ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ АРТТЕРАПИИ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  СРЕДСТВ  АРТТЕРАПИИ  В  РАЗВИТИИ  ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ  СФЕРЫ  СТАРШИХ  ДОШКОЛЬНИКОВ

Фрольченко  Татьяна  Борисовна

студент  4  курса,  кафедра  ПиМНО,  СВФУ  ТИ  (ф),  РФ,  г.  Нерюнгри

Новаковская  Виктория  Сергеевна

научный  руководитель,  ст.  преподаватель  ПиМНО,  СВФУ  ТИ  (ф),  РФ,  г.  Нерюнгри

Развитие  старших  дошкольников  представляет  собой  глубокий,  целостный  процесс,  который  связан  с  развитием  эмоций.  Эмоции  играют  большую  роль  в  развитии:  определяют  эффективность  обучения,  принимают  участие  в  становлении  творческой,  трудовой,  учебной  деятельности,  взаимоотношениях  ребенка  со  сверстниками.  В  дошкольном  возрасте  дети  недостаточно  умеют  управлять  своими  эмоциями,  поэтому  задачей  взрослого  становится  научить  ребенка  управлять  своим  поведением  и  деятельностью,  предвидеть  ее  результат  и  контролировать  выполнение. 

В  последние  годы  число  дошкольников  с  нарушениями  психоэмоционального  развития  значительно  увеличилось.  К  характерным  симптомам  этих  нарушений  относятся  эмоциональная  неустойчивость,  враждебность,  агрессивность,  тревожность  и  т.  д.,  что  серьезно  осложняет  взаимоотношения  ребенка  с  окружающим  миром  [1,  с.  5].  Правильно  организованная  педагогическая  работа  в  этом  направлении  может  не  только  обогатить  эмоциональный  опыт  дошкольников,  но  и  значительно  смягчить  или  даже  полностью  устранить  недостатки  в  их  личностном  развитии.

Осваивая  социальную  обусловленность  эмоций,  старшие  дошкольники  овладевают  нормативными  категориями,  эталонами  их  проявления,  что  способствует  начальному  становлению  эмоциональной  культуры  личности.  Ребенок  с  развитыми  эмоциями  легче  преодолевает  эгоцентризм,  лучше  включается  в  учебно-познавательные  ситуации,  успешнее  самореализуется  в  деятельности.

Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  дошкольного  образования  (приказ  Министерства  образования  и  науки  РФ  от  «17»  октября  2013  г.  №  1155)  включает  задачи  «охраны  и  укрепления  физического  и  психического  здоровья  детей,  в  том  числе  их  эмоциональное  благополучие»  [4].

Изучением  эмоциональной  сферы  детей  дошкольного  возраста  занимались  отечественные  и  зарубежные  ученые  (Л.И.  Божович,  В.  Вунд,  Л.С.  Выготский,  У.  Джеймс,  К.Э.  Изард,  Н.С.  Ежкова,  И.Ю.  Кулагина  и  др.),  а  также  педагоги-психологи  дошкольных  образовательных  учреждений  РФ  и  РС  (Я)  ( Н.М.  Каблаш  г.  Алдан;  Н.И.  Шиднина  г.  Саратов;  Н.А.  Смирнова  г.  Нерюнгри;   О.Б.  Кондратюк  г.  Нерюнгри;  Е.В.  Охотникова  г.  Шарья ),  которые  в  своей  работе  используют  разнообразные  методы  арттерапии:  пение,  рисование,  музыку,  театрализованную  деятельность. 

Эмоциональная  сфера  —  это  важная  составляющая  в  развитии  старших  дошкольников.  Эмоциональное  состояние  представляет  собой  особый  класс  психических  процессов  и  состояний,  который  составляют  переживаемые  в  различной  форме  отношения  ребенка  к  предметам  и  явлениям  действительности.

Важным  основанием  для  эмоционального  развития  старших  дошкольников  является  овладение  социальными  формами  выражения  эмоций,  формирование  чувства  долга,  развитие  эстетических,  моральных  чувств.  Эффективными  в  работе  со  старшими  дошкольниками  являюььтся  методы  и  средства  арттерапии.

Арттерапия  — это  один  из  психотерапевтических  методов,  основанных  на  искусстве  и  творчестве,  способствующий  социальной  адаптации  дошкольника.  Проблемами,  которые  эффективно  решает  арттерапия  являются:  развитие  познавательно-речевой  активности,  коррекция  поведения,  гармонизация  эмоционального  состояния  дошкольников,  выявление  творческого  потенциала,  развитие  оригинальности  мышления,  улучшение  внимания  и  памяти,  рост  самооценки,  развитие  коммуникативных  способностей.

Анализ  психолого-педагогического  опыта  РФ  и  РС  (Я)  позволил  систематизировать  методы  работы  со  старшими  дошкольниками.  Так,  нами  были  определены  направления:  сказкотерапия,  музыкотерапия,  изотерапия,  игротерапия.

Использование  в  практической  деятельности  методов  и  средств  арттерапии  способствует  снятию  эмоциональной  напряженности,  учит  понимать  эмоциональное  состояние  других  людей,  свободно  выражать  свои  эмоции.  Творческое  использование  различных  арттерапевтических  методик  направлено  на  обогащение  практического  творческого  опыта  дошкольников.

С  целью  выявления  уровня  развития  эмоциональной  сферы  старших  дошкольников  с  02.09.2013  г.  по  30.09.13  г.  в  старшей  группе  (18  человек)  ДОУ  №  30  «Буратино»  п.  Чульман  РС  (Я)  проведена   диагностика  уровня  развития  эмоциональной  сферы  старших  дошкольников,  включающая  в  себя  методики:  «Кактус»  (М.А.  Панфилова)  [2];  «Изучение  понимания  эмоциональных  состояний  людей,  изображенных  на  картинке»  ( Г.А.  Урунтаева)  [3] ;  «Неоконченные  рассказы»  (П.А.  Гаврилова)  [5];  опросный  лист  для  педагога  (А.М.  Щетинина)  [5].

На  основании  результатов  исследования  выделены  следующие  характеристики.  У  44  %  дошкольников  анализ  рисунков  показал  наличие  тревожности.   У  16  %  выявлена  агрессивность.   45  %  старших  дошкольников  не  понимают  эмоциональные  состояния  людей.  В ыявлено,  что  только  55  %  детей  проявляют  интерес  к  состоянию  другого  человека,  ярко  эмоционально  на  него  реагируют,  активно  включаются  в  ситуацию,  пытаются  помочь,  успокоить.  Выявлен  тот  факт,  что  12  %  (2  человека)  группы  эмоционально  неблагополучны.

Итак,  целью  первичной  диагностики  явилось  изучение  уровня  развития  эмоциональной  сферы  старших  дошкольников.  Р езультаты  психолого-педагогической  диагностики  показали,  что  уровень  развития  эмоциональной  сферы  крайне  не  однороден,  и,  помогли  спланировать  ход  дальнейшей  работы.

С  целью  развития  эмоциональной  сферы  старших  дошкольников  составлена  психолого-педагогическая  программа  «Мир  моих  эмоций»  с  использованием  средств  арттерапии.  Программа  курса  включает  в  себя  три  основных  раздела:  «Мир  эмоций»;  «Я  и  эмоции  других  людей»;  «Я  дарю  вам  радость».  Составлено  календарно-тематическое  планирование,  содержащее  21  занятие  по  25  минут  каждое  и  5  минут  на  подготовку.

Занятия  включали  средства  арттерапии:  сказкотерапию,  изотерапию,  игротерапию  и  музыкотерапию.

Метод  сказкотерапии  выполняет  важнейшую  роль  в  развитии  воображения,  с пособствует  развитию  у  ребенка  сопереживания  и  сочувствия,  радости  и  сострадания.  Старшие  дошкольники  на  примере  героя  узнали,  как  можно  справиться  со  своим  страхом,  справиться  с  трудностью.   Вместе  с  героем  сказки  научились  приемам  не  накапливать  обиды  и  огорчения,  научились  проговаривать  свои  переживания,  чувства,  мысли  и  т.  д.  Занятия  развивают  творческое  воображение,  способствуют  раскрытию  творческого  потенциала.

Использование  метода  изотерапии  помогает  старшим  дошкольникам  преодолевать  эмоциональные  проблемы,  развивать  уверенность  в  себе,  воображение,  смекалку,  но  и  давать  возможность  получать  огромную  радость  от  общения  друг  с  другом,  а  так,  же  развивать  художественные  способности,  технические  навыки.  На  занятиях  дошкольники  рисовали  карандашами,  красками,  лепили  из  пластилина,  соленого  теста,  рисовали  пальчиками  и  всей  ладонью,  и  т.  д.

