Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами интеграции художественно-творческой деятельности602174

Согласно новым ФГТ (приказ № 665) особое внимание в дошкольной педагогике уделено образовательным областям, где выделены общие задачи в каждой области на весь возрастной период. Показателем работы педагогов станут интегративные качества выпускника.

В образовательной области “Художественное творчество” выделены три задачи, одна из них – развитие детского творчества. Что же такое детское творчество? Детское творчество понимается как самостоятельная художественная деятельность.

Что же представляет собой изобразительное творчество ребенка дошкольного возраста? Отечественные педагоги и психологи рассматривают творчество как создание человеком объективно и субъективно нового. Именно субъективная новизна составляет результат творческой деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Рисуя, вырезая и наклеивая, ребенок дошкольного возраста создает для себя субъективно новое. Общечеловеческой новизны и ценности продукт его творчества не имеет. Но субъективная ценность его значительна.

Взаимосвязь различных видов деятельности в образовательном процессе эффективно способствует развитию изобразительного творчества детей. Для развития изобразительного творчества детей средствами интеграции были выделены задачи:

Основываясь на психолого-педагогическую литературу, учитывая новый подход к образовательному процессу, в работе были определены этапы развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста. Основополагающим принципом организации работы был выбран принцип комплексно – тематического планирования. Каждый этап включает в себя активное взаимодействие родителей и специалистов детского сада:

1-й этап – обогащение детей знаниями в зависимости от тематики (выбрана группой или подчинена общей теме детского сада). Используются адекватные возрасту формы работы: экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, посещение выставок, просмотр тематических слайдов.

На данном этапе стремлюсь к воспитанию у детей интереса к изобразительному искусству, насыщая их впечатлениями, используя синтез искусств: живопись художественное слово, музыка, театр.

2-й этап – приобретение определенных навыков, формирование умений в изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации). Навыки приобретаются в непосредственно образовательной деятельности и в самостоятельной. Навыки не только продуктивной деятельности, но и организаторские: ребенок участвует в обсуждении продукта деятельности, ставит цель, достигает, охотно участвует в создании коллективной работы.

Активно привлекаются родители к совместной с детьми работе: серия мастер – классов “Волшебная кисточка”, “Разноцветная карусель” и т.д.

3-й этап – активизация творческих проявлений детей. На этом этапе важна рациональная, грамотная организация среды. Адекватный подбор форм и методов работы с детьми: создание тематических выставок, выставка семейных работ “На осенней опушке”, “Первоцветы”, “Весенние переливы”, “Зимние забавы”.

Для педагога третий этап требует педагогической компетентности, т.к. на этом этапе взрослый оценивает результат деятельности ребенка.

Таким образом, посредством видов деятельности (игровой, музыкальной, познавательной, речевой), решается цель – развитие изобразительного творчества детей.

Развитие интереса к художественному творчеству у детей раннего возраста в совместной деятельности с педагогом

В соответствии с Федеральными Государственными Требованиями содержание образовательной области “Художественное творчество” в группе раннего возраста направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

Образовательная область “Художественное творчество” интегрируется с другими образовательными областями, а именно:

“Здоровье” – воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

“Коммуникация” – развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи.

“Познание” – сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений.

“Социализация” – формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

“Музыка” – использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства.

“Труд” – формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

“Чтение художественной литературы” – использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

“Безопасность” – формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности.

Художественное творчество является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей раннего возраста. В процессе продуктивной деятельности воспитывается интерес к различным видам искусства в целом. Обучение детей рисованию, лепке, аппликации активизирует познавательный интерес и способствует эффективному развитию воображения и восприятия, образных представлений, мышления, памяти, ручной умелости.

С точки зрения психологов и педагогов, процесс творчества не может развиваться сам по себе. Для этого нужно участие взрослого, направляющего деятельность детей, а также психолого-педагогические условия для успешной творческой деятельности. Во время выполнения детьми творческих заданий создается атмосфера доверия, педагог поддерживает идеи и деятельность каждого ребенка, поощряет их первые шаги в творчестве, помогает рассматривать допущенные ошибки как возможность для нового взгляда на что-то привычное, а значит, совместная деятельность взрослого и детей – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Она отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками.

В нашей группе совместную работу по художественному творчеству начинаем ещё в адаптационный период. Стали традиционными в этот период занятия из серии “весёлые ладошки”. Эти занятия позволяют нам не только начать работу по формированию интереса детей к художественному творчеству, но и создать положительный эмоциональный фон в отношении между детьми, между детьми и педагогом.

В своей работе используем как традиционные приёмы и методики, так и работу с нетрадиционными материалами (рисование ватными палочками, рисование кусочками поролона, пальчиковое рисование, рисование ладошками, рисование по крупе, аппликация крупой, аппликация салфетками и другие техники).

Очевидно, что работа в данном направлении не может быть успешной без создания в группе соответствующей развивающей среды. У нас создан уголок по художественному творчеству, где в наличии имеются: альбомы, цветная бумага, картон разных видов, карандаши, фломастеры, акварельные и гуашевые краски, кисточки, стаканчики-непроливашки, пластилин, дощечки для работы с пластилином, несколько видов трафаретов, мелки цветные, мелки восковые, разные виды бросового материала, которые так же используются в самостоятельной и совместной деятельности по художественному творчеству. В наших планах на следующий год создать в уголке наиболее благоприятные условия для осуществления детьми самостоятельной деятельности.

Из трёх основных разделов(развитие продуктивной деятельности, приобщение к изобразительному творчеству, развитие детского творчества), самый слабый показатель имеет раздел “приобщение к изобразительному творчеству”. По нашему мнению, потому что он наиболее тесно связан с развитием речи детей.

Методическая разработка по аппликации, лепке по теме: Развитие художественно творческих способностей детей дошкольного возраста

Теоретические основы исследований детского творчества (психолого-педагогические исследования по проблеме творчества)

Развитие художественно-творческих способностей – далеко   не новый  предмет   исследования. Проблема челове¬ческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой  потребности в овладении  творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса ста¬новится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных дейст¬вий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умст¬венного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человече¬ством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человече¬ское общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Объектом исследования данной курсовой работы является педагогический процесс, а именно процесс развития творческих способностей в дошкольном возрасте.

• изу¬чение проблемы развития художественно-творческих способностей дошкольников, а именно тех её аспектов, знание ко¬торых необходимо для практической деятельности в этом направлении воспитателей детских садов и родите¬лей.

• Определение  основных  направлений  и  педагогических  задач по развитию креативных способностей в дошкольном возрасте.

• Определение эффективности работы традиционных методик дошкольного воспитания в отношении развития творческих способностей детей.

В мировой педагогике стало общепринятым начинать развитие творческих способностей в детском возрасте на материале искусства и всевозможных детских игр. Сам процесс детского творчества развивается на основе двух подходов. С одной стороны, как указывал Л.С.Выготский, нужно культивировать творческое воображение, с другой стороны, в особой культуре нуждается процесс воплощения образов, создаваемых творчеством. Только там, где имеется достаточное развитие одной и другой стороны, детское творчество может развиваться правильно, давать ребенку то, что мы вправе от него ожидать.

Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога - опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность.

Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребенка.

Изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс творчества вызовет хорошее настроение.

Рисование для ребенка – своеобразная форма познания реальной действительности, окружающего мира, постижения художественного искусства, и потому требует углубленного изучения, прогнозирования и коррекции обучения детей. Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Мы считаем, что в связи с недостаточным развитием образной речи, дети более глубоко проявляют свои чувства и представления об увиденном в своих рисунках, нежели словами.

"Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок" - утверждал В.А.Сухомлинский. Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью. Они служат улучшению художественного образования и эстетического воспитания детей. Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

Теоретические основы исследований детского творчества (психолого-педагогические исследования по проблеме творчества)

Психологические и педагогические исследования, а также практика наших детских садов доказывают, что начало развития творческих способностей детей падает на дошкольный возраст, когда меняется характер их деятельности по сравнению с ранним детством. Этот новый тип деятельности Л.С. Выготский характеризует как переход к творческой деятельности, «если иметь в виду тот факт, что во всех видах деятельности дошкольника возникают совершенно своеобразные отношения мысли к действию, именно возможность воплощения замысла, возможность идти от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли. Возьмете ли вы рисунки, возьмете ли вы труд, - везде и во всем вы будете иметь дело с совершенно новыми отношениями, которые возникают между мышлением и действиями ребенка». В отличие от взрослых дети не способны во всех деталях обдумать предстоящую работу, они намечают лишь общий план, который реализуется в процессе деятельности. Задача воспитателя – развивать творческие способности ребенка, целенаправленно воображение, побуждать его в любом деле идти от мысли к действию.

Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопреде¬ляться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам худо¬жественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?

Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием "творче¬ство", "творческая деятельность". Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятель¬ность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее но¬вое отношение к действительности.

Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать вос¬производящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

Рассмотрим проблему развития универсальных творческих способностей, которые необходимы для успешного осуществления любого вида творческой деятельности, не зависимо от того научная она, художественная, техническая и т.д.

Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на во¬просе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также сущест¬вует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с са¬мого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.

Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и "дозревает" в первые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анато¬мических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности ра¬боты уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется сре¬дой образование новых. Этот период "дозревания" есть время наивысшей чув¬ствительности и пластично¬сти к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможно¬стей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к "моменту" этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее на¬чинается развитие. Если созре¬вание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут син¬хронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко - с наивысшим из воз¬можных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным.

Однако возможности развития способностей, достигнув максимума в "момент" созре¬вания, не остаются неизменными. Если эти возможности не ис¬пользуются, то есть со¬ответствующие способности не развиваются, не функ¬ционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование. Это угаса¬ние возможностей к развитию - необрати¬мый процесс.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благопри¬ятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом воз¬расте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание позна¬вать окружаю¬щий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, во¬влекая их в различные виды деятельности, способствуют расшире¬нию дет¬ского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпо¬сылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошколь¬ников более сво¬бодно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задав¬лено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необхо¬димо всячески развивать. Дошкольное детство также является сенситивным пе¬риодом для разви¬тия творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способно¬стей к творчеству. И от того, насколько были использо¬ваны эти возможности, во многом будет зависеть творческий потен¬циал взрос¬лого человека.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является соз¬дание условий,  способствующих формированию их творческих способностей.

На ос¬нове анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита, Б.Н. Никитина, и Л.Кэррола, можно выделить шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.

Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее пол¬за¬ние и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, на¬сколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствую¬щий момент спо¬собно наиболее эффективно развиваться. Например, еще за¬долго до обучения чте¬нию годовалому ребенку можно купить кубики с бук¬вами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чте¬нием.

Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает  из  самого  характера  творческого  процесса,  который  требует  максимального напряжения сил. Дело в том, что способности разви¬ваться тем успешнее, чем  чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и по¬степенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс по¬знания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малы вынужден больше, чем когда-либо, зани¬маться творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоя¬тельно и без предварительного обучения (если, разумеется, взрослые позволяют ему это де¬лать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч.  Роди¬тели не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.

Четвертое  условие  успешного  развития  творческих  способностей  за¬ключается  в предоставлении ребенку большой свободы  в выборе деятельно¬сти, в чере¬довании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает не¬навязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в под¬сказку. К сожалению, подсказка - распространенный среди родителей способ "помощи" детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может доду¬маться.

Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологи¬ческая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие ус¬пешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологи¬ческую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных от¬крытий. Важно постоянно сти¬мулировать ребенка к творчеству проявлять  со¬чувствие  к  его  неудачам, терпеливо  относиться  даже  к  странным  идеям не¬свойственным в реальной жизни. Нужно исключить из оби¬хода замечания и осуждения.

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ре¬бенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не ме¬шать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невме¬шательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго со¬хранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика до¬казывает это), если подобрать соответствующие методы обучения,  то даже до¬школьники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы ис¬кусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.

Воспитание творческих способностей детей  будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе ко¬торого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достиже¬ние конечной цели. И в данной курсовой работе, на основе изуче¬ния лите¬ратуры  по данной теме, попытались определить основные направле¬ния и педагогические задачи по развитию таких важнейших компонентов твор¬ческих способностей как творческое мышление и воображение в до¬школьном возрасте.

Таким образом, говоря о проблеме творческих способностей детей, хотелось бы под¬черкнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи. К сожалению, педагоги жалуются на отсутствие должной поддержки со стороны роди¬телей, тем более, если это касается педагогики творчества. Поэтому целесообразно проводить специ¬альные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том, по¬чему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необ¬хо¬димо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также родителям рекомендовалось бы специальная литература по этой проблеме.

