Информационная открытость

И.В.Железнова.

инструктор по физической культуре

МБДОУ «ЦРР - Детский сад №81»

(г. Бийск)

Проектная деятельность в организации работы по физическому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС

Стандарт дошкольного образования – это совершенно особый документ, связанный с поддержкой разнообразия детства Это расширение возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребенка дошкольного возраста; обеспечение условий здорового образа жизни; развитие интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству. Дошкольное детство должно быть разнообразным. Это норма. В этом и суть всего стандарта. Первые навыки в рисовании, пении, танцах, физических упражнениях, чтения, счета войдут в мир познания ребенка через ворота детской игры. В условиях перехода дошкольного образования на ФГОС у педагогов есть прекрасная возможность в рамках проектной деятельности заниматься развитием личностного потенциала и способностей каждого ребенка дошкольного возраста.

В нашем учреждении разработаны и внедрены ряд физкультурно-оздоровительных проектов. Один из них физкультурно - оздоровительный «Звездочки на льду», реализация которого направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, привлечение дошкольников к регулярным занятиям физической культурой и спортом, увлечение детей и взрослых идеей здорового образа жизни. Главным элементом новизны является разработка методики по обучению катанию на коньках детей от 5 лет с элементами фигурного катания и внедрение ее в дошкольное учреждение. Внедрение в практику данной методики способствует созданию атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения саморазвития ребенка, творчества, игры, общения, а так же способствует формированию осознанной потребности в освоении ценностей здоровья, физической культуры, спорта. Подход, в котором реализуется данный курс – компетентностный. Полученные знания, умения, навыки будут аккумулированы в жизненной ситуации. Применяемая технология, поддерживающая компетентностный подход – игровая. Начинается все с того, что у детей вызывается интерес и желание кататься на коньках, формируется первоначальное представление о технике катания на коньках. Дети знакомятся с необычным для них видом движения на льду, которое требует от них больших физических затрат, а значит и обеспечения общефизической подготовки. С этой целью на занятиях включаются различные упражнения развивающие ловкость, направленные на работу сенсорных систем организма: наклоны, повороты, приседания, ускорения и замедления темпа катания. Сложность сохранения равновесия на малой площади опоры повышают тонкость анализа положений и перемещений тела и развивают вестибулярный аппарат. Дети работают над качеством выполнения движения, над скоростью выполнения. Во время обучения новому движению, оно получается неловким, неуклюжим, но с каждым новым занятием, движения становятся более рациональным, координированными, точными, непринужденными, быстрыми. Отрабатывая движения или элемент катания, ребёнок не просто разучивает его, он начинает самостоятельно придумывать, усложнять, находить новые формы исполнения этого движения или элемента.

Катание на коньках, это одна из форм творческой двигательной активности. Катаясь на коньках и имея уже в запасе ряд элементов, дети стараются соединять их в комбинации, создать какие-то новые сочетания уже известных движений. У детей в процессе этого накапливается опыт двигательного творчества и развивается выносливость. Все занятие дети находятся в движении: длительно скользят выполняя определенный элемент ласточку, цаплю, пистолетик, либо просто выполняют скольжение ходом вперед, назад или произвольно катаются. Другими словами ребенок поддерживает заданную интенсивность двигательной деятельности. Когда у детей хорошо сформируются двигательные навыки, закрепляем их подвижными играми. Благодаря играм более интенсивно происходят качественные и количественные изменения в движениях на коньках. Параллельно играм на занятиях в зале и на льду использую танцевальные и «образные» физкультурные упражнения, развивающие пластику, гибкость, легкость тела, снимающие мышечные зажимы, дающие ребенку ощущение свободы и радости. Эти упражнения благотворно влияют на формирование правильной осанки у детей.

Двигательное воображение, которое формируется у детей при катании и создании образа, неразрывно связано с развитием у детей выразительности движений. Что является одной из главных задач в театрально – постановочной деятельности на льду. Для решения этой задачи, я на занятиях использую двигательные инсценировки, импровизации. Материалом для этого служат сказки, вымышленные или реальные герои взятые из жизни. В итоге возникает своеобразный язык движений, на котором ребенок выражает свой творческий потенциал. Игровые и танцевальные приемы обучения позволяют совершенствовать приобретенные навыки катания на коньках и на основе их вырабатывать новые: быстроту реакции, умение управлять коньками и туловищем в зависимости от способа катания, навыки катания врассыпную с внезапными остановками. Осуществляя театральные постановки на льду, особое значение предаем совместной деятельности. Задания, предлагаемые ребятам, приобретают для них отчетливо выраженный характер, а, следовательно, и подлинно развивающий смысл. Действуя от имени осторожных птичек, юрких мышат, неповоротливых медведей, хитрых лисичек ребенок вводится в зону развития своих собственных двигательных возможностей, одушевляя, одухотворяя их. При этом учась незаметно для себя наблюдательности, сопереживанию, артистизму.

Используя в работе театральные постановки на льду, мы основываемся на представлениях выдающегося психолога Л. С. Выгодского: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».

Проект «Веселые путешественники» интегрирует в себе все образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие. Уже к 2,5-3 годам дети приобщаются к информационной социализации, уже становятся информационными акселератами, они становятся другими в отличии от нас. Для них нужны совсем другие игры, игры, через которые они смогут учиться. Все более и более популярной среди детей во всем мире становится игра ролевой квест. Квест – это приключенческая игра. Но игра не простая, а полная загадок и головоломок, хитрых маршрутов и неожиданных поворотов, требующих внимательности и наблюдательности, азарта и смекалки. Ролевой квест – массовый вид ролевой игры, в которой игроки действуют за вымышленных или реальных персонажей в различных сюжетных обстоятельствах, разыгрывают их в форме свободной импровизации и совместно создают сюжет игры. В ролевой игре живого действия все происходит в реальности. Ролевой квест часто носит соревновательный характер, это происходит при участии нескольких команд. Ролевой квест - это бесценный опыт общения детей, достижения компромиссов и поиска решений. Если вы хотите сплотить детскую команду, научить их работать вместе, развивать их коммуникативные способности - лучшего инструмента, чем ролевой квест не придумать. Педагоги могут увидеть дополнительный плюс таких игр - ребенок увлекается пройденной темой и начинает самостоятельно изучать ее, отвечать на неизвестные вопросы, исследовать и экспериментировать. Таким образом, привлечение детей к активному образу жизни, их участие в подвижных ролевых играх, спортивных играх-соревнованиях помогают развивать у них позитивное отношение к здоровому образу жизни.

Ключевой фигурой в ФГОС ДО прописан ребенок, но и педагогу отводится немаловажная роль. Стандарт дошкольного образования нацелен на Концепцию социальной успешности человека, у руля стоит – его величество ребенок. Главная наша задача - развить мотивационно-ценностную сферу: чувство гордости у ребенка за свои достижения; повысить мотивацию у дошкольников - развить качества - сотрудничество со сверстниками; умение самостоятельно строить, планировать свою деятельность в игре, а не с помощью взрослых выполнять алгоритм действий; развивать социализацию жизненных навыков.

Литература:

1. Вавилова, Е.Н. Укрепляйте здоровье детей [2. С.14] /Е.Н. Вавилова. - М. Просвещение, 2003. – 34 с.

2. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим / М.Ю. Картушина – М. ТЦ «Сфера», 2004.

3. Крусева Т.О. «Справочник инструктора по физической культуре» Ростов на Дону «Феникс, 2005

4. Пустынникова Л. Н. Коньки в детском саду. [1. С. 23] / Л.Н. Пустынникова – М. Просвещение, 1988. 79с.

5. Чайковская Е.А. Фигурное катание [2. С 9] / Е.А. Чайковская. – М. Физкультура и спорт, 1986, - 31с