Педагогические условия развития, обучения и воспитания детей в художественно-эстетической деятельности

ЛЕКЦИЯ XIII. Педагогические условия развития, обучения и воспитания детей в художественно-эстетической деятельности

Задачи гуманизации педагогического процесса в детском саду. поставленные в «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.), требуют в центре внимания всей педагогической деятельности поставить ребенка. удовлетворения его потребностей в активности, в деятельности, в познании; развитие его способностей, воображения, творчества, обеспечение его эмоционального благополучия. Для этого в дошкольных учреждениях должны быть созданы все необходимые условия. Ряд авторов Л.В.Компанцева, К. В.Тарасова, Т.С.Комарова, Р.Чумичёва, Е.А.Дубровская и др. важный путь к гуманизации и демократизации педагогического процесса видят в усилении внимания к художественно-эстетическому воспитанию и развитию художественно-творческих способностей детей. Одно из главных условий, по мнению авторов, — приоритетное внимание к специфическим детским деятельностям: игре, изобразительной, музыкальной, театрализованной, конструктивной, которые могут при условии их оптимальной организации обеспечить гармоническое развитие ребенка, создать обстановку эмоционального благополучия.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно-эстетическая деятельность выполняет психотерапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимая нервное напряжение, страхи, вызывая радостное, приподнятое настроение.

В проекте Государственного стандарта (2001г.) содержание художественно-эстетического развития связано с реализацией разнообразных средств (изобразительная, музыкальная, театрализованная, художественно-конструктивная деятельность и т.п.). Большое внимание уделяется развитию интереса к эстетической стороне деятельности, потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного   замысла.  Детей  знакомят  с   разными   видами   и  жанрами искусства, в том числе народного творчества. Взрослые создают возможности для актуализации у ребенка художественных способностей. Таким образом,в содержании художественно-эстетического развития задействованы всетри группы средств: искусство, включая все его виды; окружающая социальная действительность (жизнь) и художественная творческая деятельность (разные её виды).

В дошкольной педагогике подэстетическим воспитанием понимается процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать, создавать прекрасное.Художественное воспитание понятие хуже, так как здесь используется при решении тех же задач только средства искусства. В эстетическом воспитании используется комплекс всех средств. Эффективность художественно-эстетической деятельности детей дошкольного возраста во многом определяется комплексным использованием всехсредств эстетического воспитания (музыка, художественная литература, изобразительное искусство и художественный труд). Это, с точки зрения Т.С.Комаровой, определяется тем, что различные виды искусств, обладая своейспецификой иимея свои выразительно-изобразительные средства, имеют тенденцию к объединению и слиянию, т.е. к синтезу. В работе Т.С.Комаровой подчеркивается, что необходимость взаимосвязанного использования разных видов искусства в эстетическом воспитании определяется также тем, что применительно ко всем видам художественно-эстетической деятельности можно выделить общие психические процессы, которые являются основой формирования художественного творчества и художественно-творческих способностей. К этим процессам относятся:

1. Восприятие, характеризующееся индивидуальными различиями; образы восприятия, накапливаясь, формируют сенсорный опыт, являющийся основой развития разнообразных способностей, в том числе художественных и интеллектуальных. На базе образов восприятия формируются представления. Если образы восприятия эстетически окрашены, то и формирующиеся на их основе представления тоже будут эстетическими.       Этому       в       значительной       степени       способствует интегрированное  использование   всех  видов  искусства  и  сопровождение процесса восприятия предметов и явлений поэтическими и музыкальными характеристиками;

2. Наглядно-образное мышление, опирающееся на зрительные представления и их трансформацию на средства решения мыслительной задачи;

3.  Воображение, без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность   и   которое   в   свою   очередь   развивается   в   процессе   этой деятельности:      эмоционально-положительное     отношение     к     объектам     эстетического Восприятия,   необходимое   для   успешного   осуществления   деятельности, особенно   художественной.    Возникает   она   тогда,    когда   деятельность способствует удовлетворению значимых для ребенка потребностей, прежде всего   в   познании,   самоутверждении    и   содержательном   общении   со взрослыми и сверстниками.

Указанные     психические    процессы    являются    основой    всех    видов художественно-эстетической   деятельности.   Опираясь   на   психологическое обоснование можно назвать следующиезадачи художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.

Первая группа задач направлена на развитие эстетического восприятия, мышления, воображения, эстетического отношения. Педагог решает задачи развития умения видеть и понимать красоту природы и рукотворного мира; воспитывает эстетический вкус, потребность в познании прекрасного.