Анализ про¬цесса творчества у детей позволил вы¬делить следующее противоречие: разви¬ваясь, ребенок усваивает общественный опыт — а именно способы действий с вещами, способы умственных и рече¬вых действий, которым его обучает взрослый. Эти способы, как правило, достаточно жестко фиксированы, стан¬дартизированы, что фактически должно исключать творчество дошкольников. От последних требуется лишь точное и полное усвоение определенных знаний, умений, способов действий. Но такого точного усвоения знаний и умений прак¬тически не происходит. Дело в том, что ребенок в процессе усвоения пре¬ломляет новое знание, новое умение через свое понимание мира, пропуска¬ет его через свой личный опыт, кото¬рый неповторим и уникален. Новое зна¬ние творчески трансформируется каж¬дым ребенком и приобретает свой ко¬лорит и свои особенности. В этом про¬цессе наблюдаются существенные ин¬дивидуальные различия детей. Некото¬рые дошкольники при усвоении новых знаний проявляют настоящее творче¬ство: они задают взрослому массу воп¬росов, у них происходит актуализация разнообразных прежних знаний, позво¬ляющих осмыслить новые сведения с самых неожиданных сторон. При этом наблюдается глубокое взаимопроник¬новение новых и уже имеющихся зна¬ний, ведущее к перестройке какой-то части прежнего опыта ребенка, порож¬дению оригинальных интересных дога¬док, предположений, которые не были запрограммированы содержанием обу¬чения. Эти процессы являются основой тех неожиданных актов творчества, которые порождаются и реализуются ребенком сразу, экспромтом, на одном дыхании. В проводимом нами иссле¬довании изучаются механизмы такой трансформации (творческой перера¬ботки) ребенком вновь приобретаемо¬го опыта, а также количественные и качественные особенности преобразую¬щей, комбинирующей деятельности де¬тей в этом процессе. Особое внимание уделяется изучению места и роли фантазии в развитии творчества дошколь¬ников.

Творческий про¬цесс — это особая форма качественно¬го перехода от уже известного к но¬вому, неизвестному. У детей этот пере¬ход осуществляется в процессе много¬образных форм поисковой деятельно¬сти, направленной на решение новых, необычных для ребенка задач. Чем раз¬нообразнее, вариативнее пробующие действия детей, чем гибче, оригиналь¬нее поисковая деятельность, тем боль¬ше возможности получить в конечном итоге новый, необычный результат. В этом процессе ребенком добывается тот новый материал, на основе кото¬рого будут затем строиться оригиналь¬ные замыслы, идеи, создаваться новые рисунки, постройки и т. д. В связи с этим одна из основных линий раз¬работки проблемы творчества заключа¬ется в изучении поисковой деятель¬ности детей: условий ее усложнения и развития, становления и смены ее основных форм, анализ структуры и особенностей функционирования этих форм.

Одной из важных форм поисковой деятельности является так называемое детское экспериментирование. Это ис¬тинно детская самостоятельная дея¬тельность дошкольников, возникающая в раннем возрасте и интенсивно раз¬вивающаяся на протяжении всего до¬школьного детства. Данный период раз¬вития ребенка характеризуется высо¬кой сенситивностью к этой деятель¬ности, в процессе которой дети прояв¬ляют удивительную выдумку и изо¬бретательность.

Детское экспериментирование харак¬теризуется общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете или на создание ново¬го продукта (постройки, рисунка, сказ¬ки и т. д.). Получение новых ориги¬нальных результатов выступает как основной мотив данной деятельности. Эта деятельность не задана ребенку заранее взрослым в виде той или иной схемы, а строится самим дошкольни¬ком по мере получения всех новых све¬дений об объекте. Особенности данной деятельности позволяют предположить, что в ней достаточно четко представ¬лен момент самодвижения, самораз¬вития: преобразования объекта, произ¬водимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны, свойства объекта. Новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют построить новые, более сложные и совершенные преоб¬разования. По мере накопления знаний об исследуемом явлении ребенок по¬лучает возможность ставить себе новые, все более сложные цели. Таким об¬разом, данная деятельность является прекрасной моделью, на которой мо¬гут быть изучены механизмы самодви¬жения, саморазвития детской деятель¬ности.

Деятельность экспериментирования чрезвычайно многообразна и легко под¬дается формированию и развитию в самых различных направлениях. На¬ряду с реальным экспериментирова¬нием с окружающими предметами и явлениями у дошкольников начинает развиваться так называемое мысленное экспериментирование, когда ребенок экспериментирует не только с различ¬ными предметами и явлениями, но и с собственными знаниями, способами умственных действий. Это открывает принципиально новый путь самостоя¬тельного творческого добывания новых знаний, новых средств и способов дея¬тельности.

В поисковой деятельности нахо¬дит проявление и развивается природ¬ная любознательность детей, их актив¬ное отношение к окружающей дей¬ствительности, формируется наиболее действенная часть индивидуального опыта ребенка.

Творчество де¬тей всегда насыщено яркими положи¬тельными эмоциями. И благодаря этому обстоятельству творчество обладает большой притягательной силой для дошкольников, познавших радость пер¬вых, пусть пока маленьких, но откры¬тий, удовольствие от своих новых ри¬сунков, построек и т. д. Возникает одна из сложнейших проблем исследования взаимодействия и взаимосвязи творче¬ского процесса с эмоциональным раз¬витием дошкольников. Яркие эмоции становятся основой формирования ост¬рой потребности детей не только в конечном продукте творчества, но, глав¬ное, в осуществлении самого этого про¬цесса в известной мере независимо от решения частных, утилитарных задач. Это способствует раскрепощению раз¬личных детских деятельностей, имею¬щих творческий характер, благоприят¬ствует их развитию. Таким образом, эмоциональная насыщенность процесса детского творчества ведет к интенси¬фикации развития новых мотивов дея¬тельности дошкольников, что суще¬ственно перестраивает мотивационно-эмоциональную сферу ребенка и, в ко¬нечном счете, способствует формирова¬нию эвристической структуры личности.

Среди декоративно-прикладного творчества дети любят заниматься больше всего изобразительным искусством, в частности, детским рисованием.

По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления. Большую роль в развитии творческих способностей детей занимают занятия по шитью, вязанию. Изучив основы вязания, дети сами комбинируют узоры, творчески подходят к выполнению изделия.     Раскроив себе, изделие дети подбирают оформление для изделия, по принципу цветовой гаммы. В процессе таких занятий у детей развивается логическое мышление, творческое воображение.

Важное место в художественно-творческой деятельности детей занимает музыка. Детям доставляет удовольствие прослушивание музыкальных произведений, повторение музыкальных рядов и звуков на различных инструментах. В дошкольном возрасте впервые зарождается интерес к серьезным занятиям музыкой, который в дальнейшем может перерасти в настоящее увлечение и способствовать развитию музыкального дарования. Дети учатся петь, выполнять разнообразные ритмические движения под музыку, в частности танцевальные.

Вокальные занятия также являются творческой деятельностью. Пение развивает музыкальный слух и вокальные способности.

Для раскрытия творческих способностей, используются коллективно разыгрываемые этюды, музыкально-танцевальные импровизации.

Рисование популярно среди детей дошкольников 5 - 6,5 лет. Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку в определенной степени можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки. В изобразительной деятельности 6-летних детей находят отражение такие специфические особенности их мышления, как конкретность, образность. Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент, некоторые половые различия.

Лепка позволяет изобразить предметы в трехмерном пространстве. В ходе лепки ребенок может передать форму человека, животных, птиц, фруктов, посуды и т.д. Ценно, что свойства используемых в лепке материалов позволяют неоднократно менять форму, достигая желаемой выразительности. Именно развитию способности передачи выразительности образа в лепке необходимо уделить особое внимание в работе с детьми поступающими в школу. Важно, чтобы ребенок умел вылепить не просто фигуру человека, а человека определенного возраста, героев конкретной сказки - Незнайку, Чебурашку и т.д. Он должен уметь передать движения человека, животных, отражая характер образов и динамику действий.

Занимаясь аппликацией, дети учатся вырезывать из бумаги разнообразные сюжеты, узоры, орнаменты, наклеивать их на цветной фон. Дети выполняют как индивидуальные, так и коллективные работы. Дети учатся аккуратности, усидчивости, осваивают основные приемы вырезывания, правила работы с клеем.

В процессе изобразительной деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму. В наибольшей степени этому способствуют занятия, на которых дети создают изображения не по частям, а из целого куска пластилина, одной линией контура в рисовании. Ребенок успешно овладевает письмом, если но умеет производить рукой ритмичные, равномерные, плавные движения. Формированию такого рода движений способствует рисование растений, декоративное рисование по мотивам вышивок, росписей и др. В процессе рисования предметов различной формы, величины и пропорций формируются умения удерживать определенное направление.

Работа с природным материалом поможет ввести маленьких почемучек в домашнюю природную мастерскую (или в мастерскую детского сада), где сохранен необычный запах застывшей природы: тонко пахнут смолой шишки елки, поблескивает своим солнечным светом солома, перламутром переливаются ракушки. Каждый природный материал, который сейчас лежит в коробочках или на полках в природной мастерской, будит воспоминания ребенка о теплой морской волне, которая набежала на берег и принесла с собой красивые ракушки, или о летней прохладе леса, или воспоминания о неиссякаемом тепле и особом запахе степной пыли, смешанном с нежным запахом пшеницы в тех местах, откуда вы принесли солому. Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.

Чтобы дети не были гостями в природной мастерской, а стали в ней хозяевами, задумаемся над тем, чем являются их встречи с природой в этой мастерской - забавой, заполнением свободного времени или интересным делом. Изготовление игрушек, поделок из природного материала - труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придет и ловкость в работе. На важность использования природного материала в деятельности ребенка обращал внимание А. С. Макаренко. Он указывал, что материалы (глина, дерево, бумага и т. д.) "ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру. В игрушке-материале есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии".

С прогулки дети часто приносят желуди, шишки, ветки; с экскурсии к водоему - красивые камушки, ракушки. Ребята подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала. Например, дети узнают, что орехи круглые, коричневые, с бугристой поверхностью; желуди овальные, блестящие, желтовато-коричневатые; рогоз цилиндрический, с мягкой бархатистой поверхностью, коричневый и т. д.

Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.

Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он нередко повреждает игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений. В. А. Сухомлинский писал: "Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли".

Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления. Если проследить путь работы с детьми по изготовлению поделок из природного материала, то можно заметить, что вначале ребята рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления; затем после усвоения этого процесса задания усложняются: воспитанникам показывают рисунок или фотографию игрушки, которую нужно сделать, и, наконец, они без предварительного анализа изготовляют поделку по заданию или по собственному замыслу.

Занимательность работы по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию у детей внимания - повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание. Например, во время изготовления собачки детям предлагают вначале посмотреть, где надо делать отверстия для лап (они должны быть расположены симметрично, на одном уровне, не слишком высоко и не слишком низко, чтобы были как настоящие), как прикрепить голову и другие детали.

Поделки из природного материала в большой мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.

Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития. Сколько искренней радости, восторга приносят малышам незамысловатые поделки из ракушек, рогоза. Любимой игрушкой детей становится какой-нибудь забавный веселый человечек, изготовленный своими руками. Положительные эмоции являются важным стимулом воспитания трудолюбия.

Труд по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Не так-то просто сделать игрушку: ее изготовление требует определенных волевых усилий. Когда ребенок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить. Иногда малышу не удается сразу выполнить какую-либо работу: подобрать шишки нужной формы для создания ослика, плюски из желудей для шапочек или соединить части игрушки определенным способом. Под руководством взрослого ребенок учится устанавливать причины неудач, преодолевать их. Постепенно у него формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

В процессе работы с природным материалом создаются положительные условия для формирования общественных мотивов труда, которые в старшем дошкольном возрасте приобретают значительную побудительную силу. Каждый ребенок получает возможность почувствовать и пережить радость от личного участия в общем деле. В данном виде труда есть реальные возможности формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности. Так, при изготовлении поделок ребята встречаются с необходимостью не только анализировать образец и планировать последовательность действий, но и контролировать себя по ходу работы, соотносить свой результат с образцом.

Труд по изготовлению игрушек из природного материала может быть индивидуальным и коллективным. Коллективный труд приносит детям большую радость своей слаженностью, четкой организованностью. У ребят наблюдаются стремление оказать друг другу помощь, заинтересованность результатом общего дела. Желательно использовать разнообразные виды коллективной работы детей для формирования у них умений планировать свою деятельность с учетом общей цели, распределять операции. Большое влияние коллективный труд оказывает на формирование у воспитанников детского сада дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества.

Результаты коллективного труда, особенно одобряемые взрослыми, окрыляют ребят, побуждают их к выполнению новых поделок. За каждую работу они берутся все с большим эмоциональным подъемом. При правильной организации воспитательно-образовательного процесса работа с природным материалом становится эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Гульянц Э. К. Базик И. Я.Что можно сделать из природного материала: Кн. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд. дораб. - М. Просвещение 1991 -175 с.

Кудрявцев В. Синельников В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диаг¬ностике творческих способностей. -1995 № 9,№10

11. Паскаль. Методическое пособие для преподавателей начальной школы и воспитателей детских садов по курсу "Развитие творчества".