4 Развитие сотрудничества дошкольника со сверстниками

Становление общения и взаимодействия дошкольников с ровесниками включает и развитие их совместной работы Совместное пребывание в детском саду с раннего возраста приучает детей распределять общие места своей активности, не мешать друг другу Так, каждый ребенок убирает свою одежду в свою шкафчик Первые проявления взаимодействия между дошкольниками в раннем возрасте еще не носят характера совместной деятельности фактически о - это параллельное выполнение индивидуальной деятельности каждым из детей Общность по-настоящему проявляется сначала на уровне отдельных действий и связана со становлением сюжетно-ролевой игры, которая за свои м характером носит коллективный характер Имея определенный опыт совместных игровых действий, дети переносят его и на выполнение трудовых Первые проявления общности в работе дошкольников - это сообщения друг равно м о своих намерениях, мотивы и цели Впоследствии возникают элементы взаимопомощи: в Кати упал шарфик, а Максим поднял его Взрослый организует коллективные дела: дети убирают в игровой комнате, на площадке Малыши гордятся выполненным, каждый подчеркивает свой вклад: \"я убралt;це я прибрав".

Появление игр с правилами у старших дошкольников обусловливает их стремление руководствоваться правилами организации совместного труда, проявляется их способность к совместному планированию своей работы с распределением участков работы и обязанностей, обсуждением последовательности ее выполнения, согласованию своих действий При этом дети проявляют интерес не только процессом исполнения, но и результатом, помогая друг другу в процессе достижения цели, уступая часть материала и орудиями в пользу дели.

На вершине развития сотрудничество дошкольников носит вполне самодеятельный, саморегулирующийся характер Группа дошкольников, выполняющий совместную трудовую деятельность, составляет целостный организм с достаточно четкой статусной и ролевой структурой Одной из ведущих является роль организатора, который одновременно выступает деловым и интеллектуальным лидером: с ним советуются, его спрашивают, выполняют его распоряжения Органы затор обладает максимальной инициативе, часто выступает инициатором сотрудничества, определяет участки работы и ответственных за их выполнение, координирует взаимодействие между исполнителями, выступает своеобразным арбитр ом при возникновении споров, конфликтов Как правило, организаторами выступают хорошо развитые дети, активные, самостоятельные, с хорошо сформированными коммуникативными и организаторскими навыками, наиболее ум Или в исполнении трудовой деятельностиості.

Становление такой целостной детской микрогруппы предполагает подбор ее качественного состава Уже у старшего дошкольника выбор партнера для сотрудничества выходит за пределы критериев, связанных с симпатиями или Антипа атиямы Дети принимают во внимание деловые качества сверстников: что они умеют, кто будет строить замок из песка - это лучше всего получается у Пети Выбор партнера учитываются личностные качества - такие как агрессору тивность, хвастовство, плаксивость Детки с такими качествами иногда вообще оказываются изолированными среди Однолитіток.

Заключение об особенностях развития сотрудничества дошкольника со сверстниками:

- у дошкольника состоит общая со сверстниками труд, способствует формированию этических норм;

- развитие сотрудничества у детей заключается в последовательной смене этапов параллельного выполнения, появления совместных действий, самодеятельного сотрудничества детей;

- выполнение самодеятельного сотрудничества детей обеспечивается целостными устойчивыми детскими микрогрупп с четкой ролевой и статусной структурой

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter