Скачать:

Предварительный просмотр:

МБ ДОУ

«Центр Развития Ребёнка – д/с №99»

Детская одарённость

в художественно творческой деятельности дошкольников.

Чита 2013 год

Актуальность проблемы.

Детская одаренность среди самых интересных и загадочных явлений природы находится на одном из первых мест. В наши дни интерес к ней очень высокий, это все объясняется общественными потребностями. На практике традиционные формы и методы изобразительной деятельности дошкольников сдержанно влияют на развитие познавательной деятельности одаренных людей. Среди детей есть те, которые рисуют и видят то, что они изобразили, и есть такие, которые изображают и видят даже то, что не нарисовано. В связи с этим возникает необходимость познакомить детей с нетрадиционными техниками, которые имеют место в изобразительном искусстве.

С помощью таких техник появляется возможность показать новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. При создании методической разработки по ИЗО деятельности наше внимание было сосредоточено на том, чтобы занятия были не обычными, а такими, которые развивают творческие и изобретательские способности детей. На этих занятиях дети должны знакомиться с различными техниками, своеобразными приемами в ИЗО, использовать различные материалы, так как дети по своей природе являются экспериментаторами и исследователями. Методическая разработка «Волшебный мир красок» направлена на поиск новых решений в организации работы по изобразительной деятельности и развитию творческих возможностей детей. Эта методика рассчитана на четыре года, и предлагается детям с 3 до 7 лет. Обучение проходит в три этапа.

На первом этапе обучения дети знакомятся с основами художественных восприятий, а также у них развивают ощущения и представления по ИЗО. На втором этапе обучения детей знакомят с основами художественных представлений, с выражением в рисунке восприятия мира: цвета, музыки, слов. На третьем этапе обучения дети изучают основы художественного, творческого мышления и знаний, и создания образа с помощью цвета, музыки, рисунка.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Но, несмотря на это, данный феномен является менее изученным и наиболее противоречивым с точки зрения определения.

Долгое время одаренность рассматривали, как божественный дар и лишь в середине XIX века сформировалось представление о наследственной природе этого дара. Первым исследователем, рассматривавшим одаренность не как божественное предопределение, а как результат врожденных, наследственно обусловленных свойств, был англичанин Ф.Гальтон.

За это время проблемой одаренности занимались многие ученые, в большинстве своем зарубежные: Дж. Гилфорд, П. Торренс, Э. Ландау и др. Исследования Лейтеса Н.С. Савенкова А.И. Матюшкина А.М. многое прояснили в феномене одаренности.

Особенно остро эта проблема встала в последние годы с появлением в 1975 году Всемирного совета по одаренным и талантливым детям. Стали разрабатываться концепции одаренности, включающие подходы к определению, вопросы о природе, главенствующих факторах формирования данного феномена, и главное, методики диагностики одаренности и программы последующего развития незаурядных способностей: фигурные тесты Равена, шкала определения IQ Станфорд-Бине. Отечественная психология немного отстала в этом вопросе, поэтому многие методики диагностики, программы развития заимствованы из зарубежной практики, большинство из которых адаптированы к нашим условиям: методика Богоявленской Д.Б. экспресс-методика Азарян А.Г. др.

В последнее время появилось очень большое количество публикаций в широкой прессе на данную тему, где особое внимание уделяется диагностике и развитию способностей ребенка. Но, как правило, выпускается из виду воспитательный аспект: известно, что такие дети не только необычайно способны, но и имеют ряд особенных психологических свойств. Тонкое чувство юмора, большая независимость в суждениях, нестандартные ответы и решения, отсутствие внимания к условностям и правилам, необычайная психо-социальная чувствительность и др.  Одаренные дети отличаются от других детей, но также непохожи и между собой, для каждого одаренного ребенка существует все таки свой, сугубо индивидуальный темп развития.

Одаренные дети уникальны, они отличаются от других детей, но и в группе одаренных дошкольников нет ни одного похожего ребенка - у каждого свой набор способностей, свой темп развития, именно для них особую важность приобретает индивидуальный подход в обучении, воспитании, общении, и просто в повседневной жизни.

Прогрессивные педагоги во все времена уделяли повышенное внимание вопросу об индивидуальном подходе. Интересные открытия и выводы мы находим в работах Я.А. Коменского, Ж-Ж. Руссо, Г. Песталоцци, Р. Оуэна. Коменский первый заговорил о том, что процесс обучения необходимо строить с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, которые нужно выявлять путем систематических наблюдений. Данная проблема получила развитие и в учениях прогрессивных педагогов России: К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, Е.Н. Водовозовой, А.С. Макаренко, Я.И. Ковальчук. Ушинский К.Д. разработал обширную методику приемов индивидуального подхода к детям.

Современная тенденция к индивидуализации обучения, к воспитанию свободной творческой личности, к максимальному учету возрастных и индивидуальных особенностей ребенка получает все большее распространение. Но, не смотря на большое количество публикаций, вопрос весьма скудно раскрыт: больше декларативных лозунгов о необходимости персонифицированного подхода к детям и совсем мало сущности этого принципа, и уж тем более технологии осуществления индивидуального подхода: условий, методов, приемов.

Обе поднятые проблемы - одаренности и индивидуального подхода, являясь столь необходимыми, не разрабатывались и попросту игнорировались в советской педагогике. Это может объясняться политической ситуацией в России в XX в. - сама теория существования «сверхлюдей», принцип индивидуального подхода шли в разрез с господствовавшей тогда идеологией всеобщего равенства. Именно поэтому данное направление слабо освещено в литературе и, на наш взгляд, требует дополнительного изучения.

Наибольший интерес в исследовании представляет художественная одаренность, так как именно она раньше других и ярче всего проявляется в дошкольном возрасте. Изобразительное направление выбрано не случайно - ведь результатом деятельности являются детские рисунки, которые можно не только хранить, экспонировать, сравнивать, но и которые по сути есть отражение развития ребенка - его интересы, отношение к окружающему миру, уровень развития познавательных процессов, творческой активности, в конце концов, уровень сформированности технических умений и навыков, что является показателем, прежде всего, обучаемости.

На наш взгляд, изучение одаренности в педагогическом ракурсе наиболее значимо, т.к. одна из проблем одаренного ребенка - своевременное нераскрытие его способностей, как говорится «заглушили на корню». Педагог не знающий основ одаренности, признаков, видов таланта, основ развивающего обучения не сможет воспитать одаренного ребенка, т.к. только личность может воспитать личность. Важнейшим условием формирования гармоничной личности является индивидуальный подход к детям, а для одаренных детей этот аспект наиболее значим в силу их специфических особенностей.

Методика работы с художественно одаренными детьми:

проблемы и поиски

В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка – позволяют по-новому разрешить проблему одаренности детей-дошкольников, открывают новые аспекты ее изучения.

Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность?

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности, в том числе имеющей стихийный, самодеятельный характер.

Существует две формы проявления одаренности:

1) Явная одаренность (обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо, в том числе и при неблагоприятных условиях; достижения ребенка очевидны).

2) Скрытая одаренность (проявляется в замаскированной форме). Причины, скрытой одаренности ребенка заключаются в ошибках, допущенных взрослыми при его воспитании и развитии, в особенностях его взаимодействия с окружающими людьми, в специфике культурной среды (освоение норм поведения).

Отметим виды деятельности, в которых проявляется одаренность.

- В практической деятельности (одаренность в ремеслах, спортивная и организационная).

- В теоретической (познавательной) деятельности (интеллектуальная одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др).

- В художественно-эстетической деятельности (хореографическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная).

- В коммуникативной деятельности (лидерская одаренность, характеризующаяся способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить).

- В духовно-ценностной деятельности (одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям).

Остановимся на проблеме и методике работы с детской художественной одаренностью, а именно изобразительной.

Художественные способности раньше других обнаруживают себя. Дети одарены ко всем видам искусства, но самое прочное признание они получили в изо - творчестве, и не удивительно, ведь продукт их деятельности – рисунки можно хранить, экспонировать, изучать, как свидетельство талантливости маленького автора.

Относительно художественного творчества значимую роль играют психологические механизмы, такие, как возрастные особенности, эмоциональный настрой, потребности, мотивация, индивидуальные особенности, личностные особенности ребенка.

Сочетание двух функций в художественном образе — изображение и выражение — придает деятельности художественно-творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнительных действий деятельности. Следовательно, определяет и специфику способностей к данному виду деятельности.

Основные задачи, которые мы ставим перед собой, при реализации деятельности направления художественно-эстетического цикла это:

- ознакомить детей с художественным творчеством;

- помочь детям раскрыть свой потенциал, развитие способностей и индивидуального творческого потенциала учащегося;

- создание комфортной среды общения;

- стимулировать дальнейшее развитие художественных навыков у художественно одаренных детей;

- социализация посредством полученных знаний;

- самоопределение личности.

Для реализации данных задач, используются такие методы работы, как групповая дискуссия, игровые методы, методы арттерапии, методы, направленные на развитие социальной перцепции, методы обучения изобразительной деятельности.

Повысить уровень изобразительных способностей дошкольников можно, если использовать:

- разнообразные изобразительные техники и материалы;

- задания разного уровня сложности;

- педагогические и психологические технологии, направленные на развитие изобразительных способностей, образного мышления, творческого воображения, изобразительных навыков;

- диагностику, направленную на изучение развития изобразительных способностей детей школьного возраста.

Такие мероприятия помогают ребенку раскрыться, проявить себя, показать окружающим и себе свои возможности.

Проблемы работы с одаренными учащимися - одна из современных задач модернизации образования.

Таким образом, можем отметить, что изобразительные способности детей дошкольного возраста продолжают оставаться актуальной проблемой современности и характеризуются разнообразием взглядов и подходов к сущности и структуре понятия «изобразительные способности».

Методы выявления и развития художественных способностей детей.

Современные тенденции к индивидуализации обучения, а также к воспитанию нестандартно думающей творческой личности получает всё большее распространение.

В связи с этим перед детскими образовательными учреждениями встаёт важная задача по обеспечению оптимальных условий для развития детей с завышенными художественными способностями.

Важнейшим из них является индивидуальный подход к одарённым детям в силу их специфических способностей.

Педагог не может воспитать одарённого ребёнка, не ведая об основах одарённости и развитию обучения, не зная признаков и видов таланта. Для того, чтобы одарённость малыша на «заглохла» на начальном этапе, взрослому необходимо так выстраивать образовательные ситуации, чтобы самая обыденная тема всегда преподносилась как «выход за рамки». Педагогу необходимо помнить, что творческая одарённость – это способность продуцировать и изобретать нестандартный продукт, это – потребность в выдвижении новых идей и фантастических гипотез. Это – постоянное контролирование (с его стороны) не степени усвоения готовых знаний, а творческого отклонения от них.

В целях развития креативности как художественно-творческой одарённости предлагаем использовать специальные методы стимулирования творческого таланта. Эти методы легко адаптируются у занятиям изобразительной деятельностью, и их комплексное применение формирует личность, фиктивно и нестандартно решать жизненные ситуации.

Метод «Моделирование игры» воображение и опыт.

В этом смысле воображение становится средством расширения опыта ребёнка, так как он может воображать то. Что он не видел, может представить себе по чужому рассказу и описанию то, чего в его непосредственном личном опыте не было. Воображение помогает человеку усваивать чужой исторический или социальный опыт, упражняться в придумывании нового замысла, ролевого поведения новых персонажей и т.д.

Эмоции и Художественный образ.

Эмоция обладает способностью подбирать впечатления, мысли и образы, которые созвучны тому настроению, которое владеет нами в данную минуту. Чем больше ребёнок видел, слышал и пережил. Чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его воображения.

Фантазия и идея.

Создание чего-то существенно нового, отсутствующего в опыте ребёнка и не соответствующего какому-нибудь реально существующему предмету, однако, приняв материальное воплощение, начинающего реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. (нарисуй то что способно выполнить все твои желания)

Метод «Стимулирования творческой активности».

Этот метод подходит для  активизации творческого потенциала ребёнка. В ходе решения нестандартной проблемы выстраивается ряд вопросов, а также инсценируются ситуации, подталкивающие ребёнка к разнообразным заключениям.

Взрослый вместе с ребёнком приходят к выводу, что у одной и той же задачи существует множество различных ответов, и каждый правильный, но только для своих конкретных условий. В таких условиях дети учатся не бояться высказывать свои мысли, снимают страх перед критикой и боязнью ошибиться.

Отличным стимулом творческой активности является постановка детей в ситуацию, когда им надо кого-то спасти, кому-то помочь, кому-то что-то посоветовать.  Примеры:

Задача: придумать и изобразить существо, способное передвигаться по суше, под водой и по воздуху.

Решение:

    Научите детей задавать себе вопросы: - какие части участвуют в задаче (три – суша, вода, воздух)

Какие у этих частей есть свойства, способные помочь решить задачу (для каждой части нужно определить животное, способное передвигаться под водой, по суше, по воздуху)

    Научить детей осмысливать вопросы (Что можно извлечь из полученной информации0 Научите детей принимать решение. (Объединение частей животных, передвигающихся по суше, по воде, по воздуху).

Метод «Моделирование вероятности»

Метод моделирования вероятностей позволяет стимулировать мыслительную деятельность и творческую активность вместо «бездумного» воспроизведения. Собственно творчество ребёнка начинается с момента наделения определёнными качествами (нужными в соответствии с замыслом задания) существ, предметов, явлений, до этого этим качествами не обладавших.  Этом заключается цель и ценность заданий и игр, развивающих фантазию и творческие способности. Само моделирование нестандартной ситуации на занятии, создание её предметной среды, является главным фактором творчества ребёнка.

1. Противоположные характеристики.

    Изобрази Бабу-Ягу доброй, чистой, молодой. Изобрази избушку на курьих ножках в виде хрустального домика, дворец в сапожках. Изобрази разноцветное извержение вулкана.

2. Придумай, когда это бывает

    После встречи с Иваном царевичем. На другой планете. В гостях у радужной царевны.

3. Совмести в содержании рисунка разные характеристики.

4. Измени весь объект, когда мальчик с пальчик стал мальчиком с домик.

5. Измени части объекта, к примеру у Буратино появится нос слона.

6. Измени качество объекта – одуванчик из пушистого превратился в колючий.

7. Измени местонахождение объекта – Красная шапочка идёт к бабушке в Антарктиде.

Для современного педагога одним из главных направлений работы в образовательной области «Художественное творчество» должно стать создание условий, при которых развитие талантливых детей проходит оптимально, с учётом индивидуальных особенностей, темперамента, характера и даже настроения ребёнка, а в итоге – индивидуального маршрута, стимулирующего имеющиеся способности.

Но при этом не забывать тех, чья одарённость в настоящий момент может быть ещё не проявилась, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

И если каждое задание на занятиях изобразительной деятельностью вам удаётся проводить так, что ребёнок ощущает себя в позиции творца, то совсем недалека та черта, за которой не только у талантливых детей может начаться прохождение собственных неординарных художественных замыслов.