Вторая группа задач направлена на формирование творческо-художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, художественному конструированию, пению, выразительным движениям, развитию словесного творчества. Педагоги решают задачи, направленные па поддержку творческого самовыражения детей: стремление к импровизации, экспериментированию с цветом, придумыванию композиции, освоению различных художественных техник, материалов и средств, созданию художественных  образов  с   помощью  пластических  средств,   ритма,   темпа, высоты и силы звука.

Для реализации задач необходимыпедагогические условия: среда (эстетика быта), наличие программы художественно-эстетического развития детей; организация собственной художественной деятельности ребенка, использование   разнообразных   форм,   средств,   методов,   различных   видов искусств.

Искусству как компоненту культуры всегда отводилось одно из центральных мест в системе общечеловеческих ценностей. Каждый вид искусства ценен для развития личности, так как синтезирует в себе возможности в комплексе сочетать разные искусства при решении одной задачи. Общедоказательным является тот факт, что при восприятии произведений изобразительного искусства оказывают эмоциональное воздействие музыка, художественное слово. Именно благодаря синтезу искусств развивается «полифоническое воображение» (Б.П.Юсов). Усилия исследователей направлены на создание интегрированных программ, соответствующих    возрастным  особенностям детей (Н.А Ветлугина, Е.А.Дубровская, Т.С.Комарова,  Р.Чумичева и др.).

В программе эстетического воспитания детей 2-7 лет (авторы Т.С.Комарова, А.В.Антонова, М.Б.Зацепина; М.,2000г.) соединена радость, красота, творчество. Синтезирующим началом для авторов является народное творчество: фольклор, песни, танцы. В статье Т.С.Комаровой «О взаимосвязи искусств в эстетическом воспитании детей» (см. «Дошкольное воспитание», 1995, №5) раскрываются основы интеграции разных видов деятельности — тематические блоки вариативного характера: «Волшебный сад». «Наши друзья животные», «Моя любимая игрушка». «Кем ты хочешь быть», «Сказочный город». «Моя любимая сказка». В тематических блоках одно содержание осваивается в разных видах деятельности (чтение художественной литературы, рисование, лепка, аппликация, музыка и т.д.). Несколько иной подход дается в программе   Р.   Чумичевой  (см.   Ребенок   в   мире   культуры.   /Под  ред.   P.M. Чумичевой, — Ставрополь,  1998). Основой такой программы является синтез грех   видов   искусства:   живописи,   музыки,   литературы.   Целью   является формирование     субкультуры     ребенка,     понимаемой     как     единство     его эстетических вкусов, нравственных позиций, познавательное развитие и т.д. Задачи программы Р. Чумичева определяет так:

•  создать условия для развития личности ребенка и реализации его «Я»;

• приобщать ребенка к общечеловеческим ценностям культуры, отражаемым в произведениях разных видов искусств;

•   помочь ребенку  постичь своеобразие  и  единство «языка»  разных  видов искусства;

•   развивать интеллект и речь ребенка;

•   развивать его эмоциональную сферу и культуру чувств, научить понимать эмоции других людей и адекватно на них реагировать;

•  сформировать  потребность  в общении  со  взрослыми   и  сверстниками   и воспитывать культуру общения;

•  научить   ребенка   познавать   собственную   ценность   (рефлексировать)   и ценность другого человека.

Для реализации этих задач автор предлагает варианты синтеза искусств:     на основе общечеловеческих ценностей; на основе общего для разных видов искусств содержания; на    основе    общих    для    разных    видов    искусств     изобразительно-выразительных средств.

Синтез искусств на основе общечеловеческих ценностей

1. К общечеловеческим ценностям, отражаемым в искусстве, относятся: Культурно-познавательные — состоят в познании ребенком таких ценностей, как Добро, Истина, Красота, и их единстве в жизни и искусстве, присвоенные ребенком они превращаются в личностные и характеризуют уровень его познавательного развития; внутреннюю потребность в восприятии искусства и в собственной художественно-эстетической деятельности.

2.  Гуманистические — заключаются в признании человека как личности, его права на свободное развитие.

3.   Нравственные — это нормы и правила поведения человека в обществе, его отношение ко всему окружающему, осмысление через эталоны красоты.

4.   Эстетические   -   выражаются   в   категориях   прекрасного,   безобразного, комического, трагического и т.п..

Синтез искусств на основе общего для разных видов искусства содержания Общее для разных видов искусства содержание можно условно разделить на:

1.   мир человека;

2.   мир природы;

3.   мир предметов декоративно-прикладных и бытовых.

Содержание     мира     человека,     отражаемого     в     искусстве,     можно конкретизировать в следующих тематических циклах:

•    Я — человек в жизни искусства;

•    Я — семья;

•    Я — мы;

•    Я — мир природы и мир предметов.

