Развитие экологической культуры дошкольников в процессе познавательной деятельности на прогулках

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Новолялинского городского округа «Детский сад общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно- эстетическому развитию детей

№ 11 «Рябинушка ».

природой на умственное развитие ребенка.

- Развитие экологической культуры дошкольников в процессе

познавательной деятельности на прогулках.

III Проектная часть… .12

IV Заключение…. 13

VI Список литературы…. 14

V Приложение…. 15

Знакомство с природой.

Убеждения человека формируются с детства. Одна из главных нравственных задач, стоящих перед педагогом- воспитать любовь к Родине, а значит и бережное отношение к природе. Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребенка с ее тайнами, показывать интересное в жизни растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, красотой цветка, пейзажами родных мест. Восприятие природы помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Воспитательное, развивающее значение природы трудно переоценить. Общение с природой не только положительно влияет на ребенка, но и развивает его, обучает. Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на все его чувства своей яркостью, многообразием. В современных психолого-педагогических исследованиях экологическое образование и воспитание является одной из актуальных проблем, поэтому одно из направлений над которым я работала в межаттестационный период:

«Развитие экологической культуры дошкольников в процессе познавательной деятельности на прогулках». В дошкольном возрасте необходимо закладывать основы экологической культуры, так как именно в этот период накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем. Необходимо познакомить детей с правилами поведения в природе с учетом ее сохранения и защиты. Постепенно ребенок будет овладевать системой поведенческих экологических умений, что является составной частью экологической культуры личности. Формирование начал экологической культуры- это становление осознано- правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и создающим на ее основе материальные богатства или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды, формирование осмысленного отношения к собственному здоровью. «Любовь к Родине начинается с любви к природе» Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру. Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представление и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование - актуальная и главная задача. Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в

этот период ребенок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка- это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Поэтому экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования. Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдения природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно- исследовательской деятельности. В нашем детском саду детские исследовательские работы, развивающие исследовательские занятия практикуются не первый год. Педагоги считают, что если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Требования программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой в разделе «Природное окружение. Экологическое воспитание» и программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы в разделе «Формирование целостности картины мира, расширение кругозора» направлены на развитие экологических представлений, формирование познавательных, речевых, и практических умений в разнообразной деятельности в природе, на накопление гуманного экологически- целесообразного опыта отношения к ней. С раннего детства ребенка окружает природа, познание которой способствует развитию у него всех познавательных процессов деятельности: наблюдения, любви к родному краю, формированию экологической культуры. Мир огромен, а ребенок еще мал и опыт его ограничен. Поэтому я решила познакомить детей с природой постепенно, создавать условия, чтобы формировалось правильное отношение к ней. Для этого в ДОУ созданы все необходимые условия, на участке, огороде, цветниках знакомлю детей с миром природы. Чтобы у ребенка появилось желание беречь другие живые существа, они должны существовать вокруг него в достаточном количестве: пищащие, ползающие, порхающие, цветущие, вызывающие желание познакомиться с ними поближе, понять, помочь. Бесполезно ждать, чтобы у малыша появился интерес к жизни других обитателей прекрасной планеты, сочувствие к

заботам этих существ и готовности прийти к ним на помощь, если ребенок с детства в своем мировоззрении был лишен общения с миром природы. Для решения возникшей проблемы, я определила цель:

Создать условия для развития экологической культуры дошкольников в процессе познавательной деятельности на прогулках. Для достижения данной цели я поставила перед собой следующие задачи:

- Разработать перспективный план познавательной деятельности на прогулках.

- Подобрать и систематизировать практический материал по ознакомлению дошкольников с деревьями родного края.

- Использовать в работе разработанную систему наблюдений по младшему и старшему возрасту на прогулках, и определить влияние данной системы на экологическое воспитание детей.

- Составить план экологической тропинки к роднику.

- Составить план экологической тропы на территории детского сада.

- Составить паспорт деревьев и кустарников, находящихся на территории участка детского сада.

- Привлечь родителей к сотрудничеству по формированию экологической культуры детей, гуманном отношение к природе.

Значение непосредственного наблюдения за живой и неживой природой на умственное развитие ребенка.

Растительный и животный мир на территории детского сада стал хорошим средством для ознакомления детей с миром природы. Труд на участке, забота о растениях и животных, беседы позволили детям понять зависимость жизни и состояния различных живых природных организмов от факторов неживой природы и деятельности человека. Я показала детям зависимость жизни живых существ от него самого, хрупкость этой жизни. Понимая, что немаловажным в воспитании дошкольников является профессионализм и педагогическое мастерство воспитателя, я старалась каждый раз показывать пример экологически правильного поведения, взаимодействуя со всеми объектами природы, которые находятся рядом с детьми. У ребенка восприятие природы острее, чем у взрослого, так как он соприкасается с ней впервые. Поддерживая и развивая этот интерес, педагог может воспитать у детей положительные качества личности, познакомить с природными явлениями, объяснить их причины и взаимосвязь. М. Л. Налбадян сказал:

«Природа - это книга, которую надо прочитать и правильно понять… » Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению, развитию речи. Если педагог приучит детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, просторами полей, замысловатой формой снежинок, полетом ласточки, у ребенка разовьется художественный вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками. Убеждения человека формируются с детства. Одна из главных задач педагога дошкольного детства - помочь ребенку адаптироваться в окружающем мире. А для того, чтобы эта адаптация прошла безболезненно, необходимо ребенка знакомить с тайнами природы, показать интересное в жизни растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, красотой цветка, пейзажами родных мест. Л. Н. Толстой писал: «Ничего не развивает у ребенка таких качеств, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое и внимательное отношение ко всему живому, как умение воспринимать природу». Период дошкольного детства дает большие возможности для развития интереса, через развитие чувственного опыта дети учатся искать и находить новое в уже виденном. И. Я. Базик в статье «Ребенок и современный окружающий мир» - писал: «Ребенок дошкольник имеет богатую базу в виде сенсорных и интеллектуальных процессов, которые при благоприятном развитии дают почву для ранней стадии развития наблюдения. А таким благоприятным условием развития является природа, то место где человек родился, то, что его окружает с младшего возраста». Удивительный мир природы… Он встречает ребенка морем звуков, запахов, сотней загадок, тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. В сердце каждого из нас с детства остаются нежные и щемящие воспоминания: узкая тропинка в лесу, наполненном запахами и звуками, летний день… Эти памятные картинки согревают сердце во взрослой суетной жизни. А если ничего этого не было и вы никогда не бродили по шелковым травам, не видели разноцветье лугов, потому что детство было отгорожено от живой природы безразличным отношением к ней взрослых. Человек- часть природы, без взаимодействия с которой его

жизнь не может быть полноценной. Благодаря природе развивающийся организм постепенно накапливает здоровье и силы. Мир природы и мир движений, объединяясь, становятся мощным средством разностороннего развития ребенка в условиях психологического комфорта. В детском саду для ознакомления с природой широко используются прогулки. Прогулки имеют большое воспитательно-образовательное значение: они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны. Воспитатель имеет возможность показать детям приметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимодействиях, формировать конкретные представления о животных, растениях, о сезонных явлениях, о труде человека, он вводит ребят в жизнь родной природы, учит их приглядываться, подмечать ее особенности. Это способствует воспитанию любознательности, наблюдательности, пытливости. Прогулки доставляют детям радость и удовольствие от общения с природой, помогают почувствовать ее красоту. На прогулках целесообразно знакомить детей с явлениями природы или с теми признаками объектов, представление о которых могут сложиться лишь в течение длительного времени - в процессе наблюдений, игр, труда. Например, наблюдение за изменением погоды в разные сезоны целесообразнее организовать на прогулах. При этом детей знакомят с повседневными изменениями в природе, например таянием снега, набуханием почек и т. д. Изучая литературу по данной теме, я столкнулась с тем, что такие авторы, как М. М. Марковская, В. П. Пакулова, С. Н. Теплюк, предлагают некоторые практические советы, как знакомить дошкольников с природой, организовать наблюдения на прогулке

Развитие экологической культуры дошкольников в процессе познавательной деятельности на прогулках.