Метод  игротерапии  способствует  осознанию  своих  эмоций  и  пониманию  эмоций  других  людей.  Занятия  способствовали  развитию  творческих  способностей,  развитию  словаря,  дети  приобщились  к  искусству,  испытали  чувство  удовлетворения  от  совместных  игр.  В  ходе  занятий  произошло  установление  эмоционального  контакта  со  всеми  участниками,  снятие  напряжения  и  создание  положительного  фона.

Музыкотерапия  с пособствовала  развитию  у  детей  познавательных  процессов,  коммуникативных  навыков  и  навыков  сотрудничества,  доброжелательного  отношения  к  окружающим,  научило  понимать  чувства,  переданные  в  музыке,  различать  оттенки  настроения,  сопереживать,  радоваться,  заряжаться  положительными  эмоциями.  В  ходе  занятия  дети  слушали  музыку,  определяли  ее  характер, пели,  танцевали,  импровизировали  на  музыкальных  инструментах.

Таким  образом,  занятия  по  программе  «Мир  моих  эмоций»,  способствовуют  снижению  уровня  тревожности,  агрессивности,  способствуют  повышению  уверенности  и  личностной  самооценки,  положительному  взаимодействию  дошкольников

В  период  с  25.04.2014  по  01.05.2014  года  нами  проведена  итоговая  диагностика  с  целью  определения  динамики  уровня  развития  эмоциональной  сферы  старших  дошкольников.  Контингент  детей  остался  прежним.

Результаты,  полученные  нами  в  ходе  диагностики,  были  проанализированы  в  сравнении  с  результатами  первичной  диагностики.  Достоверность  полученные  данных  была  проверена  по  методике  м атематической  обработки  психологических  данных  Х 2  критерий.

Исследования  по  методике  Кактус  показали,  что  у  большинства  старших  дошкольников,  посетивших  наши  занятия,  стали  заметны  улучшения  в  развитии  эмоциональной  сферы.  Норма  развития  эмоциональной  сферы  старших  дошкольников  составила  56  %  (12  чел.),  что  на  27  %  больше,  чем  при  первичной  диагностике.

Низкий  уровень  понимания  эмоциональных  состояний  людей  по  методике  Г.А.  Урунтаевой  составил  17  %  (3  чел.).  Показатель  высокого  уровня  понимания  эмоциональных  состояний  людей  при  итоговой  диагностике  составил  61%,  при  первичной  диагностике  данный  уровень  составлял  16,5  %  (3  чел.).

Результаты  итоговой  диагностики  представлены  на  рисунке  1.

Рисунок  1.  Результаты  диагностики  «Изучение  понимания  эмоциональных  состояний  людей,  изображенных  на  картинке»  Г.А.  Урунтаевой,  (сентябрь  2013,  апрель  2014  г.)

В  результате  было  выявенно  вероятность  допустимой  ошибки,  которая  составила  0,001,  поскольку  13,82  <  36,47.

В  результате  исследования  по  методике  «Неоконченные  рассказы»  было  выявлено,  что  уровень  гуманистического  характера  эмпатии  увеличился  на  16  %  и  составил  83  %  (15  чел.),  а  уровень  проявления  эгоцентрического  характера  эмпатии  уменьшился  на  16  %  и  составил  17  %  (3  чел.).

По  мнению  педагогов  уровень  эмоционально  благополучных  детей  увеличился  на  23  %  и  составил  78  %  (14  чел.).  Низкий  уровень  эмоционально  не  благополучных  детей  снизился  на  23  %  и  составил  7  %  (1  человек).

Таким  образом,  в  своей  работе  мы  исследовали  актуальные  проблемы  развития  эмоциональной  сферы  старших  дошкольников  средствами  арттерапии  и  пришли  к  выводу,  что  соответственно  организованная  психолого-педагогическая  работа  в  этом  направлении  может  не  только  обогатить  эмоциональный  опыт  дошкольников,  но  и  значительно  смягчить  или  даже  полностью  устранить  недостатки  в  их  личностном  развитии.

Список  литературы:

1. Ежкова  Н.С.   Эмоциональное  развитие  детей  дошкольного  возраста.  М.:  Владос,  2010.  —  128  c.

2. Панфилова  М.А.   Игротерапия  общения.   Практическое  пособие  для  психологов,  педагогов  и  родителей.  М.:  ГНОМиД,  2001.  —  160  с.

3. Урунтаева  Г.А.   Практикум  по  детской  психологии.  М.:  Владос,  1995.  —  291  с.

4. Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  дошкольного  образования   [электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL :  http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html  (дата  обращения  10.05.2014).

5. Щетинина  А.М.   Диагностика  социального  развития  ребенка.  В.  Новгород.:  2000.  —  88  с.