Содержание мира природы может быть объединено в такие тематические циклы, как:

•    природа и время;

•    природа и пространство;

•    природа и человек.

Содержание     мира     предметов     можно     объединить     в     следующие тематические циклы:

•    предметы утилитарного назначения, созданные человеком;

•    предметы, украшающие быт человека.

Синтез искусств на основе общих для разных видов искусства изобразительно-выразительных средств

К общим для живописных, музыкальных и литературных произведении художественным средствам относятся: композиция, ритм, темы, повторы. Параллели, тон, мелодия, цвет, свет и т.д.

Р.Чумичева предлагает следующиеформы организации педагогического процесса на основе синтеза музыки, живописи и литературы:

1.    Пластообразная, или сквозная — суть её в том, что ребенок познает какую-либо ценность,  воспринимая её в различных  произведениях искусства и самостоятельно или вместе с педагогом реализуя эту ценность в собственной художественно-творческой деятельности. Основные принципы этой формы организации педагогического процесса: психологическая обусловленность выбора деятельности; -    многомерность; гармоничность.

2. Спиралевидная — особенность в том, что познание ценности происходит в разных видах деятельности двумя возможными путями: от частного к общему; от общего к частному.

3.   Контрастная    -    познание    какой-либо    ценности    осуществляется    «от противного». Принцип:  ребенок должен почувствовать и осознать, почему ценность, познаваемая им на контрасте, вызывает уважение у других людей и собственную положительную самооценку.

4.   Взаимопроникающая — характеризуется организацией в течении дня одного вида деятельности, в которую органично- как неглавные- вплетаются другие виды. Индивидуально-дифференцированная — наиболее сложная  форма. Суть в том, что педагог создает в группе такую среду, которая позволяет каждому ребенку самостоятельно выбрать   вид деятельности наиболее отвечающий его  внутренним  потребностям.  Задача  педагога,   наблюдая  за  ребенком, помочь ему так организовать этот вид деятельности, чтобы он мог осознать, эмоционально почувствовать и оценить ту или иную ценность.

Общими принципами организации педагогического процесса являются:

1.   принцип одномоментного включения всех анализаторов в процесс познания какой-либо ценности. Это принцип обеспечивающий прочность условных связей в коре головного мозга и активность всех психических процессов.

2.   принцип проецирования познавательной деятельности на своё «Я»

3.   принцип результативности.

Подробное ознакомление с программами дает возможность дошкольным работникам продумать пути их усовершенствования, «включение» программ в образовательное пространство ДОУ.

Условием и средством эстетического развития являетсяхудожественная деятельность детей, как стимулируемая педагогом, так и возникающая по инициативе детей. Творческо-художественная деятельность так же непосредственно связана с видами искусств: театрализованные, режиссерские, сюжетно-ролевые игры, в которых дети, овладевая языковыми средствами, средствами мимики, пантомимы, интонации, передают характер, переживания, настроения персонажей. Словесно-художественное творчество, музицирование, изобразительная и декоративно-прикладная практика, художественно-продуктивный труд, дизайн органически связаны с видами искусств. Самостоятельная художественная деятельность связана с занятиями, с обучением на них. Приобщение детей к искусству (знакомство с классическими произведениями живописи, музыки, литературы, театра) создает возможность для актуализации у ребенка художественно-творческих способностей.

Занятия по ознакомлению с разными видами и жанрами искусства, в том числе и народного творчества должны быть неординарными, наполнены искренностью, открытостью чувств педагога. Эмоциональная восприимчивость детей должна поддерживаться в повседневной жизни, подбором различных средств, материалов в предметно-развивающей среде, активной позицией взрослого: совместно-раздельная дизайн-деятельность по преобразованию и декоративному оформлению интерьера (игрового, взрослого, детского) — см. программу  «Истоки»  (Базисная  программа  развития  ребенка-дошкольника.- М. 1997,     раздел     «Художественно-декоративная     деятельность.     Детский дизайн изготовление коллекций самодельных книг, выпуск газет, журналов – см. программу «Радуга» под ред. Т.Н.Дороновой, 1989г.

Итак, художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста реализуется через разнообразное содержание, средства, формы, программы. Взрослые создают педагогические условия для организации художественно- эстетической деятельности детей.

Вопросы для самопроверки:

    В чем отличие художественного воспитания от эстетического? Какова психологическая основа художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста? В чем   своеобразие   содержания,   средств   художественно-эстетического воспитания ребенка? Какие основы синтеза искусств в программе Р. Чумичёвой? Какие основания разработки программы Т.С.Комаровой?  В чем особенности педагогических условий художественно-эстетического воспитания детей?