Используя данные технологии в своей деятельности, я пришла к выводу, что ни в одной из них нет конкретной системы наблюдений за живой и неживой природой на прогулках. Изучая проблему, я видела, что не все дети одинаково воспринимали материал, видение окружающего у всех разное, а практического совета как знакомить дошкольников с природой, исходя из его индивидуальности, в пособиях не было. Поэтому вначале своей работы я создавала благоприятную атмосферу и устанавливала благоприятные отношения между детьми. Отмечала, интересуются ли дети уголками природы, как себя проявляют по отношению к растениям и животным. В группе и на участке детского сада фиксировала высказывания детей, их самостоятельные наблюдения, проводила игры с использованием природного материала, природоведческих сюжетов. Наблюдения за детьми помогли выявить и индивидуальные особенности дошкольников, составить общее представление о степени развития воспитанников группы. Данные наблюдения позволили мне сделать вывод о степени развития интереса (в том числе к природе) является умение наблюдать, сравнивать, видеть главное, делать элементарные умозаключения об увиденном, а значит формировать прочные наблюдения за природой. Исходя из всего этого, я решила использовать определенную систему в работе способствующую развитию наблюдения. Наблюдение- это ведущий метод в изучении природы, который позволяет показать красоту, своеобразие, неповторимость данного организма, явления, предмета, или целого пейзажа, особенность строения объектов природы, результат взаимодействия человека и природы. Для ознакомления детей с природой я широко использую прогулки. Воспитывая у ребенка бережное отношение к природе, я забочусь и о физическом развитии (подвижные игры экологического содержания, походы в лес, экскурсии). В процессе экологического воспитания я обращаю внимание на развитие речи детей (обогащение словаря, звуковая культура речи, составление творческих и описательных рассказов по картинам о природе). Для развития воображения я использую дидактические игры, изготовленные из природного материала, учу детей ориентироваться на месте, используя карту, тем самым развиваю логическое мышление. Для предупреждения травматизма на участке и в группе я разработала наглядные пособия по ОБЖ. Проводила с детьми беседы на эти темы. На прогулках я знакомила детей с теми явлениями природы, представления о которых складываются длительное время. Я знакомила детей с таянием снега, набуханием почек, появлением травы и т. п. Здесь же я организовывала разнообразные игры с природным материалом- песком, водой, льдом, листьями, камнями (проводила опыты). Таким образом, у детей накапливался чувственный опыт, они видели природные явления в естественных условиях во всех связях и отношениях. На прогулках дети испытывали удовольствие от общения с природой. Повседневные наблюдения за явлениями природы не должны быть случайными, их надо заранее продумывать. При этом я использую разнообразные формы организации детей (фронтальные, групповые, индивидуальные). Фронтальная организация наблюдений на прогулках

используется для ознакомления детей с яркими сезонными изменениями, трудом взрослых. Так же наблюдения проводила с небольшими группами детей (рассматривание цветущего растения, появившихся всходов, насекомых и т. д.). На прогулках я проводила и индивидуальную работу. Большую работу во время прогулки я проводила на цветнике. Мы вместе с детьми сажали растения, поливали, пололи, рыхлили землю. Это мы делали весной и летом, а осенью собирали семена с цветов. Эту работу я планировала на утро и на вечер. Для труда на цветнике детей организовывала в зависимости от цели. Одни задания дети могли выполнять всей группой (посадку, другие (рыхление, сбор семян, полив) лучше выполнять с подгруппой детей. Одним из средств развития у детей интереса к природе являются наблюдения за погодой. Мы ежедневно чувствуем на себе ее влияние. Одеваемся мы в зависимости от погоды. Поэтому умение наблюдать и изучать погоду имеет большое практическое значение. Они расширяют детский кругозор, развивают наблюдательность и приучают детей к аккуратности и систематичности в работе. Во время наблюдения за погодой мы с детьми отмечаем следующие явления: температуру воздуха, силу ветра, осадки, облачность. В каждое время года стараюсь научить детей видеть красивое, неповторимое. Выделяли для наблюдения с детьми такие объекты и явления, которые обладают наибольшей выразительностью. Например:

- живая природа: деревья, кусты, ягоды, животные, птицы, насекомые и т. д.

- неживая природа: солнце, ветер, дождь, температурный режим, почва, воздух и т. п.

Ежедневно наблюдая с детьми за природой, я отмечала такие моменты:

- как растения реагируют на настроение природы?

- как люди реагируют на настроение природы?

Так же всестороннему развитию ребенка способствует труд в природе. В процессе труда воспитывается любовь к природе, бережное отношение к ней. У детей развивается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу. Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Я в своей работе широко использую труд в природе. Весной мы вместе с детьми сеем семена цветов, выращиваем рассаду, затем высаживаем на клумбы, поливаем, рыхлим землю, осенью собираем семена. Детям очень нравится собирать сухие листья на участке. Я научила детей, как правильно надо готовить гербарий. Так же летом мы собирали цветы и травы для гербария. Я объясняла детям, что травы бывают лекарственные, мы их собирали, сушили, а затем отдали в медицинский кабинет, чтобы зимой нам заваривали чай. Я вместе с детьми изготовила гербарий «Цветы и травы», «Деревья и кустарники». Некоторые дети продолжили эту работу дома с родителями. Например: Полина Хлебникова с мамой собрали гербарий «Растения нашего двора», «Деревья и кустарники Урала», Даша Кузеванова с мамой собрали гербарий «Лечебные цветы и травы», Вероника Соколова с мамой собрали

гербарий «Деревья и кустарники». Гуляя с детьми мы рассматривали и собирали интересные камушки. Придя в группу, мы вместе с детьми вымыли их, и дети самостоятельно разукрасили их по своему желанию. У нас получилась интересная коллекция «Веселые камушки». Детям это очень понравилось. Проводя наблюдения осенью, я старалась показать детям, как осенняя окраска листьев придает растениям особую чарующую силу. У хвойных деревьев. ели, сосны, особенно привлекательны шишки. Знакомила детей с красиво цветущими осенними цветами - шафранами, астрами и др. Создавала с детьми цветочную композицию, пробуждая фантазию детей. Из засушенных листьев и былинок, я учила создавать интересные аппликации. Поздней осенью я обращала внимание детей на растения, находящиеся уже в состоянии покоя, без листьев. Их стволы и ветки очень контрастно выделяются, особенно при хорошем солнечном освещении. Зимой я объясняла детям, что деревья отдыхают, и чтобы они не замерзли, мы с детьми засыпаем их корни снегом. Я обращала внимание детей на хвойные деревья. С помощью использования стихов помогала почувствовать красоту и разнообразие таящихся в них образов. Например: во время рассматривания деревьев задаю детям следующие вопросы:

- чем деревья отличаются от других растений?

