Подписи к слайдам:

Познавательные способности Познавательные способности - это индивидуально-типологические особенности личности, формирование которых проходит через становление образных форм познания действительности: восприятия, образную память, наглядно-образное мышление, воображение, то есть создание образного фундамента интеллекта. Центральное место в структуре познавательных способностей занимает способность создавать образы, отражающие свойства предметов, их общее строение, соотношение основных признаков или частей и ситуаций. Познавательные способности Сенсорные способности Интеллектуальные способности Творческие способности Наиболее эффективными формами для развития сенсорных способностей дошкольников являются: дидактические игры;моделирование сказок, художественных произведений;изобразительная деятельность; Для развития интеллектуальных способностей детей эффективны следующие формы: моделирование сказок, художественных произведений;разгадывание ребусов;изобразительная деятельность. Творческие способности детей дошкольного возраста можно развить, используя такие формы, как: речевые игры;сюжетно-ролевые игры (по сюжетам прочитанных произведений);литературные викторины, конкурсы, досуги, развлечения;театрализованная деятельность;изобразительная деятельность.

Приоритетной задачей современной концепции дошкольного воспитания является максимальное содействие воспитанию творческой личности в условиях субъективно-личностного взаимодействия педагога с ребенком.

Проблеме творчества и творческих способностей уделяли внимание психологи Л.C. Выготский, Б.М. Теплов, В.И. Киреенко, Ю.А. Полуянов и педагоги Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, Е.А. Флерина, Г.Г. Григорьева. В исследования ученых доказано, что в изобразительной деятельности дети дошкольного возраста способны проявлять творчество. При этом детское творчество имеет свои особенности и не может полностью соответствовать критериям творчества взрослых. Поэтому руководство изобразительной деятельностью требует от воспитателя знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знания его специфики, умения использовать методических приемов как руководства творческим процессом, так и развитием детского творчества. Это сложно, так как для того, чтобы руководить, научить ребенка творческой деятельности, воспитатель сам должен обладать творческим потенциалом и уметь выразить себя творчески.

В становлении способности к творчеству ребенка особая роль отводится искусству, художественным видам деятельности, которые занимают важное место в процессе дошкольного воспитания. Занятия изобразительной деятельностью в детском саду предполагают развитие творческой деятельности. Однако слишком регламентированное воспитание и обучение в детском саду не способствует формированию творческой активности, мышления, развитию творческой личности. Педагогическая практика показывает, что часто деятельность детей носит репродуктивный характер, воспитатель даёт образец, следуя которому дети лишаются возможности самостоятельного поиска способов действий.

На занятиях изобразительной деятельностью методика развития творческого потенциала в основном рассчитана на применение во время занятий нетрадиционных художественных материалов. Использование же игровых приемов на занятиях для развития творчества в изобразительной деятельности недостаточно разработано, несмотря на то, что этот прием активно используется педагогами на практике.

Путь на сайте

«Развитие художественно – творческий способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности» Л.В. Милютина, воспитатель

Рубрики

Автор: Габдрахманова Миляуша Рафиковна.Воспитатель. МАДОУ ЦРР - ДС №44 "Золотой ключик" ХМАО - Югра г.Нижневартовск.

Развитие творческих способностей детей посредством освоения нетрадиционных техник рисования

Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников.

Многолетний опыт педагогической работы показывает, что отсутствие необходимых изобразительных умений у детей часто приводит к обыденности и невыразительности детских работ, так как, не владея определенными способами изображения, дети исключают из своего рисунка те образы, нарисовать которые затрудняются. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия.

Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях, обсуждение с коллегами в образовательном учреждении привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Приобщая детей к искусству, я выбрала направлением в своей работе – использование в рисовании нетрадиционных техник.

Таким образом, возникла необходимость создать такую систему занятий изобразительной деятельностью, которая стимулировала творческий потенциал детей, развивала их художественно – творческие способности.

Цель педагогического опыта – развитие творческих способностей дошкольников на основе изучения и освоения нетрадиционных техник рисования.

Первоначальный этап - подбор необходимой методической литературы, разработку программы, тематического перспективного плана работы на год, конспектов занятий, оформление наглядных пособий, организацию предметно-развивающей среды.

На втором этапе - введение в воспитательно-образовательную работу с детьми новых форм и методов в художественно-продуктивную деятельность.

Опыт представляет систему работы, направленную на формирование творческих способностей детей дошкольного возраста на основе изучения и освоения различных техник рисования, которая включает в себя комплексные занятия, развивающие игры и упражнения, консультации для педагогов и родителей, практические приёмы работы с различными материалами.

Новизна заключается в оптимальном подборе нетрадиционных методов и приёмов артпедагогики. Нетрадиционные техники рисования ранее использовались разрозненно, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности. Новизна педагогического исследования заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками. Работая в этом направлении, убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности.

Современные ученые, психологи, педагоги (Г. Г. Григорьева, Т. С. Комарова, В. С. Мухина, Г. И. Щукина придавали большое значение развитию художественно-творческих способностей детей, рассматривали специфику организации занятий по изобразительной деятельности.

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.

• Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.

• - Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

• - Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с воспитателями и другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.

• - Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

• - от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;

• - от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

• сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости, и приглашает ребёнка отправиться в путешествие;

• Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять детям способы действий и показывать приёмы изображения.

Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому нужно использовать новые развивающие технологии:

В своей работе использую такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения. Методы: наглядный, словесный, практический. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.

Для рисования в детском саду можно представить различные материалы: простые и цветные карандаши; акварельные и гуашевые краски; восковые мелки; фломастеры; акварельные мелки; пастель; уголь; сангину; пластилин и тушь. В практике обучения детей изобразительной деятельности широко используют разнообразные материалы. Детям нравится новизна. Они с большим интересом рисуют даже простым графитным карандашом, используя различный нажим для передачи оттеков предмета.

С самого начала приобщения ребенка к рисованию надо научить его правильно пользоваться разными изобразительными материалами, научить детей техникам рисования.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Для того чтобы заинтересовать родителей своей работой, в группе регулярно организуются выставки детских работ. Проводятся консультации, на которых мы показываем родителям, как рисовать нетрадиционными техниками.

Результаты диагностики развития творческих способностей детей (по методике Т. Г. Казаковой) свидетельствуют о положительной динамике:

Анализируя проделанную работу, направленную на развитие творческих способностей дошкольников в системе занятий по изобразительной деятельности, можно отметить, что в процессе творчества дети научились воплощать свои замыслы, свободно выражать свои мысли, стали проявлять инициативу. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусств.

Е. Н. Лебедева «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников»

А. М. Страунинг «Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности».