должны пронизывать как отношение ребёнка со взрослым, так и взаимодействия со сверстниками.

С целью закрепления и автоматизации речевых навыков речевые действия выполняются в стихотворных диалогах с элементами театрализации. Где проводится предварительная работа: заучивание слов, отработка выразительности речи, развитие умения строить диалог в действии. Так как мы профессионалы своего дела, умеем читать, экспромтом построим стихотворный диалог с элементами театрализации.

Таблицы – с указание героя помогут сориентироваться откуда начать действие. Роль весны возьму на себя я. А кто будет зайчиком? И т. д.

Соседка, новость есть для вас. Мне лучик солнечный сказал, что к нам весна идёт. И должен я предупредить о том лесной народ.

Как рада это слышать я. Спасибо, зайчик мой. Давно я в доме убралась, теперь займусь собой. Новый фартучек нарядный я примерю поскорей. И в честь праздника достану бусы я из желудей. А теперь побежим – ёжика предупредим!

Ёжик: Тогда, друзья потороплюсь, За дело быстренько возьмусь. Возле ёлки, возле кочки соберу, друзья, листочки, положу в корзиночку, Размету тропиночку (метёт метёлкой)

«Слышишь, как звенят в небе высоко солнечных лучей струны. Если добрый ты, то всегда легко. А когда наоборот – трудно. »

Ёжик: Мишенька, пора вставать, ключевой водой умыться. Причесаться, нарядиться В домике своём убраться. Мишка, надо просыпаться!

Я показала лишь малую частьметодов и приёмов по развитию диалогической речи, через театрализованную деятельность. И надеюсь, что вам было интересно, и что-то вы примените в своей работе с детьми. А я в свою очередь, хочу порекомендовать вам нужную для этого литературу.

Мои воспитанники через театрализованную деятельность открывают для себя красоту сказки, театра, их волшебной силы, а в сочетании этих видов деятельности раскрывают себя, развивая диалогическую речь.

Материал по развитию речи на тему: Развитие речи детей дошкольного возраста.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза - индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до конца жизни.) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание.

В русской педагогике сложились давние традиции воспитания и обучения на родном языке. Мысли о необходимости обучения родному языку в первые годы жизни содержатся в трудах многих известных педагогов, писателей, философов.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

Одним из принципов обогащения словаря дошкольников является связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания ребенком окружающего мира. Таким образом, содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой.

Для того, чтобы развитие и обогащение словаря детей шло успешно, применяют разнообразные методы и приемы работы. Так, взрослые, читая ребенку небольшие рассказы и сказки, предоставляют ему новую информацию.

В результате речь отражает не только то, что уже известно ребенку из собственного опыта, но и открывает то, что ему еще не известно, вводит его в широкий круг новых для него фактов и событий. Он сам начинает рассказывать, иногда фантазируя и очень часто отвлекаясь от реальной ситуации.

С.Л. Рубинштейн говорит о том, что речь — это деятельность общения — выражения, воздействия, сообщения — посредством языка, речь — это язык в действии. Речь, и единая с языком, и отличная от него, является единством определенной деятельности — общения — и определенного содержания, которое обозначает и, обозначая, отражает бытие. Точнее, речь — это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности, или форма существования мышления[17].

На основе коммуникативных отношений между людьми познавательная функция превращается в специфическую обозначающую функцию.

Речь как средство выражения включается в совокупность выразительных движений — наряду с жестом, мимикой и пр.

Две основные функции речи — коммуникативная и сигнификативная, благодаря которым речь является средством общения и формой существования мысли, сознания, формируются одна через другую и функционируют одна в другой. Социальный характер речи как средства общения и ее обозначающий характер неразрывно связаны между собой. В речи в единстве и внутреннем взаимопроникновении представлены общественная природа человека и свойственная ему сознательность.