- деревья живые или нет?

- много ли деревьев растет возле нашего детского сада? и т. п.

Во время прогулок мы с детьми наблюдаем за красотой зимней природы: искрящемся на солнце снегом, травинками, кустарниками, деревьями покрытыми инеем и припорошенными снегом. Детям очень нравится рассматривать следы на снегу, рисовать палочками узоры на снегу. Учила почувствовать волшебную силу зимнего затишья в природе. Так же зимой мы наблюдали за птицами, учила детей замечать их трудности, напоминала детям, что зимой птицам страшен не только холод, но и голод. На участке мы повесили кормушку, которую нам сделал папа Полины, и зимой кормили птиц. В конце зимы, начале весны я заносила в группу ветки тополя и березы. Учила детей любоваться их формой, радоваться набуханию почек, появлению первых листочков. На прогулках я тоже обращала внимание на набухание почек, соцветие вербы, первые травинки, первоцветы. Предлагала детям вспомнить какие изменения приносит весна в жизнь природы и человека (изменения в неживой природе, изменения в растительном мире). Гуляя с детьми летом, я обращала внимание на яркие краски природы. Чем ярче светит солнце, тем ярче становятся краски окружающие нас, тем больше появляется радости и впечатлений у детей. Я подводила детей к пониманию того, что лето для природы - время труда и забот. Знакомила детей с классификацией растений на: культурные и дикорастущие. Сообщала детям, что растительный мир дикой природы очень богат и разнообразен. Каждый цветок, который мы встречаем в лесу, на лугу, на участке детского сада, хранит свою тайну, каждому из них мы должны быть благодарны. Знакомя детей с особенностями разных растений, мы изучали правила личной безопасности:

- не трогай растения, которые не знаешь,

- не ешь ягоды с незнакомых растений,

- собирай грибы только те, которые ты хорошо знаешь.

На закрепление знаний детей о природе полученных в процессе наблюдений, я использую дидактические игры по экологии («найди пару», лото «парочки» и др. на прогулке мы играем в подвижные игры («подбеги к названному дереву», «раз, два, три к рябине беги» и др.). Детям это очень нравится. Свои наблюдения за детьми я фиксировала с помощью фотографий, у меня получилась фотовыставка «Мы и природа». Так же я оформила выставку детских работ совместно с родителями на тему: «Мы – друзья природы». Сотрудничая тесно с родителями мы принимали участие в таких конкурсах, как:

- «Я – исследователь»- заняли II место в региональном туре,

- «Если будут звенеть родники, будет биться и сердце России»- II место,

-«Мир вокруг нас»,

- «Дорога к звездам начинается с добра»,

- «Родники»,

- «Хочу все знать» конкурс интеллектуалов I место,

- «Слет туристят».

Я принимала участие в тематических выставках в нутрии детского сада. Под моим руководством родители вместе с детьми изготавливают поделки из природного материала, рисунки на осенние, зимние темы. Совместно с родителями была организована выставка детских рисунков «Берегите природу». Я принимала участие в семинаре - практикуме по экологическому воспитанию. В течении года на занятиях и в свободное время дети выражают свои впечатления в рисунках, аппликации, лепке. Постоянно я подвожу детей к пониманию того, что наша земля очень богата. Она единственная в солнечной системе «живая планета». Земля является общим домом для всех людей, животных, растений, насекомых и т. д. И этот дом надо беречь.

Проектная часть.

Для дальнейшей своей работы я поставила перед собой несколько задач:

- совершенствовать данную систему работы,

- привести в соответствие с Федеральными Государственными Требованиями документацию группы,

- составить план преемственности со школой по экологическому воспитанию,

- продолжать формировать инновационную предметно - развивающую среду в соответствии с психо - физиологическими особенностями детей (наглядные пособия и т. д.

- продолжать совместно с родителями озеленение участка с формированием экологических зон (болото, кустарник, грибы и т. д.

- участвовать в областных конкурсах на интернет сайтах на экологическую тему.

Заключение

Проведенная мной работа показывает хорошую динамику. Она наглядно представлена в результатах диагностики.

группа процент детей

овладевших экологическими

нормами и правилами. Процент детей